познавательные интересы старших дошкольников
статья

Лаврова Жанна Борисовна

совместная работа детского сада и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 164»

Тема:

«Познавательные интересы современных старших дошкольников: проблемы, особенности и пути развития»

Старший воспитатель – Лаврова Жанна Борисовна

Одной из приоритетных задач развития образования детей дошкольного возраста является развитие любознательности, познавательной активности и самостоятельности, формирование познавательных интересов. Познавательные интересы рассматриваются как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе. В этой связи развитие познавательной активности, становление познавательной мотивации, интересов определяется как приоритетная задача предшкольного образования. Приоритетным в психолого-педагогических, социологических исследованиях является формирование готовности к жизни в информационном обществе, успешное освоение и преобразование информации.

Сформированность познавательных интересов выступает своего рода новообразованием старшего дошкольного возраста, но следует понимать, что невозможно интересоваться всем на одинаковом уровне, направленность, глубина интересов различна в зависимости от близости содержания ребенку, имеющегося опыта, предпочтений, развития определенных способностей.

На основе исследований в области дошкольного образования (Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.И. Логиновой) в современных технологиях развития дошкольников предусматривается формирование компонентов познавательной деятельности, развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством:

-использования современных информационных технологий в развитие познавательной сферы дошкольников;

-экспериментирования;

-игровой деятельности;

-стимулирования активности в рамках реализации проблемно-игровых технологий;

-методов ТРИЗ-технологии.

Проведенные в 90-е годы исследования свидетельствовали о репродуктивно-исполнительском уровне познавательной активности у большинства детей, узости развития их познавательных интересов. Причинами этого явились и особенности педагогического руководства, ориентированного на прямую передачу представлений (своего рода «пересказ» содержания). В современных исследованиях выявлено, что старшие дошкольники понимают необходимость освоения знаний. Все дети стремятся быть любознательными.

Характерной особенностью познавательного интереса старшего дошкольника является присутствие в его действиях волевого усилия. Иногда трудно бывает непоседе преодолеть препятствия на пути к желанной цели, проявить силу воли и завершить эксперимент. Здесь необходима помощь и поддержка взрослых.

Примерно в возрасте пяти лет ребенок начинает буквально засыпать взрослых вопросами. Ему интересно всё на свете: “почему тает снег”? “Куда улетают певчие птицы на зимовку”? “Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе”? Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность. Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.

 К семилетнему возрасту ребёнок по собственной инициативе вступает со взрослыми в разговор. При этом он уже имеет своё собственное мнение и может объяснить, в чём соглашается с воспитателями, а что считает ошибочным в их рассуждениях. 

Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы, при этом обратите внимания на следующее:

1)задает ли ваш ребенок вопросы, какого их содержание и количество;

2)стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстрационный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты;

3)рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;

4)участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность ,инициативу, охотно ли делится своими знаниями);

5)отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество( игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала);

6)способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;

7)свойственна ли ребенку увлеченность эмоциональность и выразительность речи, мимика.

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые "интеллектуально пассивные дети",для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной"интеллектуально пассивности"детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойства предметах, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, в случаи если проявил догадку,  одобрение взрослых -создают у ребенка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете сторон, свойств, отношений.

Психологи считают, что, чем меньше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний.

Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. С другой стороны, знания побуждают ребенка к размышлению.

Прочные знания - основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит:"Любить -значит знать".

Советую  родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредствам наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в "Летнем саду". Предложите сыну или дочери определить, что изменилось здесь со времени последнего посещения; задать вопрос о том ,что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.). Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

Познавательный интерес дошкольника выражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создавать условия для развития такой деятельности. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие у него познавательного интереса,  поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.

Обладая огромной побудительной силой, познавательной интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает взрослых о том,что его волнует, просит прочитать, рассказать. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержания произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашиваете его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, что узнал нового и т.д.

Для оптимизации процесса развития познавательных интересов дошкольников необходимо создание следующих педагогических условий:

-отбор целесообразного для решения образовательных задач, доступного и интересного для современных дошкольников содержания

-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий и совместной со взрослым деятельности, что позволит создать ситуацию «ближайшего развития»,

-погружение в процесс познания мира посредством «веера» различных дидактических средств(развивающих игр, познавательной литературы, информационных ресурсов, организации экскурсий, привлечение других заинтересованных субъектов- сотрудничество,

-насыщение предметно-развивающей среды материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к познанию мира, а также активизирующую творческую и исследовательскую деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

Тема: «Развитие активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 1034 дошкольное отделение № 1 Доклад по самоо...

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

«Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательного интереса старших дошкольников».

Введение1 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.2 Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.3 Роль и значение эвристической беседы в развити...