"Условия музыкального воспитания эмоциональной отзывчивости детей средствами приобщения к народному фольклору"
статья (младшая, средняя, старшая группа)

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:
1. Народная песня.
2. Народная хореография.
3. Народные игры.
4. Народные музыкальные инструменты

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Условия музыкального воспитания эмоциональной отзывчивости детей средствами приобщения к народному фольклору.

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:
1. Народная песня.

2. Народная хореография.
3. Народные игры.
4. Народные музыкальные инструменты

Знакомство детей дошкольного возраста с аспектами музыкального фольклора включает в себя следующие задачи:
- установление эмоционального контакта с детьми;
- развитие вокальных и двигательных навыков;

- развитие творческих способностей детей;
- воспитание у детей интереса к малым фольклорным формам, традиционным календарным народным праздникам.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, попевки, дразнилки, приговорки, заклички, игры любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Уже с детьми раннего возраста активно используем малые фольклорные формы. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ними контакт. В этом нам помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив русской народной песни «Я на горку шла»)

  1. Дай ладошечку,
    Моя крошечка,
    Я поглажу тебя
    По ладошечке.
    Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке.
  2. Вот ладошечка,
    Моя крошечка,
    Ты погладь меня
    По ладошечке.
    Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;
    ребёнок гладит ладонь взрослого.

Важно с первых музыкальных занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, полуприседание, притопывание ногой и т.д. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста используются такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т.д)


1. Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

2.Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.

3. Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

4. Потягушки-порастушки:
В рученьки хватушки,
В ноженьки ходушки, в роток - говорок,
А в головку разумок!

5. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

6. В наших ножках ходунки,
В наших ручках хватунки.
В маленькой головке разумок.
В славном ротике говорок.

Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого.


1.- Мы проснулись, мы проснулись. Дети поднимают руки вверх, потягиваются.
- Сладко, сладко потянулись.
- Маме с папой улыбнулись.

  1. Потягушечки – потягушечки,         Дети стоят врассыпную,
    От носочков до макушечки.       
    Поднимают руки вверх, потягиваются.
    Мы тянемся – потянемся, 

      Маленькими не останемся,
     Мы уже растем, растем.                 
Хлопают в ладоши
   Утром песенки поем.

Некоторые потешки можно использовать в соответствии с временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.


1.Смотрит солнышко в окошко,               Ходят врассыпную       

Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -                           Дети хлопают в ладоши
Очень рады солнышку.

2.Вместе с солнышком встаю,                         Поднимают руки вверх
Вместе с птицами пою.                                      
 Опускают руки,
С 
добрым утром!                                               Хлопают в ладоши
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

3.Солнышко, солнышко,        Дети прыгают на месте или хлопают в ладоши
Выгляни в окошко,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

4. Солнышко, нарядись,                        Хлопают в ладоши
Красное, покажись!
Поскорей, не робей,

Нас, ребят, обогрей.

5.Дождик, дождик, посильней -                 Прыгают на месте
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки                                   
Выполняют пружинку
На нашем лужочке.

6.Дождик, дождик,                                 Стучат пальчиком по ладошке
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -                   
Выставляют поочередно ножки
Мы промочим ножки.

7. Ты, мороз, мороз, мороз,                             Грозят пальчиком
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,                                           
Топают на месте
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,                                     
Поднимают руки вверх
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки -                                                   
Опускают руки
Самокаточки.

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Они просты, коротки, с чётким ритмом, побуждают к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Большое внимание необходимо уделять  подбору иллюстративного материала. Известно, что словарный запас детей этого возраста ещё невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты педагогу надо заучивать наизусть и, конечно, искать соответствующие интонации: колыбельную произносить нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой.

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей («фонарики»), перебежки, «пружинка», прыжки, самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп включены хороводные игры («Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду»), где используются плясовые элементы. Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых.

Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

1.Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
Дети по показу взрослых идут по залу врассыпную (учатся ориентироваться в пространстве)

2.Что за ножки? Что за ножки? Похлопывают по коленочкам
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки       
Выполняют «топотушки»
Будут бегать по дорожке.

3. Еду-еду к бабе, к деду   Идут «топотушкой»
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке           Притопывают одной ножкой
На одной ножке,
В старом лапоточке          Притопывают другой ножкой
По рытвинам, по кочкам
Всё прямо и прямо,         Идут «топотушкой»
А потом... в яму!
Бух! Приседают

4.Поехали, поехали          Идут «топотушкой» в одну сторону
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали         
Идут «топотушкой» в обратную сторону
С грибами, с орехами.
В ямку бух! 
Приседают

Пошёл котик по дорожке,    Постукивают каблучком правой ножкой
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок,     
Постукивают каблучком левой ножкой
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,     
«Пружинка»
Купил котик булочку.
Самому ли есть                   
«Фонарики»
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,                   
«Пружинка»
Да и Машеньке снесу.

