Взаимодействие семьи и ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка
статья (подготовительная группа) по теме

Федянина Гульнара Серверовна

     «Человек рождается не для  того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой…, человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей!» - эти слова В.А.Сухомлинского  золотой нитью проходят в нашей работе с родителями. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему « всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка

                                                                                              Г.С.Федянина

     «Человек рождается не для  того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой…, человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей!» - эти слова В.А.Сухомлинского  золотой нитью проходят в нашей работе с родителями. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему « всем миром»: детский сад, семья, общественность.

     Работая в дошкольном учреждении много лет видим, что большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания. В связи с этим усилилась тенденция самоустранения многих родителей от вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, чаще всего интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов и не обеспечивает полноценное  развитие ребенка.

     Нашим ДОУ накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Взаимодействие педагогов  с родителями строится на обмене мыслями, чувствами, переживаниями; оно направлено на повышение педагогической культуры родителей,  формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышая педагогическую культуру родителей разрешается противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.

Цель нашей работы:

- повышение педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений родителей и детей;

- повышение практических умений родителей в воспитании детей;

- создание атмосферы взаимоуважения на принципах единого подхода к воспитанию и обучению детей;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей;

- обеспечение двойной защиты детей (со стороны родителей и педагогов), эмоционального комфорта.

Алгоритм взаимодействия с семьей

1 этап: Первоначальное знакомство.

- Изучение семьи ребенка, ее индивидуальных особенностей;

- Наблюдение за ребенком, его поведением в детском коллекиве;

- Наблюдение за характером детско-родительских отношений  и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями.

2 этап: Обсуждение и предположение  первоначальных задач.

-Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;

- Просмотр родителями разных видов детской деятельности (занятий, гигиенических процедур, игр с детьми, развлечений);

- Привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества;

- Проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

3 этап: Установление общих требований к воспитанию ребенка.

-Побуждение родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка;

- выслушать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно;

- предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки единых требований.

4 этап: Упрочение сотрудничества в достижении общих целей.

-Фронтальные встречи с родителями;

- Родительские собрания;

- просмотр занятий, развлечений и других режимных моментов;

- реализация единых требований дома и в детском саду;

- обмен мнениями по результатам совместных усилий – «круглые столы».

5 этап: Реализация индивидуального и дифференцированного подхода.

- Родители и педагог обмениваются сомнениями, затруднениями, советуются друг с другом, как лучше решить определенные трудности и проблемы;

- Совместно вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе и на перевоспитание ребенка.

6 этап: Совершенствование сотрудничества.

- Тщательно анализируется процесс совместной деятельности;

-  подводится итог реализации единых педагогических воздействий;

- Предлагается поделиться впечатлениями об общении родителей и ребенка.

- Совместные проекты «Семейное дерево», «Дом моей мечты», «Наша дружная семья» и прочее.

     Одной из продуктивных форм взаимодействия с семьей в нашем ДОУ стало проведение совместных мероприятий и проектов с семьей:

- Фотовыставки семейных проектов; поделки из природного материала;

- Развлечения (участники – родители);

- Мастер-классы родителей (в цикле мероприятий по знакомству с профессиями родителей);

- Родительские собрания (с театрализацией, где актеры – родители и дети);

- Субботники  на территории ДОУ, посадка плодово-ягодного сада;

-  Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- совместные походы на природу и многое другое.

     Цель всех этих мероприятий:

- сближение членов семьи: мамы, папы и ребенка.

- создание условий комфортности и уюта во взаимоотношениях ребенка и родителей;

- вызвать у родителей нежные чувства к ребенку, научить их общаться с собственным ребенком;

- Научить детей общению друг с другом, не обижать других, проявлять сочувствие и терпимость (это невозможно сделать без активного участия семьи).

 Основная наша задача – воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме.

     Роль семьи в  обществе несравнима по своей силе  ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

     Систематически проводя целенаправленную работу по взаимодействию с семьей мы достигли положительных результатов:

- Повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье;

- педагогические знания родителей стали совершенствоваться;

-создалась атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;

-происходит обмен  опытом семейного воспитания между родителями;

- создана благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами;

- достигли совместных успехов в деле воспитания и обучения детей (дети с высоким уровнем усвоения материала пошли в школу, коллектив детей сплоченный, дети умеют преодолевать трудности и хотят быть первыми во всем);

- Родители стали активными участниками всего педагогического процесса в ДОУ  (возросла активность родителей в  подготовке и проведении всех мероприятий, улучшилась посещаемость родительских собраний, субботников, конкурсов).

