Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в процессе воспитания личности дошкольника
методическая разработка на тему

Орлова Наталья Владимировна

Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_po_vzaimodeystviyu_s_roditelyami.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в процессе воспитания личности дошкольника

Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека.

Семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Семейное воспитание – это процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Выделяются следующие особенности современной семьи:

- семья стала меньше по численности;

- современная семья менее стабильна;

- уменьшилось число семей, где глава муж;

- семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

- значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

Особенность управления качеством образования в детском дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на духовное развитие ребенка.

Целью развития нашего дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно, к этому подводит нас «новая философия» работы с семьей: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать.

При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Особенность управления качеством образования в детском дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на духовное развитие ребенка.

Целью развития нашего дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей – длительный процесс.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ может решаться в трех направлениях:

  • Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм взаимодействия с родителями.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Принципы взаимодействия с родителями:

  • Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.
  • Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
  • Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
  • Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
  • Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
  • С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.
  • Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
  • Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • 2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • 3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • 4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  • 5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Содержание работы с родителями необходимо реализовывать через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Основные задачи взаимодействия с родителями

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Для решения данных задач используются следующие средства:

• организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;

• привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий, обеспечивающих их достижение;

• участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;

• поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.

Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями

1. Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки).

2. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей (Т.В. Кротова)

1. Информационно-аналитические 

  • анкетирование,
  • опрос,
  • “почтовый ящик”;

2. Наглядно-информационные 

  • выпуск газет,
  • паспорт здоровья,
  • открытые занятия для родителей,
  • мини-библиотека,
  • информационные стенды,
  • дни открытых дверей;

3. Познавательные

  • практикумы,
  • нетрадиционные родительские собрания,
  • устные журналы,
  • экскурсии;

4. Досуговые 

  • праздники,
  • совместные досуги,
  • участие родителей в конкурсах, выставках.

В работе с родителями хорошие результаты может давать организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

В заключении необходимо подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Методика и технология организации и проведения

родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1 этап. Подготовка родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна.

Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания.

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

4. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.

5. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

6. Подготовить сценарий (конспект) проведения собрания. Это – предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов.

Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «детских грехов».

Психолого-педагогическое собрание. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т.д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами соглашусь!».

7. Непосредственно перед собранием необходимо:

  • подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей,
  • подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации,
  • продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Подготовка грамот, награждений, маленьких призов самым активным родителям – с помощью детей, благодарственные письма от администрации ДОО.

Подготовка выставок детских работ, проведение заседания родительского комитета – все это предшествует собранию.

В силу ряда причин не все родители посещают собрания, поэтому важно создать условия, чтобы привлечь родителей, т. е. провести процесс подготовки к собранию таким образом, чтобы родителям захотелось быть на собрании.

Родители должны принимать активное участие в разработке и отборе тематики собраний. При этом соблюдаются такие принципы как значимость (выбраны актуальные темы, оптимальность (темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений, активность (следование желаниям родителей).

Необходимо заранее оповестить родителей о времени и повестке собрания: вывесить объявление, выдать на руки письменное приглашение, позвонить по телефону.

В процессе родительского собрания реализуется несколько возможностей: организация родительского коллектива, управление воспитательно-образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.

Возможные темы обсуждения на собрании:

1. Итоги воспитания, обучения и развития детей за определенный период.

2. Дальнейшие планы и стратегии работы.

3. Планирование совместных действий.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Как правило, собрание состоит из 3 частей. Вводной, основной и разное.

Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем небольших игр и заданий, анкет, необычной формы собрания.

Основная часть может быть разделена на 2-3 этапа.

Как правило, это выступление воспитателя группы, специалистов ДОО, которые освещают теоретические аспекты рассматриваемого вопроса. Для иллюстрации своих слов можно использовать видео, аудио записи, компьютерные презентации, фотоальбомы, графи и схемы. Все это будет способствовать лучшему восприятию информации.

В процессе ведения собрания важно не затягивать выступления по темам, они должны быть эмоциональными, с интересными примерами из жизни ребят группы. Выносить на собрание не больше 2-3 тем, можно провести фрагмент занятия, или целое занятие. Интересным моментом может прозвучать магнитофонная запись с занятия или из беседы с детьми.

