Статья "Взаимодействие ДОУ с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка"
статья

Статья раскрывает актуальные вопросы по взаимодействию ДОУ с семьями для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsad_no_3_statya_netecha_e.v.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЁЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Нетеча Е.В., воспитатель

МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые будут служить ему в зрелом возрасте.

Любая семья, даже при отсутствии необходимых навыков, вполне способна вырастить ребёнка. В семье ребёнок получает первые навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит нас «новая философия» работы с семьёй: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, дошкольные учреждения и другие социальные институты. Два самых важных института социализации ребёнка  - это семья и дошкольное учреждение. Но, несмотря на то, что их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Семья призвана обеспечить индивидуализацию детского развития, а дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции ребёнка в социум. [2]

Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, как раз и является «взаимодействие педагогов с семьёй».

«Взаимодействие» – этот термин, в первую очередь, предполагает общение, а так же, обмен мыслями, чувствами. Основная цель этих взаимоотношений – это установление партнёрских отношений между педагогами дошкольного учреждения и  родителями воспитанников. [4]

Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения реализуется одна из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей.

Организация общения педагога с родителями воспитанников – это одна из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Поэтому необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

В нашей деятельности используются такие методы и формы работы с родителями как: наглядная пропаганда, посещение семей, советы родителей, беседы и консультации, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, совместное проведение мероприятий, семейные вернисажи.

Результатом проводимой работы является создание эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителями о психологических особенностях своего ребёнка, улучшение детско-родительских отношений.

Задача каждого педагога – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

В нашем дошкольном образовательном учреждении накоплен богатый опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.

В совместной работе с родителями осуществляется дифференцированный подход, при этом учитывается социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, что позволяет повысить культуру педагогической грамотности семьи, соблюдая при этом как общепедагогические, так и специфические условия:

  •  взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и   родителями;
  •  соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
  •  сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
  •  обеспечение в работе с родителями определённой последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить нужный подход к каждой семье. Эта работа требует от педагога деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Положительное взаимодействие будет лишь в том случае, если детский сад будет знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья будет иметь представление о дошкольном учреждении, которому доверяет своего ребёнка. Также, важным моментом при установлении контакта взаимодействия, является ежедневное информирование родителей о том, как ребёнок провёл день, каких успехов удалось достигнуть, чему научиться. [1]

Конечно, в работе с семьёй у педагогов дошкольных учреждений остаётся много трудностей и нерешённых проблем. Безусловно, решение этих вопросов не произойдёт само по себе. Для того чтобы помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная работа.

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные формы работы с родителями и нетрадиционные.

К традиционным формам относятся:

- коллективные (советы родителей);

- индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);

- наглядные (папки-передвижки, памятки, стенды, выставки).

К нетрадиционным формам относятся:

- информационно-аналитические (анкетирование, тесты, опросы);

- досуговые (праздники, выставки);

- познавательные (викторины, КВН, «круглый стол»);

- наглядно-информационные (выставки детских рисунков, фотографий, поделок из природного материала). [3]

В практике работы нашего дошкольного учреждения используются разные формы сотрудничества с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные. Проводится планомерная целенаправленная работа с родителями. Для того чтобы спланировать работу с родителями, нужно хорошо знать семьи, в которых воспитываются дети. Самой значимой формой взаимодействия воспитателей и родителей является совет родителей, где обсуждаются проблемы жизни воспитанников и семьи, коллектива группы и родительского коллектива.Само собрание не должно сводиться к монологу педагога и носить чисто информационный характер, так как это не приносит положительных результатов в образовании и воспитании детей в семье. Это должен быть взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Советы родителей носят различную тематику, например: «Успех воспитания ребёнка – в здоровом образе жизни семьи»,«Игра и её роль в развитии ребенка», «Волшебные слова – как часто мы их произносим» и др.

Эффективными формами работы с родителями являются консультации. В каждой группе дошкольного учреждения оформлен «Уголок для родителей», где размещены консультации по всем разделам программы, полезные методические рекомендации, которые постоянно обновляются педагогами.

Ещё одна из форм работы с родителями – это  папки-передвижки, памятки  в которые педагоги подбирают методические рекомендации. Такая форма работы хороша тем, что родители могут взять домой предлагаемый материал и внимательно изучить рекомендации.

Семейные праздники в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников и педагогов по случаю какого-либо события. В нашем дошкольном учреждении проводится много праздников с участием родителей. Такие мероприятия помогают почувствовать внутреннее состояние детей, понять мотивы их поступков. Например, «Встреча Нового года», «День защитника Отечества», «Проводы масленицы», «Праздник мам», «Весёлые старты».

Положительным результатом является организация совместного творчества детей и родителей. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания. Организуются выставки рисунков и фотографий. Например, выставка рисунков на темы: «Осень золотая», «Мой любимый сказочный герой», «Зимушка-зима», «Этих дней не смолкнет слава» или выставка фотографий на темы: «Вместе с мамой, вместе с папой», «Жизнь детей в детском саду», «Моя семья», также организовываются выставки поделок из природного или бросового материала, например на темы: «Дары осени», «Зимняя фантазия», «Пасхальный перезвон». Родители нашего дошкольного учреждения вместе со своими детьми и педагогом принимают активное участие в районных и региональных конкурсах.

Таким образом, использование различных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры и уровень семейного воспитания.

Задача педагогов – создать необходимые условия для понимания родителями важности своего участия в жизни ребёнка, максимально вовлечь родителей в целенаправленный процесс воспитания, что позволяет в свою очередь обогатить отношения ребёнка с родителями в регламентированной         и деловой атмосфере дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Вераксы Н. Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.

2. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду/О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер.–  М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

3. Елисеева Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

 4. Кочетова Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост.Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. –

218 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка

«Человек рождается не для  того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой…, человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жи...

Эффективное взаимодействие педагога с семьёй - залог полноценного развития ребёнка.

Обобщение опыта. Примерный план совместной работы с родителями. Фотоматериалы....

Статья на тему "Взаимодействие воспитателя и семьи для обеспечения полноценного развития личности ребенка"

Моя статья  отображает одну из актуальных проблем во взаимодействии воспитателя и семьи...

"ДОУ и семья. Опыт взаимодействия с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

  Семья – одно из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся – без се...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка»

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка, необходимо найти пути, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с эти...

Экспериментирование для обеспечения полноценного развития детей ясельной группы

Экспериментирование для обеспечения полноценного развития детей...

Взаимодействие детского сада и семьи – основа для обеспечения полноценного развития личности дошкольников с разными образовательными потребностями.

Выступление на проектной сессии "Поддержка семей, имеющих детей": от потребностей -  к созданию условий повышения родительской компетентности....