Сотрудничество с родителями как обязательное условием обеспечения целостности жизни ребенка.
методическая разработка

Антипина Светлана Ивановна

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

   Дошкольные учреждения играют важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе не возможно.

        Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно пример родителей их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

   Таким образом семья  и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество с родителями как обязательное условием обеспечения целостности жизни ребенка.

     Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

   Дошкольные учреждения играют важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе не возможно.

        Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно пример родителей их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

   Таким образом семья  и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.

 В Концепции дошкольного воспитания (16 июня 1989)                                    в разделе «Семья, детский сад, школа» говорится:

«Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.  

    ….Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе».

 Взаимодействие педагогического коллектива нашего детского сада  с семьями воспитанников строится на основе сотрудничества и направлено на педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении физического и психического здоровья дошкольников, в развитии индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.

         Главным в контексте взаимодействия детского сада с семьей является личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, что позволяет решать следующие задачи:

  • Изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
  • Приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни детского сада.
  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).

         Для решения поставленных задач используются следующие формы и методы работы с семьей:

  • формирование единого понимания педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • индивидуальное или групповое консультирование;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • беседы с членами семьи;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • совместные досуги, праздничные мероприятия;
  • ведение страничек для родителей на сайте .

         Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада в процессе:

  • ежедневных непосредственных контактов в утренние и вечерние часы;
  • ознакомления родителей с информацией, подготовленной воспитателями, об их детях;
  • неформальных бесед по вопросам воспитания и развития детей.

 Для реализации содержания этой работы в ДОУ используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Наиболее эффективными стали сочетания коллективных и индивидуальных форм: беседы, консультации – размышления, родительские гостиные. Важно расположить родителей к себе, вызвать на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими сомнениями.

  Анализ работы позволил выделить две наиболее приемлемые формы:

 -совместные мероприятия педагогов и родителей (родительские собрания, родительские гостиные, консультации, беседы, тематические выставки, посещение на дому, встречи с администрацией и специалистами, родительский комитет);

   -совместные мероприятия педагогов, родителей и детей (дни открытых дверей, праздники, развлечения, концерты, оформление групп, выставки, соревнования, благоустройство ДОУ и территории).

        Подробно остановимся  о взаимодействии с родителями при проведении совместных мероприятий.

        Одна из задач детского сада – создание условий, в которых человек, будь то ребенок или взрослый, мог бы попытаться раскрыть свои потенциальные творческие возможности. Ключевыми моментами работы сада, являются общесадовские события, и в первую очередь праздники, которые легли в основу календарного плана работы. Жизнь внутри любой группы - продукт творческого сотрудничества педагогов, детей и родителей этой группы. Общие праздники-события являются тем полем, на котором можно показать результат работы всех и каждого в отдельности. Основная задача таких праздников – создание среды, окунувшись в которую, каждый участник этого действия смог бы в полной мере ощутить себя по-настоящему в игре, прожить это событие, попробовать свои силы. За годы работы детского сада созданы и окрепли традиции, которые, с одной стороны, требуют поддержки и сохранения, а с другой –подвигают на поиски новых ходов в рамках этих традиций. Годовой календарный план детского сада представлен следующими основными событиями:

 1 сентября – праздник для первоклассников»;

 «Праздник осени» (праздник урожая, плодов запасов на зиму,

даров осени; их изучение, исследование, изготовление поделок из

них).

 спортивные Дни здоровья;

● «День матери»

 «Новогодняя сказка»,

● « Праздник для защитников Отечества»

 «Праздник мам»;

● «Масленица»;

 «Пасха»;

 «Праздник песни»;

  «Выпускной»;

 «День защиты детей».

      Каждое событие имеет свои собственные задачи и способы их решения. Так, праздник «Здравствуй, осень золотая!» –первое масштабное общее действо (дети –педагоги –родители), которому предшествует большая подготовка –преддействие (погружение в материал, разучивание песен, танцев, постановка «живых картин» и т.п.). «Новогодняя сказка» –серьезная постановочная и репетиционная работа для детей и взрослых по созданию сказочного новогоднего представления.

     «Масленица», «Пасха»- требует от детей и взрослых умения встраиваться в общую игру, от групп –умения взаимодействовать друг с другом (ритуал «приглашения в гости»). На Празднике Дня защиты детей группы выступают уже как сложившиеся команды детей и взрослых, демонстрируя таким образом своеобразный итог года. Поскольку  группа детского сада –разновозрастная, каждый ребенок в течение пребывания в детском саду проходит этот годовой цикл несколько раз, с каждым годом увеличивая объем своего участия, повышая уровень его сложности и степень самостоятельности. Насколько это возможно, праздники детского сада соотнесены со школьными (например «День знаний»  праздник осени, Новогодняя сказка, Масленица). Праздники – объединяющее пространство, позволяющее детям, педагогам, группам, родителям, семьям по-новому проявить себя, обнаружить в себе новые качества и способности. Праздник можно считать удавшимся, если он интересен всем: детям, воспитателям, организаторам, родителям. Нам не близка идея «праздника для детей», когда все придумано и создано взрослыми, скорее, речь идет о «празднике для всех», в котором каждому найдется место, радость, хлопоты, волнения. Праздник готовит команда, инициативная группа, задача которой –из нескольких идей выбрать одну и «вырастить» ее в праздник. Настоящая идея рождается в процессе обсуждений и споров. В инициативную группу может войти любой, кому эта работа интересна, кто готов слушать других и не бояться ошибаться. В работе команды важны интуиция, вкус, опыт каждого ее члена. По мере разработки идеи в работу включаются новые люди. Идея обретает цвет и характер, появляются сюжетные повороты, подробности. Праздники – один из инструментов объединения школы и детского сада. Детский сад всегда может рассчитывать на помощь школы в подготовке и проведении праздников, становясь для школьников пространством пробования себя в самых разных видах деятельности (организаторской, педагогической, актерской и т.д.), выполнения ими проектных и творческих работ.

       Открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, создание активной развивающей среды обеспечивают возможность реализации единых подходов к развитию личности дошкольника в семье и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»

Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»...

Культура здоровья семьи - одно из обязательных условий воспитания культуры здорового ребенка.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. ...

Консультация для воспитателей "Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка."

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфер...