ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
материал по теме

Обобщение опыта работы с семьей в рамках социокультурного воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_seminara.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

     Аннотация: В статье представлена тема раскрывающая аспекты взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, помогающего адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

   Ключевые слова:  семья, социокультурное пространство, взаимодействие, моделирование работы.

       В общественном укладе России семья всегда занимала первостепенное место, так как от её благополучия зависело воспроизводство населения, рост материального благополучия страны, сохранность культуры, нравственная культура, социальное и психическое здоровье человека. Семья - основное пространство воспитания, развития человека. Именно в семье индивид постигает основы добра и зла, чести и порядочности, демократических взаимоотношений. Семья -  это воспитательная колыбель человечества. Здесь он совершает свои первые шаги на пути нравственного, эстетического, политического и философского освоения мира.

       Традиции семейного воспитания оказывают непосредственное влияние на социализацию ребёнка. Ни няня, ни учитель не могут дать ребёнку столько души, ласки, любви и внимания, а если нужно, то и строгости, как семья, мать. Именно мать олицетворяет для ребёнка центр Вселенной, ось мира. А многообразие телесного и словесного общения ребёнка с матерью составляет основу жизненного оптимизма. Русский просветитель Н. И. Новиков  в работе «О воспитании и наставлении детей» отмечал, что ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и твёрже примера родителей. [4, с.17]

       Семья - школа труда, школа жизни, школа поколений, которая может характеризоваться целой системой отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Это объясняется тем, что семья выполняет целый ряд специфических (рождение, содержание и социализация детей) и неспецифических (накопление и передача от одного поколения к другому собственности и статусов, организация производства и потребления, отдыха и досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению "Я" каждого) функций. Поэтому семья - это, прежде всего, социокультурное пространство воспитания и здоровьеформирующей деятельности личности.[2]
       Сущность социокультурного пространства семьи состоит в том, что это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов семейных отношений и способное выступить интегрированным условием воспитания детей, их здоровьеформирующей деятельности, социального самоопределения. [1]

       Поэтому если образовательное учреждение заинтересовано в доброумном воспитании и здоровьеформирующей деятельности обучаемых, то необходимо содружество с семьёй. В современном обществе взаимодействие образовательного учреждения с семьёй основано на ценностном подходе, который определяет приоритет ценностей в обучении, воспитании и здоровьеформирующей деятельности личности (признание человека высшей ценностью, уважение его чести и достоинства, сотрудничество, взаимопонимание, благожелательность, терпимость, способность личности к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации и т. п.)        

        Эффективное позиционирование семьи как субъекта педагогического взаимодействия опосредовано её социокультурным пространством воспитания и здоровьеформирующей деятельности личности, которое постоянно самосовершенствуется, саморегулируется. Семья, занимая ключевое положение между социальными институтами и выполняя функцию интеграции между индивидом и социумом, выступает одним из самых активных компонентов социального конструирования и развития, поскольку не только обеспечивает воспроизводство человеческого рода с его социально-культурной преемственностью, но и является самоорганизующейся системой, способной к саморазвитию.

        Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения  направлено на решение следующих задач:

- моделирование системы работы ДОУ по взаимодействию с семьей;

- контроль за ходом, промежуточными результатами  реализации поставленных задач;

- повышение профессиональной компетентности воспитателей и педагогической компетентности родителей;

- обеспечение эффективного взаимодействия между всеми участниками педагогического взаимодействия;

- создание в ДОУ положительного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества, корпоративности.

        В целях эффективного решения задач взаимодействия, участниками  деятельности осуществляется:

- подбор программно-методического обеспечения;

- комплекс мероприятий по овладению педагогами и родителями знаниями закономерностей психического и физического развития; успешными и эффективными педагогическими технологиями, приемами, средствами и методами воспитания, обучения и культурологического развития дошкольников;

- овладение технологиями педагогической рефлексии, направленной на развитие у педагогов и родителей педагогических способностей, возникновение интереса и ответственности за конечные результаты воспитательно-образовательной деятельности; умением наблюдать, критически оценивать, по мере необходимости преобразовывать педагогические ситуации и явления, сводить их в единую педагогическую систему;

-распространение лучшего и инновационного педагогического и родительского опыта;

- установление в ДОУ отношений сотрудничества между педагогами, родителями и детьми.

     Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. [5]

     Во многих ДОУ складывается уникальный опыт работы в этом направлении.  

     Методическая работа по взаимодействию с семьей  строится по двум направлениям:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей

2.  Взаимодействие  педагогического коллектива с семьей.

     1 направление - работа с коллективом ДОУ -  это длительный, регулярный системный процесс, который  осуществляется  по блокам.

     В мотивационный блок включена работа, направленная на помощь воспитателям в осознании и преодолении собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формировании установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

     Когнитивный блок включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

     Практический блок включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями.