«Мама, папа, я – дружная семья»

Нетрадиционная форма проведения собрания

Старшая группа

Цель: Сближение членов семьи, формирование добросердечных отношений между членами семьи, укрепление родственных связей, уважительного отношения к ребенку, как к члену семьи, создание эмоционального комфорта во взаимоотношениях, раскрепощение всех участников встречи; проявление таланта и артистизма у родителей и гордости у их детей.

Оформление зала:  Зал украшен рисунками, поделками семейных работ, фотоколлажами «Наша дружная семья», воздушными шарами, цветами.

Предварительная работа: проведен тест с детьми «Ладошки»; семьями подготовлены сценки «Что посеешь, то и пожнешь»;  басня Крылова «Ворона и лисица» на новый лад;  «Волк и семеро козлят».

Ход:

Родители сидят вместе с детьми на стульчиках, составленных кругом.

Заходят воспитатели:

Воспитатель 1: Здравствуйте, гости дорогие. Веселья Вам и радости. Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем. Рассаживайтесь поудобней, места занимайте скорей. На праздник веселый, семейный, созвали сегодня гостей.

Воспитатель 2: Мы сегодня собрались дружными семьями, потому что именно семья играет главную роль в жизни ребенка. Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на вас, дорогие родители, а это в свою очередь отражается на детях. Детские годы самые важные в жизни человека и как они пройдут, зависит от взрослых, от нас с вами. Чтобы ваши дети больше общались с вами и увидели, какие вы ловкие, талантливые – мы организовали эту встречу, которую назвали: «Папа, мама, я – дружная семья»

Воспитатель 1: Мы очень надеемся, что вы увидите много интересного и полезного и получите удовольствие от этой встречи. Сейчас вы увидите поучительную историю, которую вам покажет дружная, артистичная семья Захаровых. Сценка 1. (приложение 1)

Воспитатель 1: Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему!

Воспитатель 2: Мораль этой истории ясна: «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется».

Воспитатель 1: Очень поучительная история. Может она заставит Вас изменить свое отношение к детям. Может иногда нужно отложить даже самые несложные дела и уделить несколько минут своему ребенку. Чтобы завоевать его доверие на многие годы вперед. А как замечательно обыграли эту историю наши артисты. Давайте поблагодарим их за помощь и активное участие.

Музыкальная заставка.

Воспитатель 2: Что-то вы слишком задумались, а может мы с вами поиграем? Игра называется «Ладошки» Ребята, выходите к нам и становитесь в круг.

Воспитатель 2: играет с детьми в пальчиковую гимнастику, тихо играет музыка.

Воспитатель 1: раздает листы с ладошками, дощечки, карандаши, объясняет задание. Тест «Ладошка» - по определению эмоционального благополучия в семье.

Воспитатель 2: Смотрит, когда родители закончат выполнять тест, отправляет к ним ребятишек, со своими ладошками, заполненными еще в группе.

Воспитатель 1: Ребята, подойдите к своим родителям и покажите им свои ладошки, садитесь рядом с ними. А вы, родители, внимательно посмотрите на ладошки своих детей, в них находится секрет, а какой мы сейчас узнаем.

Воспитатель 2: С помощью этих ладошек определяется эмоциональное благополучие ребенка в семье. У ребят на ладошках разноцветные кружочки

Они обозначают: красный цвет – ребенок сам, зеленый – мама, синий – папа, желтый – брат или сестра, коричневый – дед, салатный   бабушка, оранжевый – собака, сиреневый – кошка.

     Эта ладошка – психологический тест, разработанный психолого-педагогическим институтом. Апробирован и проверен большим количеством людей, как взрослых, так и детей. А теперь смотрите на свои ладошки и сравнивайте с детскими и делайте выводы.

     Ладошка – это вся ваша семья. Каждый палец имеет свой смысл. Начнем с указательного – он у нас как бы самый значимый, отвечающий за все, и указывающий все. Он – как бы командующий лидер в семье. Обратите внимание кого на этот пальчик поместили вы, а кого ребенок. Средний и безымянный – это золотая середина, занимающая нейтральное положение в семье. Они уважаемы и признаваемы всей семьей. Мизинец – он вроде бы и значим, вроде бы и не нужен. Большой палец – он как-бы самый большой и как-бы самый важный и достает до всех пальчиков, но он сам по себе, как бы сам себе на уме. Вот и посмотрите: кто из ребят чувствует себя комфортно, рядом ли вы с ними, или они сами по себе, или они никто в доме? А может они у вас, что «хотят, то и воротят»? Командуют вами как хотят?