Если выносятся какие-либо негативные показатели, то это необходимо делать после положительного, и, не называя имен и фамилий детей.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, решение педагогических задач, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

Чаще используйте на родительских собраниях выступления самих родителей, они поделятся своим опытом, расскажут о проблемах. Такие выступления способствуют формированию у родителей правильного подхода к детям, сплачивают родительский коллектив, формируют устойчивый интерес к участию в воспитательно-образовательном процессе.

В третьей части «разное» обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведение праздников, экскурсий, организация совместных мероприятий ДОО и семьи. Необходимо заранее продумать несколько вариантов, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми, кто может помочь. Часть вопросов решается заранее с родительским комитетом.

Если во время собрания кто-либо из родителей поднимает вопрос, выходящий за рамки компетенции педагога, ему следует отложить обсуждение и пригласить на следующую встречу того сотрудника ДОО, в чьей компетенции находится этот вопрос.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, – все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

Для обратной связи можно использовать «блицтурнир» по вопросам темы или неоконченную фразу «На этом собрании я… .»

В конце собрания родители должны принять решение и записать его в протокол. По окончании собрания нужно подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Примерные темы родительских собраний.

• «Движение и речь»

• Общение с детьми в семье»

• «Программа воспитания и обучения на данную группу»

• «Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук»

• «Творческие игры»

• «Отец и ребенок»

• «Интересы, возрастные возможности и способности детей»

• «О детской самостоятельности»

• Упрямство и капризы детей»

• «О трудностях в обучении, коррекции поведения, усвоении знаний»

• «Физическое развитие»

• «О развитии речи детей»

• «Детский коллектив – конфликты, контакты»

• «Культура поведения за столом, в обществе»

• «Игра – ведущая деятельность дошкольного периода детства»

• «Проблемы воспитания детей в семье»

• «Готовность ребенка к школьному обучению»

• «Стоит ли наказывать детей? »

• «Концентрация внимания на занятиях»

• «Воспитание дисциплины»

• «Поэзия в жизни ребенка»

Организация взаимодействия с коллективом группы требует от педагога соблюдение определенных правил общения с семьями детей:

- воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

- общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;

- изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;

- изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. Изучение семей позволяет педагогу ближе познакомиться с самим ребенком, понять уклад жизни его семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Правила проведения родительского собрания

Начало разговора.

Главная задача любого информатора – сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов.

Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов:

1. Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

2. Правильно представитесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

3. Никогда не начинай те с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

4. Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно. Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «С начало мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце разговора нам с вами предстоит…».

5. Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать их для себя. Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы, покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Правила подготовки родительского собрания.

Правило 1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило 2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило 3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.

Правило 4. Общение воспитателя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило 5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило 6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

- перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;

- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

- самый приятный звук для человека – его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

- не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

- поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов);

- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

- И ещё раз – будьте предельно корректны и тактичны!

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.

Родительские собрания нетрадиционной формы

«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».

«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук.

«Мастер–класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются.


На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей:

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, зачем, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.


Нетрадиционные методические приемы для использования в разных

формах взаимодействия с родителями

1. Самоанализ. Педагог зачитывает пункты из общепринятые правил воспитания. Если в семье данное правило выполняется, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда – желтого, не выполняется – синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагог подчеркивает значимость этих правил и выражает надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

2. Выполнение практических заданий всеми родителями (разучивание точечного массажа; гимнастика для глаз; сбор сумки; складывание одежды; сервировка стола; изготовление гирлянд, игрушек и др.).

3. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни ДОУ, успехи в воспитании детей

4. Выполнение теоретических заданий, ответы на вопросы родителями.

1) «Острое блюдо». Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. Дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, то есть если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.

2) Высказывания великих людей по теме собрания. На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

3) Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.

4) Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.

5) Характеристика детей «Ваши дети – наше мнение». Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь – выдержать доброжелательный тон беседы.

6) Конкурс на лучшее название. Родителям предлагается подписать детский рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.

7) «Окно» – Очень Короткие НОвости. Педагог знакомит родителей с новостями в области педагогики и психологии.

8) Слово-эстафета. Родители должны продолжать начатое ведущей предложение («Мой ребенок будет успешно учиться, если я...»). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.

9) «Я» – сообщения. Родители по очереди высказывают различные «Я» – сообщения, прогнозируя свою эмоциональную реакцию на поступки и поведение ребенка. Например, родителям предлагается обсудить такую ситуацию. Представьте, что вы после неоднократных замечаний входите в комнату ребенка и видите, что вещи не собраны, на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки... Какой будет Ваша реакция?

Родители высказываются, например: «Я вижу, по всему полу валяются игрушки!», «Я удивлена!», «Я зайду через...». В процессе обсуждения родители приходят к выводу, что, говоря о ситуации, они высказывали свои чувства - «Я удивлена, возмущена», то есть использовали «Я» – сообщение».


Требования к составлению памятки для родителей

Учитывая условия жизни и воспитания детей в отдельных семьях, трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи в воспитании, педагог составляет памятки, в которых лаконично изложены советы и рекомендации на определенную тему, например: как воспитывать у ребенка вежливость, трудолюбие, волевые черты характера, как использовать дома книгу и т. д.

Памятка для родителей – это книжка или листок, содержащий систематизированную информацию (ориентиры) о том, как эффективнее организовать взаимодействие с ребенком в различных ситуациях семейного общения, в том числе при оказании помощи в решении воспитательных задач.

Разработка памяток является одним из направлений в деятельности педагога, которое требует специфических знаний и навыков. Чтобы цель, ради которой разрабатывается памятка, была достигнута, необходимо знать правила приема и передачи информации, особенности ее восприятия различными людьми, уметь видеть мир глазами «другого».

Педагог может приступать к разработке памятки при соблюдении следующих условий:

1. Педагог хорошо ориентируется в проблеме, по поводу которой составляется памятка.

2. Педагог четко сформулировал цель разработки памятки и результат, который будет получен родителями, если они будут следовать изложенным в ней рекомендациям или придерживаться указанных ориентиров.

3. Педагог уверен, что участие в решении проблемы доступно родителям по времени и необходимым знаниям.

Для того чтобы памятка достигла цели она должна удовлетворять следующим требованиям (критериям):

1. Памятка должна быть четкой, однозначно понимаемой, без лишних рассуждений и объяснений.

2. Памятка должна содержать алгоритм действия, либо его ориентиры (например, по каким признакам можно определить стрессовые ситуации, опасные для здоровья ребенка и др.).

3. Содержание памятки должно быть доступно для понимания родителям, имеющим различный уровень образования и психолого-педагогической компетентности, т.е. памятка должна быть написана на том же языке, которым пользуются они. Недопустимо использование научных терминов, для понимания которых требуется психолого-педагогическое образование!

4. Цель составления памятки (например, оказание помощи в проектной деятельности, преодолении стресса и т.п.), должна быть принята родителями, вызывать у них заинтересованность и уверенность в наличии необходимой для ее достижения компетентности. Недопустимо ожидать от родителей действий, требующих профессиональных знаний и опыта!

5. Памятка должна быть конструктивной. Чтобы убедиться в этом, педагогу необходимо сначала представить («увидеть», «услышать», «прочувствовать») реакцию каждого родителя на информацию, изложенную в ней, а затем представить эффекты от его взаимодействия с ребенком при следовании имеющимся рекомендациям.

6. Вручать памятку родителям можно только убедившись, в том, что все изложенное в ней понято ими в том смысле, который вкладывал сам автор памятки. Учитывая особенности родительской аудитории, наиболее эффективной будет специально организованная для этой цели обратная связь.

Материал, подробно освещающий одну из проблем воспитания, рассчитанный на помощь родителям, может быть оформлен в папке, которая дается на некоторое время в семью. В папке несколько текстов, раскрывающих сущность, например, умственного воспитания ребенка, список литературы, рекомендуемой родителям для изучения, наглядно-иллюстративные материалы.

В те периоды времени, когда ребенок отдален от семьи (в связи с выездом на дачу), воспитатель переписывается с родителями. Вместе с ребенком он пишет краткие письма, в которых сообщает им о самочувствии ребенка, его успехах. Родители ценят в этих письмах проявление внимания и благодарны воспитателю. Ответные их письма с большой радостью воспринимаются детьми.

