Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»
статья (подготовительная группа) по теме

Лягина Ольга Владимировна

Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_prezentatsii_avtosohranennyy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка», автор Лягина О.В.

Тема методической разработки -  «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития личности ребенка». Это именно та область, в которой мной получены практические достижения, как педагога и составляет суть моего вклада в образование.

Условием формирования личного вклада в образование является то, что мной изучена деятельность отечественных педагогов, которыми  накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи, а именно  Константина Дмитриевича Ушинского, Надежды Константиновны Крупской, Петра Францевича  Лесгафта, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского. Важными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности.

Эффективность взаимодействия образовательной организации и семьи доказана  и в работах наших соотечественников – Ирины Николаевны Кольцовой, Галины Григорьевны Григорьевой, Юлии Александровны Тишкиной.

Я являюсь активным участником районных методических объединений г.Бор по вопросам семейного воспитания и обобщения опыта взаимодействия с семьями воспитанников.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения - становление личности ребенка.

После того, как мною был прослушан семинар по теме «Традиционные и инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания детей», а также изучена современная методика по семейному воспитанию Надежды Михайловны Метёновой, меня заинтересовали нетрадиционные формы работы с семьей, так как система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей.

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования заключается в том, что ведущей идеей в осуществлении профессиональной деятельности являются исследования ученых о том, что семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла»,  а также важной является мысль о том, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия, что способствует их сближению.

Целью методической разработки является - повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании, а также привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.

Задачи:

  1. Создать условия для взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей и семейных традиций.
  2. Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
  3. Углублять представления воспитанников о семье и ее истории, учиться составлять генеалогическое древо с опорой на историю семьи.
  4. Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека.
  5. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Ведущей педагогической идеей является концептуальная мысль Татьяны Александровны Марковой  о том, что взаимодействие образовательного учреждения и семьи рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания, строится на основе единого понимания и предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие.

Реализация педагогической деятельности состояла из нескольких этапов.

Первоначальный этап моей деятельности заключался в наблюдении за детьми, которое показало, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», наблюдались неточные знания о истории своего рода. Анализ анкетирования родителей также показал, что в семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, между родителями нет согласованности.

На следующем этапе была реализована система работы по достижению определенных для работы целей и задач. При реализации системы работы по взаимодействию с семьей для обеспечения целостного развития личности детей мною используются такие формы работы с воспитанниками,  как

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим социальным миром «Герб моей семьи», рисование «Семейные реликвии», составление рассказов «Моя семья».

Проводятся беседы и рассматривание альбомов «Бабушкины куклы», «Семейный выходной», «Цветок здоровья семьи».

Дети играют в дидактические и сюжетно-ролевые «Семья», «Дочки-матери», «Дочка заболела».

Совместно с родителями проводятся различные праздники и развлечения, «Мамин день», «До свидания, детский сад», «Масленица».

Каждый ребенок изготовил генеалогическое древо своей семьи и подготовил рассказ о своей родословной.

А также мы регулярно читаем «Большую книгу сказок о маме» и семейные сказки, которые передаются из уст в  уста.

При взаимодействии с семьями используются разнообразные современные формы работы, такие как

проектная деятельность совместно с родителями по темам «Герб нашей семьи», «Цветок здоровья семьи».

В группе оформлен Почтовый ящик для пожеланий родителей.

Проводятся праздники и развлечения «Олимпиада моей семьи», «Поле семейных чудес», «Семейное ток-шоу», «Вечерние игралки-заседалки», «Семейная гостиная», «Мой дом – моя крепость», «Сядем рядком, да поговорим ладком», «Семейная идиллия – совместные усилия», «Ярмарка даров природы», «Широкая масленица».

Оформлены консультации для родителей «Как найти подход к ребенку», «Успокойте малыша» и другие.

Проводятся семейные мастерские «Мир детства».

Организованы мини-экспозиции «Хобби моей семьи», «Мама-рукодельница», «Мы – спортивная семья!»

Регулярно пополняются тематические фотовыставки «Наши питомцы», «Семейный фотограф».

Активное участие приняли родители в проведении арт-терапии на камнях.

Родители активно общаются на форуме детского сада, а так же общаются со мной  через электронную почту.

Диапазон личного вклада в развитие образования заключается в

разработанной мной целостной системе взаимодействия с семьями воспитанников, оформлена картотека бесед и игр на тему «Моя семья», выставка «Мое генеалогическое древо», «Герб семьи», а также  семейные фотоальбомы, тематические стенды и консультации для родителей; разработаны сценарии культурно-досуговой деятельности с родителями;

Регулярно организуются семейные мастерские и совместные досуги.

Все это демонстрирует мой личностный вклад в данной области педагогической практики.

Представленный опыт  работы  предложен мной коллегам для применения в их педагогической деятельности.

По итогам повторного анкетирования, рефлексии, наблюдений за детьми можно сделать вывод о том, что проведенная работа  способствовала:

-          Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

-          Сохранению семейных ценностей, уважения к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.

-          Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.

-          Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Восстановлению преемственности семейных поколений.

-          Произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций.

-          Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.

 От родителей в свою очередь мы слышим только слова благодарности.

Механизм распространения педагогического опыта

- на базе детского сада реализован через проведение семинара-практикума для коллег.

- на муниципальном уровне через проведение районного методического объединения на тему «Обучение и воспитание детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях».

- на региональном уровне я принимала участие в областном конкурсе методических разработок «Семья – основа воспитания».  Также транслируется опыт в сети Интернет – на собственном мини-сайте, сайте нашего учреждения и в сетевых педагогических сообществах.

При подготовке методической разработки мною была использована литература таких авторов как Арнаутова, Бутырина, Григорьева, Маркова, Давыдова и других, которых вы можете увидеть на экране.

На перспективу в своей дальнейшей педагогической деятельности, мной запланировано

оформление альбома «Пословицы о доброте» (с иллюстрациями детей),

ежемесячный выпуск тематического журнала «Хобби», «Мой выходной»,

создание мини-музея «Игрушки детства родителей», а также публикация рубрики на сайте детского сада «Народные премудрости от Ивана да Марьи»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка

«Человек рождается не для  того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой…, человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жи...

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка.

«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач              воспитания личности ребёнка дошкольного возраста” В.А....

Статья "Семья как важнейшее условие обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста"

Статья будет полезна для родителей, стремящихся воспитать гармонично-развитую личность. Поможет выстроить систему поведения в отношении своего ребенка....

Сотрудничество с родителями как обязательное условием обеспечения целостности жизни ребенка.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.   Дошко...

Методическая разработка "Взаимодействие с семьями воспитанников"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗНАЧЕНИЕ ЛЕПКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ" Многие родители, заинтересованные в том, чтобы их дети творчески развивались, знают, насколько важны для детей занятия лепкой.К...

Методическая разработка Родительское собрание «Семья – это важно! Семья – это сложно!»

Родительское собрание совместно с детьми среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) «Семья – это  важно! Семья – это сложно!»...