Если вам этот тест помог разобраться в том, что чувствует ваш ребенок и кем считает себя в семье, значит не зря мы сегодня собрались вместе. Значит она полезна и важна для всех нас.

Воспитатель1: Все вы, наверное, любите вечером, своими дружными семьями собраться за столом, за ужином и обсудить в тесном семейном кругу прошедший день, чем он запомнился, что интересное произошло у вас, родители на работе, у ваших ребят в детском саду. Но чтобы собраться за столом, за ужином его надо еще приготовить. Приглашаем две семьи приготовить ужин. Папа – будет добытчиком, пойдет в магазин и купит все необходимое, принесет маме. Мама – повар, приготовит с помощью папы и ребенка ужин. Ребенок – помощник.

     Конкурс «Приготовь ужин»

Воспитатель 2:  В нашей группе дружат не только ребята, но и все семьи. И сейчас дружные семьи Курганских и Плотниковых покажут и расскажут очень поучительные истории. Давайте их поддержим.

     Драматизация басни Крылова «Ворона и лисица» на новый лад родителями и детьми.

Воспитатель 1: Да, поучительные истории показали нам наши артисты, Какие у нас талантливые и активные ребята, и их родители.

Воспитатель 2: А еще сегодня к нам приехали артисты, которые приготовили для нас сказку. Ребята нашей группы очень любят слушать и смотреть сказки. И одна из самых любимых «Волк и семеро козлят» да на новый лад.

     Сказка «Волк и семеро козлят» семья Федюшиных и Артюховых.

Воспитатель 1: Дружат семьи Артюховых и Федюшиных. Они втайне от всех подобрали и подготовили эту сказку. Какие они замечательные артисты, а как светятся глаза у их детей от радости и гордости за своих родителей. Молодцы, большое спасибо.

Воспитатель 2: А сейчас поиграем в интересную игру. Ребята, выводите свои семьи, становитесь в круг.

Проводится игра «Передай куклу». Вы все сейчас под музыку будете бережно передавать куклу, когда музыка остановится, и кукла у кого-то останется в руках, тот должен будет что-нибудь исполнить по желанию со своим ребенком: песню, танец и пр.

Воспитатель 1: Ребята, а скажите, легко ли быть мамами? А вы помогаете мамам? А ваши папы? Вот мы сейчас и проверим. Приглашаем самых хозяйственных пап.

     Конкурс «Легко ли быть мамами

Воспитатель 2: Да, дорогие мужчины, оказывается, трудно быть мамами. Берегите, любите, жалейте своих жен. А, вы ребята, своих мам, будьте им помощниками.

Воспитатель 1: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы очень благодарны тем, кто нашел время и пришел сегодня пообщаться со своими детьми. Дети, вам понравился наш праздник? А вам, взрослые? Особое спасибо хочется сказать тем семьям, которые не отказались от домашних заготовок. Как чудесно выступали сегодня семьи: Захаровых, Артюховых, Федюшиных, Плотниковых. Не легко было организовать эту встречу, некоторые родители даже сегодня не привели ребятишек в детский сад, чтобы не потратить лишний час на своих детей.

Работа с родителями в ДОУ проводиться должна и она будет проводиться, а в какой форме, давайте мы с вами решим вместе. Ведь на сегодняшней встрече мы затронули очень много проблем. Как вам хочется, чтобы всю эту информацию мы давали вам в виде сухих докладов, казенными словами или в такой форме как сегодня? (Голосование родителей).

Принято решение почаще встречаться в такой обстановке.

     Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

     Наша работа с семьей показала, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос. Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.

Вывод: Дифференцированный подход и использование нетрадиционных форм работы дает положительные результаты. Строя педагогическую и воспитательную работу с родителями систематически, целенаправленно и совместно можно добиться высоких результатов.

                                                                       

     

Список использованной литературы:

1.О.Л.Зверева «Общение педагога с родителями в ДОУ», М. ТЦ Сфера, 2005г., 80 с.

2. С.В.Глебова «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия», Воронеж, 2007 г.  112 с.

3.О.И.Бочкарева «Взаимодействие ДОУ и семьи», Волгоград, 2008 г.,112 с.