Умелый подбор, сочетание и использование различных форм индивидуальной работы с семьей позволяют выявить положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая условия жизни данной семьи.

В работе с семьей имеются такие проблемы, которые целесообразней ставить на обсуждение коллектива родителей. К ним относятся вопросы, интересующие всех их, независимо от возраста детей, от условий жизни семьи. К таким проблемам относятся: авторитет родителей; роль семьи в воспитании ребенка; Российское законодательство об обязанностях родителей; о подготовке детей к школе; о плане работы дошкольной организации на год; о работе родительского актива и др. Коллективное обсуждение этих вопросов способствует сплочению родителей, созданию правильного общественного мнения и, наконец, более рациональному использованию времени и сил работников дошкольного учреждения.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями

(стенды и уголки для родителей)

Одним из направлений по взаимодействию с родителями служит наглядно-информационная работа, которая включает в себя:

  • родительские уголки,
  • папки-передвижки,
  • фотостенды,
  • уголки творчества детей и другое.

Родительские уголки являются традиционной формой взаимодействия с родителями и являются обязательной и неотъемлемой частью любой приемной.

Требования к оформлению наглядных стендов:

1. Прочность и безопасность – одно из основных требований к оформлению наглядной агитации, поэтому важно приобрести готовые современные, долговечные информативные пластиковые стенды. Очень удобно помещать материалы текстов в специальные кармашки из оргстекла.

2. Важно поместить стенды в удобном для чтения родителями месте.

3. Информационные материалы должны регулярно обновляться.

4. Нужно использовать современные стили оформления: всевозможные рамками, фоны, обрисовки, которые можно найти в интернете или создать самим.

5. Тест печатается на компьютере крупным шрифтом, чтобы его было удобно читать.

6. Информация на стенде должна быть полезной и интересной, опирающаяся на годовой план детского сада, возраст детей и пожелания родителей. Часто родители могут получить через информацию в уголке полезные советы от психологов и логопеда. Сейчас издательство “Детство-Пресс” выпускает серии книг “Информационно-деловое оснащение ДОУ”. Кроме материалов для общесадовских стендов там есть и сменный материал для родительских уголков по разным возрастным группам.

7. Соблюдать требования к формам и цвету информационных стендов.

Чтобы привлечь внимание родителей можно начать с «Визитной карточки» группы и наглядно показать маленьких хозяев группы, можно поместить на центральной стене с фотографиями детей. 

Можно оформить стенд «Дневник группы», на котором отображается информация с названием группы, ее девизом, песней, стихотворением и пр., карман об именинниках, поздравление их открытками, помещенными в специально оформленной рамочке режим дня, расписание образовательной деятельности детей, лицензия детского сада на право ведения образовательной деятельности, психологическая характеристика и задачи воспитания детей данного возраста, объявления и другая информация. Для каждого ребенка – своя открытка, а вот рамочка – одна и дети, когда видят эту красивую рамочку в приемной, уже знают, у кого-то из детей сегодня день рождения.

Рядом можно разместить настенный карманный держатель для перекидной системы. Количество карманов можно варьировать, туда помещается дополнительная информация для родителей.

Далее может быть отдельно создан «Уголок здоровья» где размещается список мероприятий, направленных на оздоровительную работу в группе. Меню можно разместить на этом же стенде. Табличка с меню может имеет свое название – «Ах, как вкусно!» На листочках, чтобы они были нескучными, можно поместить картинки поварят или веселых овощей. Меню пишется крупно и разборчиво, указываются нормы отпуска каждого блюда на ребенка.

Помещаются объявления на медицинские темы, график проведения санитарных дней, санбюллетени о детских болезнях и их профилактике.

Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины можно расположить в папки-передвижки, которая постоянно меняется и пополняется. Папки имеют свои названия: «Поговорим о воспитании», «Будьте здоровы», «Безопасность ребенка», «Показатели успешного обучения ребенка», «Плоскостопие», «Обувь для детского сада» и тому подобное. Так же для родителей в данной папке размещаются консультации, советы и задания.

Чтобы родители были всегда в курсе наших занятий, можно использовать тетрадь «Образовательная деятельность», в которой знакомят родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь. Повторить стихотворение, которое ребенок начал учить в детском саду, можно взяв его распечатку в пластиковом кармане-подставке «Хорошие стихи не лень повторять нам трижды в день».

Как в любой приемной детского сада у нас есть уголок творчества детей, его названия могут быть самые разнообразные «Наши творческие работы», «Цветные ладошки», «Мы-творцы» и пр. в нем располагаются работы детей по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, а также помещаются персональные выставки продуктивной творческой деятельности детей дома и в детском саду. Тему занятия и программное содержание помещается рядом с работами. Работы, выполненные на листах бумаги, «подписываются» и прикрепляются к заранее распечатанным табличкам с именем ребенка и лейбочкой, которая имеется как на кабинке, шкафчике, кровати, стульчике, столе.

Работы по конструированию и лепке можно поместить на полках стеллажа. Каждый ребенок уже знает свое место с картинкой и подписанным именем на дощечке для работ.

Предупреждает родителей о предстоящей погоде распечатка Гисметео на неделю «У природы нет плохой погоды». Родители с удовольствием используют ее информацию, одевая ребенка в детский сад согласно ее температурным данным.

И, конечно, в приемной всегда должно быть место для благодарностей родителям, которые служат знаком внимания и уважения. Чтобы они выглядели эстетично, можно разместить их на настольные пластиковые подставки: вертикальную и горизонтальную. Оформляется благодарность индивидуально для каждого родителя с указанием конкретного вклада. Главное – своевременная похвала, теплые слова и частое их обновление.

Вся стендовая информация должна быть подчинена одной теме, т.е. названию группы и выполняться в соответствии с требованиями к сочетанию цветов.

Чтобы родители не были пассивными созерцателями и читателями в приемной, важно привлекать их к совместной деятельности. Родители могут предоставлять свои фотографии для оформления фотостенда, работы совместного творчества для устройства выставки «Умелые руки и дома не знают скуки» и др.

Социологические методы исследования

(опрос, анкетирование, интервьюирование и пр.)

Анкетирование. Довольно часто мы используем анкеты закрытого типа, когда к вопросам даются возможные варианты ответов, анкеты открытого типа, содержащие вопросы, на которые предстоит ответить, а также смешанные анкеты, где предлагаются возможные ответы и представляется родителям право сформулировать некоторые ответы по-своему. Конечно, нет гарантии, что все родители искренне ответят на заданные вопросы, поэтому лучше, если анкеты останутся не подписанные респондентами. В таком случае, к сожалению, мы утратим возможность адресно работать с конкретной семьей.

Заполненные родителями анкеты необходимо изучить, проанализировать и использовать полученную информацию для планирования работы с семьей, на родительских собраниях и других мероприятиях.

Три составные части анкеты.

Как правило, анкета состоит из трех частей: обращение к респонденту, паспортички и основной части (вопросы, варианты ответов).

В обращении к респонденту:

  1. указывается цель проводимого анкетирования;
  2. предлагается ответить на предложенные вопросы:
  3. высказываются заверения в анонимности и благодарность за участие в анкетировании.

В паспортичке содержатся вопросы социально-демографического характера: возраст, пол, образование, должность, возраст, количество детей и т.д.

Основная часть включает вопросы по теме (и варианты ответов, это облегчает обработку данных). Вопросы могут быть:

- закрытыми - предусматриваю до пяти вариантов ответов;

- полузакрытыми - помимо вариантов ответа есть возможность собственного варианта ответа;

- открытыми - опрашиваемый высказывает собственное мнение.

Для ответа на открытые и полуоткрытые вопросы важно составить достаточно места, чтобы респондент мог полным образом высказаться по предложенному вопросу.

Завершить анкету можно общими вопросами (пол, возраст, образование  и т.п.). Количество вопросов должно быть от 7-10 до 20-25.

Что делать с информацией, полученной в ходе опроса?