    Каждый блок содержит разнообразные взаимосвязанные формы и методы активизации воспитателей. [6]

     В осуществлении каждого  блока системы взаимодействия непосредственно участвует старший воспитатель оказывая методическую помощь воспитателям в соответствии с их запросами, а те, в свою очередь, оказывают помощь родителям в воспитании детей.

      Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями подразделяется  на несколько позиций, а именно:

1.Диагностика, которая, в свою очередь, реализуется в двух направлениях:

а) выявление особенностей воспитания ребенка в семье;

б) диагностика работы воспитателя с семьей.  

 2.Планирование, в условиях которого в течение учебного года каждый педагог  ДОУ еженедельно планирует работу с семьей, включая:

- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

- плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;

- просмотр родителями разных видов детской деятельности (иногда в видеозаписи);

- вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров детей;

- ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;

- проведение опросов, анкетирование родителей с целью изучения их ожидания в отношении детского сада, их мнений по различным проблемам семейного и общественного воспитания детей. 

3.Методическая помощь и контроль, когда  после изучения характерных особенностей состояния работы по данному направлению  намечаются основные пути, определяем конкретное содержание и адекватные формы  методической помощи.

       Отслеживание качества взаимодействия педагогов с родителями  разворачивается параллельно и также носит цикличный характер.

     Вторым направлением в системе взаимодействия  дошкольного учреждения с семьей является  непосредственно работа педагогического коллектива с семьей.

       Длительный мониторинг в сочетании с анализом  богатого опыта работы педагогического коллектива  с семьями позволяет   выделить в работе по этому направлению следующие основные этапы:

1 этап - изучение семей воспитанников, детско-родительских отношений, посещение семей на дому;

2 этап – разработка программы сотрудничества и составление планов работы с семьями в соответствии с их особенностями (выбор содержания, форм, средств взаимодействия с семьей);

3 этап – реализация программы сотрудничества.

     Большое значение на данном этапе уделяется мотивации и вовлечению родителей в работу дошкольного учреждения.

     Используются различные формы  взаимодействия,  наиболее яркими и эффективными из них являются: организация и работа клуба  «Сад-огород»,  дни здоровья в детском саду, заключительные мероприятия по реализации проектной деятельности, физкультурные праздники.

     При этом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, причем традиционные формы осмысливаются   по -  новому.

      Таким образом, вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству, методической службе ДОУ  удается  наладить эффективную  работу с семьями воспитанников,  решая  запланированные образовательные задачи.  Это подтверждают  результаты  ежегодно проводимого мониторинга, в ходе которого отслеживаются, в частности: уровень включения родителей в деятельность ДОУ, уровень работы воспитателей с родителями воспитанников ДОУ, методическое обеспечение работы с родителями, информированность родителей о жизни ребенка в условиях ДОУ.

       В связи с этим,  можно также отметить процесс становления современной модели методической службы дошкольного учреждения, которая ориентирует педагогов и родителей детского сада на новые ценности воспитания, стимулирует развитие у воспитывающих взрослых важных способностей: исследовательских, проектировочных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных.

     Необходимо помочь родителям понять, что предметом  поддержки детей становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.

     Главное в этой ориентации — формирование механизмов самообучения и самовоспитания, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, учет индивидуальных особенностей личности ребенка.

      Следует сделать акцент на том, что в наибольшей степени перечисленные выше позиции относятся к дошкольной ступени образования, так как дошкольное детство - наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе (это относится как к педагогам, так и к родителям) - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

    Таким образом, опыт методического руководства взаимодействием дошкольных учреждений с семьями  подтверждает, что методическая служба, организующая освоение педагогами и родителями новой модели взаимодействия, практически способна улучшить традиционную для дошкольных учреждений ситуацию, когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открыть неизвестные ранее возможности развития взаимоотношений в системе «ребенок - родители – педагог».

Литература

  1. Акулова О.В., Заир-Бек Е.С., Илюшин Л.С. Компетентный подход в современном образовании: Материалы проекта НФНК. – СПб.,

2002. – 59 с.

  1. Взаимодействие с родителями в детском саду/Г.А. Прохорова-М:Айрис-пресс, 2009.- 64с
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.- №5.- С. 34-42.
  3. О воспитании и наставлении детей. Автор: Новиков Н.И. Издательство: Классика КнигаФонда, 2009. -  62 с.
  4. Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. 41.
  5. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка

«Человек рождается не для  того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой…, человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жи...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения(проект)

Актуальность проекта: Проект направлен на работу с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь ...

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в процессе воспитания личности дошкольника

Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развит...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Основной проблемой современного воспитания, на наш взгляд, является отсутствие слаженной системы взаимодействия семьи и образовательных учреждений....

Взаимодействие семьи и специалиста в коррекции речевого развития ребенка

 Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребе...

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Центральное...