ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
статья на тему

Чижикова Марина Германовна

Основной проблемой современного воспитания, на наш взгляд, является отсутствие слаженной системы взаимодействия семьи и образовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bogovaya_v.v.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Воспитание ребёнка сложный и трудоёмкий процесс, который требует усилий, как со стороны его родителей, так и со стороны образовательных учреждений, общества, частью которого он является. Первостепенной задачей воспитания ребёнка является подготовка его к самостоятельной жизни и нормальному (т.е. подпадающему под понятие социальной нормы) взаимодействию с другими членами социума.

Основной проблемой современного воспитания, на наш взгляд, является отсутствие слаженной системы взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Последние исследования в этой области отражают отсутствие взаимопонимания и, что важнее, взаимоподдержки между этими социальными структурами. Для того чтобы процесс воспитания и образования проходил нормально, ребёнку необходимо иметь авторитетных наставников (как дома, так и в школе, саду и др.), а в современном (демократическом) обществе в семье зачастую складывается модель поведения, при которой учитель/воспитатель воспринимается как обслуживающий персонал. Всё большую распространённость приобретает установка «учитель должен», а «ребёнок никому ничего не должен».

Единого универсального пути решения этой проблемы, на наш взгляд, пока не сложилось. Но современная педагогика не стоит на месте и всё больше образовательные учреждения стараются вовлекать семью в процесс обучения и образования для того чтобы этого отчуждения не происходило. Постараемся рассмотреть этот процесс на примере детей младшего школьного возраста.

Степень научной разработанности проблемы довольно обширна: основные положения отечественной педагогической теории сформулировал А.С. Макаренко, именно на его труды в дальнейшем опираются последующие поколения советских и российских учёных: И.П.Иванов, Т.Е. Конникова, В.А. Караковский И. Ф. Козлов, Н.Ф. Остроменцкая,.  и др. В этих работах отражены канонические образцы взаимодействия семьи и школы в разные временные периоды. В современной педагогике стоит обратить внимание на труды Волкова Б.С., Подласого И.П. в которых они отражают современное состояние проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В первую очередь стоит понять, чем же так опасен конфликт, который рассмотрен в данной работе. Психология младшего школьника устроена таким образом, что ребёнок копирует поведение наиболее авторитетных для него взрослых – в первую очередь это родители. Если родители выказывают своё пренебрежение к педагогу/учителю, который обучает их ребёнка, школьник невольно сам начинает воспринимать учителя как человека низшего по социальному положению. Таким образом, складывается модель поведения, при которой школьник считает всех вокруг обязанными то-то для него делать (обучать, развлекать, заботиться пр.). Родители не отдают себе отчёт в том, что со временем потребительское отношение ребёнок проявит и к ним самим.

На наш взгляд, причины возникновения этого противостояния коренятся в демократизации современного общества. Если Европа более или менее успешно внедряет новые педагогические практики, ориентированные на общество демократического типа, то в России система образования претерпевает изменения гораздо медленнее. Получается, что структура общества изменилась, а система преподавания осталась прежней и адекватно не отвечает социальному запросу. При Советском строе общества ни одному ученику не пришло бы в голову оспаривать авторитет преподавателя, и тем более жаловаться на некачественное преподавание. А на сегодняшний день, из-за того, что наше общество превратилось в потребительское, воспитание ребёнка уже в раннем возрасте закладывается родителями таким образом, что он полностью перекладывает груз ответственности за его образование на школу.

Сегодня от ребёнка редко услышишь, что ОН чего-то не понял или не доучил, гораздо чаще мы слышим, что ЕГО не доучили, что учитель не объяснил. Такое отношение чревато взращиванием инфантильных индивидов не готовых к самостоятельной работе и самостоятельному обучению, что в условиях современного общества является ключевым навыком для выживания. Каждый родитель, защищая «демократические» права своего ребёнка приучает его к тепличным условиям, подрывая авторитет учителя как лидера и наставника. Нередки стали жалобы на учителей со стороны родительской общественности, и, что самое неправильное, в присутствии детей. Ещё сто лет назад Макаренко в своих работах описывал насколько важно не создавать конфликт между родителями или оспаривать решение второго родителя при ребёнке, т.к. это подрывает авторитет взрослых в глазах ребёнка. Эту неизменную истину с трудом, но усвоило большинство современных родителей, а вот с взаимоотношениями родителей и педагогов всё обстоит гораздо хуже.

ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Как уже было оговорено универсального метода решения проблемы не существует. Но есть некоторые инструменты современной педагогики, которые помогают сглаживать сложившуюся ситуацию. В первую очередь, это вовлечение родителей в процесс школьного образования/воспитания. Сейчас это происходит посредством самостоятельных домашних заданий, которые дети должны выполнять непосредственно с родителями, введение электронных дневников успеваемости. Таким образом школа пытается привлечь внимание родителей к воспитанию ребёнка.

И второй, на наш взгляд, наиболее лёгкий способ сглаживания конфликта применение системно-деятельностного подхода в преподавании. В этом случае исключается взаимодействие с семьёй ученика, но становление и закрепление авторитета учителя происходит естественным путём. Суть подхода заключается в комбинировании исследовательской работы ребёнка и соблюдения КЭС (контролируемые элементы содержания), которые необходимы для успешного прохождения школьником процесса обучения.

Эти педагогические установки справедливы и в процессе преподавания в младшей школе. По структуре системно-деятельностного подхода результаты урока (согласно нормативам ФГОС) делятся на три типа:

1. Предметные (освоение текстов культуры и информационная составляющая урока);

2. Метапредметные (самый сложный и трудноидентифицируемый тип; дидактическая основа этого типа – организация самостоятельной исследовательской деятельности ребёнка, формирование способностей к созданию собственных текстов культуры и др.);

3. Личностные (навыки общения, посредством диалога, а также навыки командной и индивидуальной работы).

Урок может содержать как все три типа результата, так и один – это напрямую зависит от цели и задач, которые ставит перед занятием преподаватель. Уникальность уроков с использованием нетрадиционных материалов, на наш взгляд, в том, что они помогают компилировать все три типа задач, а значит достигать большего результата.

В процессе планирования занятия педагог ставит перед собой конкретный вопрос: зачем этот урок нужен школьникам? При этом, ответ на вопрос должен быть актуален для самих детей, иначе пропадает интерес учащихся, а как следствие, падает КПД от урока.

Младший школьный возраст довольно сложный и важный период в воспитании ребёнка и часть (лишь часть!) ответственности за становление личности ложится на плечи школьного учителя, в том числе, и за воспитание чувства прекрасного и эстетического вкуса и применение новаторского подхода к структуре и методам обучения зачастую могут давать прекрасные результаты с точки зрения, как педагогики, так и психологии ученика младшего школьного возраста. Это конечно полностью не решит сложившейся в нашем обществе проблемы взаимодействия родителей и педагогов, но хотя бы частично нейтрализует негативные последствия, которые, если их запустить, могут привести к целым поколениям абсолютно инфантильных и несамостоятельных индивидов которым все вокруг что-то «должны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Обобщение опыта работы с семьей в рамках социокультурного воспитания детей...

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения(проект)

Актуальность проекта: Проект направлен на работу с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь ...

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в процессе воспитания личности дошкольника

Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развит...

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Центральное...

Консультация на тему "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей"

Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать настоящими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей....

Статья "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "

Одним из важных и сложных педагогических процессов в работе с детьми дошкольного возраста является патриотическое воспитание. Перед педагогами стоит не легкая задача, как можно раньше пробудить в детя...

Программа «Взаимодействие семьи и ДОУ в физическом воспитании детей» для детей 5-6 лет на 2023-2024 учебный год

Название программы«Взаимодействие семьи и ДОУ в физическом воспитании детей»Актуальность программыАктуальность данной программы связана с необходимостью оказания педагогической помощи роди...