Объедините всю полученную информацию и сопоставьте ее с целями, которые вы для себя обозначили в отношениях с родителями (установление отношений сотрудничества, приоритетные направления ДОУ, темы самообразования педагогов, достижения и трудности в работе с семьями воспитанников за прошлый год). Проанализировав полученные данные, предложите каждому родителю выбрать четыре (по количеству собраний в год) наиболее интересные для него темы из списка, которые вы составили. Темы, наиболее часто упоминаемые опрашиваемыми, станут темами родительских собраний на год. Остальные могут стать темами индивидуальных и групповых бесед, консультаций, оформления наглядных средств информации. Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний, разработайте перспективный план работы с родителями на год.

Интервьюирование – это способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.

Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Лучше, когда интервью проводятся в неформальной обстановке: в семье, в родительской комнате, когда обе стороны настроены на позитивный разговор.

Виды интервью:

  • свободное. Оно не регламентируется темой и формой беседы;
  • стандартизированное. Близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером (или его помощником) или механическим способом (на плёнку магнитофона, диктофона и т. п.).

Требования к проведению интервью:

  • правильный выбор места проведения интервью;
  • обязательное краткое слово интервьюера (перед началом интервью), в котором чётко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса;
  • соблюдение нейтральной позиции интервьюера;
  • организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа – метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.

Особенности беседы, её подготовка и проведение:

  • более свободный характер организации, содержания, отношений между собеседниками в отличие от интервью;
  • составление плана беседы с выделением ключевых вопросов;
  • умение педагога слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины;
  • умение педагога обращать внимание не только на слова родителей, но и на интонации, мимику, пантомимику, жесты, эмоциональные реакции;
  • проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей;
  • умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитания ребёнка;
  • фиксирование хода и содержания беседы с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.;
  • непременное сопоставление результатов беседы с результатами других методов.

Правила формулировки вопросов социологических методов исследования

  1. Каждый вопрос должен быть самостоятельным. Нецелесообразно несколько вопросов объединять в один.
  2. Включаются наиболее существенные вопросы по изучаемой теме, соответствующие программе и задачам исследования.
  3. Формулировка вопросов должна соответствовать реальному уровню знаний и представлений большинства опрашиваемых. Лучше избегать употребления специальных терминов, иностранных слов, слов с двойным значением.
  4. Вопросы и варианты ответов к ним должны быть обозначены в понимании и максимально конкретны.
  5. Желательно избегать вопросов, которые могут вызвать негативную реакцию или нежелание отвечать.
  6. Вопросы не должны слишком длинными.
  7. Формулировка вопросов по возможности должна исключать стереотипные ответы: «да», «нет», «не знаю».
  8. Не употребляйте обозначения временных или количественных характеристик, понимание которых носит субъективный характер («часто», «редко», «много», «мало»).
  9. Вопросы не должны оказывать психологическое давление на опрашиваемого например: «Как Вы относитесь к дополнительным занятиям с детьми по плаванию, этикету?»).
  10. Формулировка вопросов должна быть максимально корректной, не допускаются интонации или выражения, подсказывающие ответ (например: «Как Вы относитесь к такому негативному явлению как …).
  11. К закрытым вопросам важно дать все возможные варианты ответов, включая «затрудняюсь», «не задумывался» …).
  12. Вопросы нужно четко выделить, а ответам оставить достаточно места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Обобщение опыта работы с семьей в рамках социокультурного воспитания детей...

доклад для родителей ДОУ «Взаимодействие семьи и детского сада в процессе развития личности ребёнка

через наш доклад мы делимся опытом с родителями МДОУ  как интереснее и полезнее организовать работу в своей  группе...

доклад для родителей ДОУ «Взаимодействие семьи и детского сада в процессе развития личности ребёнка

через наш доклад мы делимся опытом с родителями МДОУ  как интереснее и полезнее организовать работу в своей  группе...

доклад для родителей ДОУ «Взаимодействие семьи и детского сада в процессе развития личности ребёнка

через наш доклад мы делимся опытом с родителями МДОУ  как интереснее и полезнее организовать работу в своей  группе...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Основной проблемой современного воспитания, на наш взгляд, является отсутствие слаженной системы взаимодействия семьи и образовательных учреждений....

Дошкольное образовательное учреждение как центр социализации личности дошкольника

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает детство – как самый ценный период жизни человека, в котором закладываются основы социальной компет...