6.Ай, та-та, та-та, та-та,     Дети выполняют «топотушки» на месте
Пожалуйте решета –
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки           
Хлопают в ладоши
Затеем оладушки,
Испечем блинка –
Покормить сынка!

7.Ах ты, радуга-дуга,            Хлопают в ладоши
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,       
Грозят пальчиком
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,       
Прыгают на месте
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,               
Хлопают в ладоши
Колоколнышко!

8. Ай, чки-чки-чки,             Выполняют «каблучок» правой ножкой,
Мы купили башмачки!     
затем левой ножкой
Разок шагнешь,                  
Шагают на месте
Другой шагнешь,
А потом, а потом
Плясать пойдешь!

9. По дорожке, на порожке       Дети идут по кругу, держась за руки
Дружно топают две ножки.
Уходи с дороги кот,
Наша девочка идет!

Следующие упражнения предназначены для детей 4-5 лет, так как помогают освоить уже такие движения, как прямой галоп, приставной шаг.

1.Из-за леса, из-за гор             Дети идут высоким шагом, «держат поводья»
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке
Жена на коровке
Детка на телятках
А внуки на козлятках.
Гоп-гоп, гоп – гоп                         
Выполняют прямой галоп
Гоп-гоп, гоп-гоп
Тпрру…                               
Останавливаются, «натягивают поводья»

2.Идёт петушок,                   Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром встаёт,
Красны песенки поёт!

3. - Куда бежите, ножки?           Дети держатся за руки, идут по кругу
- По летней дорожке,
С бугра на бугор                     
Останавливаются, приседают, далее идут                     приставными шагами
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

4. Скок, да поскок,                               Двигаются подскоками
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька                            
Выполняют «пружинку» с поворотами
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении знаний, умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности (вокальной, танцевальной, игровой). 

Интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что-нибудь конкретное: звуки дудочки похожи на птичьи голоса, на гармошке можно изобразить движение медведя, на деревянных ложках – цокот копыт лошадки и т.д.  

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: "Сорока-ворона, кашу варила..."; "Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки...". У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка.

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка, 
Маленький зайка, 
Деток боишься –
Зайка трусишка.

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал.

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет.

-Зайка белый
  -Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Я капустку щипал.
  Под березоньку клал, 
  И не знаю кто украл.

Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями. Русское поэтическое слово и народная мелодия становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту. Этот вид музыкальной деятельности, как и традиция отмечать народные календарные праздники («Капусткины посиделки», «Картошкины именины», «Осенины на Руси» и др.)  подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Перед Рождеством мы разучивали с детьми рождественские песни, танцы, колядки, устраивали представления и рассказывали, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с  другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

Проводы зимы – Масленица - проходит с веселыми шутками, плясками, хороводами, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами.              

На праздники Пасхи, Яблочного, Медового, Орехового Спаса образовательная и совместная деятельность с детьми наполнена атрибутами, традиционными беседами, песнями и играми. Подрастая, ребенок постепенно входит в многообразный мир музыкального игрового фольклора. 

В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая»,

«Ходит Ваня»), побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «коза». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «строгая козочка»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Кот Васька», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувство юмора, желание сопереживать герою и друг другу.     Народная подвижная игра «Как у дедушки Трифона» учит детей быстро и проворно повторять все движения за воспитателем.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Приобщение дошкольников к русским  народным подвижным играм  дает положительный  воспитательный и развивающий эффект.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных игр, праздников, театрализованных представлений в детском саду и выступлений на городских площадках, хочется отметить, что у  детей возникает эмоциональная отзывчивость, ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Литература

1.Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова /Методическое пособие/ - Мозаика – Синтез, Москва 2005

2.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.    Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулов Н. А., Потапова Н.Н  / Учебное пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.

3.Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа / Учебно-методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

4.Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие/. — М.: Айрис-Пресс, 2003.

3.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…..Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

5.Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С. и др Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с бумагой как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом."

В статье представленны рекомендации по работе с бумагой как средством воспитания эмоциональной отзывчивости у детей с аутизмом....

Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости к прекрасному

Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости к прекрасному.Создавая условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному, необходимо знать, что эти условия должны ...

УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ

Умело созданные условия для эмоциональной отзывчивости ребёнка не только в саду, но и дома, помогут детям развивать художественно - эстетичсекие чувства. а также будут развивать у ребёнка интеллект и ...

Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом.

Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом....

Консультация для воспитателей «Воспитание эмоциональной отзывчивости детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации».

Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается жизнь обычно с детского сада. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Особенн...

Воспитательно-образовательный проект: «Эколого-психологические тренинговые занятия, как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей к живой природе»

         Новые требования к системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и орга...