Формирование коммуникативной компетенции через игровую деятельность детей дошкольного возраста
консультация

Арнаутова Людмила Викторовна

Личностные  качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенностям взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях, именно в игре, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentsiya_cherez_igru.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Арнаутова Л.В.,учитель-логопед

 МБДОУ детский сад №27 «Сказка»

г. Саяногорск

Формирование коммуникативной компетенции через игровую деятельность детей дошкольного возраста

Одна из самых первых и важных задач, стоящих перед педагогическими работниками- это формирование у детей определенной системы взглядов, представлений о мире, об окружающих нас явлениях природы и общества. Поэтому наша цель: помочь научить детей всем ключевым компетенциям. А это- ценностно-смысловые, учебно-познавательные, общекультурные, информационно-коммуникативные компетенции личностного самосовершенствования.

Личностные  качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенностям взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях, именно в игре, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей.

А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба; игра для них – труд; игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Игра – самостоятельная деятельность дошкольников. По большей части они сами придумывают сюжет, сами организуют игру. Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласованно со сверстниками, на практике усваивают нормы поведения. Игра очень важна для формирования взаимоотношений детей.

Коммуникативная компетентность  является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

Коммуникативная компетентность – означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Основные методы и формы работы с дошкольниками, которые активно  используются нами в работе: развивающие  и дидактические   игры   (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.); беседа; сказкотерапия; библиотерапия; музыкотерапия; психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций и др.

Проводимые занятия по развитию коммуникативной компетентности дошкольников  включают в себя разнообразные формы и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное сопровождение; чтение  художественных произведений и обсуждение стихов; упражнения (подражательно-исполнительского        и творческого характера);   импровизация;  рассказы детей; сочинение историй; мини-конкурсы и т.п.

Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

  • -Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. ) и рассказать о нём.
  • -Умение получать необходимую информацию в общении.
  • -Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
  • -Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  • Умение спокойно отстаивать своё мнение.
  • Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  • Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )
  • Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  • Умение принимать и оказывать помощь.
  • Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Следующая составляющая нашего опыта работы – педагогические условия развития диалогического общения. В нашей работе отводится важнейшая роль предметной среде, где необходимо предусмотреть:

- субъект-субъектное взаимодействие (доброжелательность, теплые эмоции, уважение личности ребенка – необходимые условия для эффективной работы с ребенком);

- вариативность (разнообразие форм речевого взаимодействия, материалов, игр, пособий);

- диалог в речевом развитии, словотворчество как продукт детской деятельности.

Сценарии активизирующего общения включают разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, имитационные упражнения и др. Обучение по сценариям имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию, проходит живо, интересно и весело. В них выделяется ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизации словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Используем дидактические игры парами с речевым содержанием, в которых:

- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные на коллективных занятиях (активизация словарной работы, грамматический строй языка, звуковая культура речи и т.д.);

- дети учатся ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.

Сначала дети учатся правилам общения в играх: соблюдать очередность игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».

Так, в игре «Да или нет», «Угадай по звуку» дети по очереди отвечают на вопросы взрослого. Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из игроков, «замыкая» детей друг на друга, организуя их речевое и игровое взаимодействие. По нашим наблюдениям (при условии организации эффективного парного взаимодействия взрослых и малышей) уже в 4 года дети становятся активными ведущими в парных играх.

В работе отводится место и играм с мячом, таким популярным у детей. Это прекрасный способ взаимодействия. В пособии Т. Воробьевой, О. Крупенчук «Речь и мяч» игры на речевое развитие можно использовать уже с 1 младшей группы («Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг», «Мяч передавай – слово называй», «Скажи ласково», «Тебе мячик я бросаю и животных называю» и другие).

Дети очень любят общаться со сверстниками-фантазерами. Но фантазиям детей нужно учить. Для этого используем игры, которые формируют творческие и лингвистические способности детей в рассказывании по картине с младшего дошкольного возраста. Эти игры применяем поэтапно: сначала ставится задача на описание картины, а затем – игры парами. В играх дети учатся определять объекты картины, классифицировать их, составлять образные характеристики объектов, «волшебниками» воспринимать картины различными органами чувств и т.д. Как итог – более сложный вариант: игры-фантазии с перемещением объектов во времени и рассказы детей друг другу от лица разных героев картины. Эти игры пользуются большой популярностью в нашей группе и помогают нам интересно и увлекательно проводить занятия по рассматриванию и рассказыванию по картине. Сформированные у детей умения систематизировать, прогнозировать, преобразовывать и фантазировать в дальнейшем могут использоваться ими при построении развернутых рассказов в общении.

В своей работе организуем парное взаимодействие в разных видах детской деятельности кооперативного типа:

ФЭМП – игровые задания такие как: « Разделите кубики поровну», «Выложи ритм», «Кто с кем рядом», «Танграм» и др.

Конструирование – создание общей постройки, ролевое обыгрывание ее.

В самостоятельной изобразительной деятельности – дети могут вместе раскрашивать картинки, рисовать, лепить.

Музыкальная деятельность – дидактические игры «Кого встретил колобок», «Солнышко и тучка» и др., совместное пение любимых песен, музыкальные инсценировки.

Все эти направления обеспечивают:

  • развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
  • повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей
  • овладение «схемой беседы»;
  • развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения;
  • развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений (картинок, картин), имитационных движений и действий с воображаемыми объектами);
  • развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в движении, схематическом рисунке,  речи;
  • развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации);
  • умение актуализировать в общении содержание своего собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта в качестве основного содержания коммуникативного тренинга;
  • развитие языковой способности (компетентности)
  • развитие речевого творчества;
  • развитие связной речи.

Таким образом,  содержание  формирования  коммуникативного поведения дошкольников  в игровой деятельности гораздо шире, нежели работа по развитию речи, так как включает гораздо больший круг проблем – от восприятия ребенком себя самого и «открытия» сверстника до овладения коммуникативными средствами.

Литература.

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.

 Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006.

Леонтьев А.А. Психология общения. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997.

Макаренко А.С. О воспитании.- М.: Политиздат,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций в игровой деятельности

Материал для педагогов: Формирование коммуникативных компетенций в игровой деятельности....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Цель: развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками....

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.  Одна из наиболее важных способно...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста» В ознакомлении дошкольников с природой особую роль я отвожу ди...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...

Развитие эмоционального интеллекта через игровую деятельность детей дошкольного возраста.

laquo;Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде ...

Статья «Ролевая игра -как средство развития коммуникативной компетенции в совместной деятельности детей дошкольного возраста»

В данной работе представлена ролевая игра. Как можно развить коммуникативную компетенцию у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку....