Воспитательно-образовательный проект: «Эколого-психологические тренинговые занятия, как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей к живой природе»
план-конспект занятия по психологии

           Новые требования к системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

          Любовь, понимание и забота - это то, чего ждет природа от каждого человека. Эти чувства очень важно начинать воспитывать с раннего детства, поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении экологическому образованию уделяется особое внимание. Детский сад является первым звеном системы экологического образования и поэтому перед педагогами встает задача воспитания у дошкольников ответственного, разумного отношения к окружающему миру, формирования начал экологической культуры.

           Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

            Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Но не менее важно уделить внимание тому, кто непосредственно обучает и воспитывает дошкольников, тех, кто прививает экологическую культуру нашим детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx107.34 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательно-образовательный проект:

«Эколого-психологические тренинговые занятия,

как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей

к живой природе»

Цель: показ инновационных моментов деятельности, формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом.

Новые требования к системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Любовь, понимание и забота - это то, чего ждет природа от каждого человека. Эти чувства очень важно начинать воспитывать с раннего детства, поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении экологическому образованию уделяется особое внимание. Детский сад является первым звеном системы экологического образования и поэтому перед педагогами встает задача воспитания у дошкольников ответственного, разумного отношения к окружающему миру, формирования начал экологической культуры.

Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Но не менее важно уделить внимание тому, кто непосредственно обучает и воспитывает дошкольников, тех, кто прививает экологическую культуру нашим детям.

Моя педагогическая идея - через эмоциональное восприятие происходит становление у дошкольников осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.

Основная цель педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

Эколого-психологические тренинговые занятия - одна из новых технологий экологического образования и просвещения, находящаяся на стыке педагогики, экологии и психологии. Несмотря на внешнюю простоту, тренинговые занятия  представляют собой особую систему коррекционно-педагогических приемов, которые помогают развить субъективное, личностное отношение к природе.  Они позволяют решать следующие задачи: 

- Ознакомление педагогов с понятием эколого-психологических тренинговых занятий как направления экологического просвещения педагогов, детей и родителей, с методами, применяемыми в данном направлении работы;

- Формирование, развитие экологических установок у педагогов и детей (например, нет «вредных» и «полезных» насекомых), преодоление прагматического отношения к природным объектам;

- Обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой (например, не кричу в лесу, потому что это чужой дом);

- Развитие чувства близости (эмпатии) человека с природой; закрепление навыков идентификации себя с природными объектами;

- Развитие восприятия ребенка при контакте с природой (например, обследуя ракушки, воздействуем на все сенсорные анализаторы ребенка; трогаем, смотрим, нюхаем, слушаем, взвешиваем);

- Расширение индивидуального экологического пространства ребенка (например, живые не только я, и мама, папа, но и подорожник, гусеница, сорока).

- Актуализация навыков умения совместной креативной работы, выдвижения идей; развитие воображения и навыков фантазирования;

- Снятие психоэмоционального напряжения с использованием в работе природных материалов; закрепление стремления беречь и любить природу.

Тренинговые занятия применяются в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно используется следующая стратегия. Вначале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем на формирование экологической эмпатии, стимулировании идентификации с природными объектами. Это создает психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегии взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширения субъективного экологического пространства – зоны персональной ответственности за природу.

Представленная технология направлена, прежде всего, на формирование у дошкольников осознанно-правильного ценностного отношения к природе через развитие эмоциональной сферы. Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире, но начинать нужно со взрослых, в частности, с педагогов.

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, необходимо просветить педагогов, а потом и детей, дать им минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать навыки экологически грамотного поведения.

Развитие эмоциональной сферы детей и экологическое воспитание в нашем детском саду осуществляется путем взаимодействия педагогов и узких специалистов. Мы проводим занятия с применением практических заданий и упражнений по экологическому воспитанию.

Четко организованная, целенаправленная работа с использованием эколого-психологических тренинговых занятий позволяет достичь положительных результатов, а именно:

- скорректировать некоторые отклонения в поведении детей (агрессивность, страхи, застенчивость);

- снять психологическое напряжение, как у педагогов, так и у детей;

- развивать умение выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

- воспитать у детей заботливое, доброжелательное отношение к окружающему миру;

- сплотить педагогов.

С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи используются разнообразные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, оформление тематических ширм, папок-передвижек.

Объект: педагоги дошкольного учреждения №395 г.Челябинска.

Формы и методы работы:  приемы арт-терапии, техники визуализации и идентификации, мозговой штурм.

Ожидаемые результаты: а) Расширение психологических знаний педагогов по данному вопросу, б) расширение репертуара методов и приемов работы педагогов с детьми по экологическому воспитанию, в) закрепление у педагогов интереса и положительного настроя на работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Продолжительность одного тренингового занятия: 50-60 минут.

Количество участников: 10 - 16 человек.

Эколого-психологическое тренинговое занятие

 (1 день)

Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши цветные, жетоны, листы бумаги с написанными словами: (медведь, обезьяна, сова, страус; заяц, белка, дятел,   пингвин), дом, нарисованный на ватмане, стикеры.

Ход занятия: 

Добрый день, уважаемый коллеги! Я рада вас приветствовать в этом чудесном зале.

Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
(Да)


Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь?
 (Нет).

Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? 
(Да).

Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? 
(Нет).

Последнее спрошу вас я:
Активными все будем?
 (Да).

Сегодня я хотела бы провести первое эколого-психологическое тренинговое занятие, которое я назвала «Знатоки  природы».

В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии.

А это все влияет на наше здоровье, здоровье наших детей. Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.

В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью чередования слов «флора» и «фауна». «Флора» - одна команда, «Фауна» - другая.    (Педагоги делятся на команды). 

«Законы природы»

Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам.

 Существует четыре закона экологии. Их сформулировал известный американский ученый-эколог и биолог Барри Коммонер (1917-2012).

Первый закон: «Все связано со всем».

Этот закон отражает существование колоссальной сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением. Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков.

Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться».

Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества, например, нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром».

Глобальная экологическая система, т. е. биосфера, представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопряжен с потерями, но, с другой стороны, все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Платежей по этому векселю невозможно избежать, они могут быть только отсрочены. Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее, например, полиэтилен.

Этот закон предупреждает нас о необходимости разумного преобразования природных систем (строительство плотин, переброска стока рек, мелиорация и многое другое). Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Например, уничтожили воробьев – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше».

Природа знает лучше – закон имеет двойной смысл – одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами. Этот закон базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни.

Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения. Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее. Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет ее законов.

Задание № 1. «Экологическая разминка»

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы для команды № 1:

  • У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 20см).
  • Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью).
  • Кто такой ихтиолог? (Ученый, изучающий рыб).
  • Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит).
  • Самец кукушки. (Кукух).
  • Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  • Самая высока трава? (Бамбук).
  • Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинаковая).

Вопросы для команды № 2:

  • Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной).
  • Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение).
  • Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется).
  • Трава от 99 болезней. (Зверобой).
  • Пингвин птица или животное? (Птица).
  • Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб).
  • Кто такой орнитолог? (Ученый, изучающий птиц).
  • Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь).

Задание № 2. «Какой я цветок?»

Каждому участнику нужно нарисовать цветок, с которым он себя ассоциирует, а затем объяснить, например: «Сегодня я приветливая и нежная, как ромашка, а завтра я буду колючая, как кактус».

Обозначение выбранного цветка:

  • Астра - печаль;
  • Василек - простота, нежность, (базилик);
  • Гвоздика - мужество, стойкость, солидарность, уважение;
  • Василек полевой - благодарность;
  • Лен - символ девичьей красоты;
  • Ландыш - скрытая любовь, таинственность;
  • Мак - красота, молодость, мудрость, доброжелательность;
  • Мальва - красота, холодность, педантичность;
  • Нарцисс - гордость, самовлюбленность;
  • Первоцвет - разочарование в чувствах, любви;
  • Пион - долголетие, здоровье;
  • Подснежник - чистота, верность;
  • Роза - чувственность, любовь, здоровье;
  • Ромашка - любовь, мир, нежность;
  • Фиалка - застенчивость, скромность, доверчивость, верность в любви;
  • Лилия - чистота, невинность, справедливость;
  • Ирисы - чистота, невинность, справедливость;
  • Орхидея - свобода, самостоятельность, уверенность в себе;
  • Хризантема - благоразумие, справедливость, критичность;
  • Лотос - уязвимость, чувствительность, эмоциональность;
  • Гербера - желание привлечь к себе внимание, демонстративность, уверенность.

Язык цвета выбранного цветка:

  • Красный - энергия, активность; символизирует жизнь, свободу, торжественность;
  • Белый - нейтральный; символизирует невинность, чистоту;
  • Голубой - холодный, пассивный; символизирует доверие, бесконечность.
  • Желтый - теплый, веселый; символизирует свет, жизнь, радость, уважение к старости;
  • Зеленый - спокойный; символизирует мир, покой, надежду;
  • Синий - спокойный, сентиментальный; символизирует доверие, бесконечность.
  • Оранжевый, - зрелость, стремление к цели;
  • Розовый - нежность, мечтательность, покой;
  • Фиолетовый - мудрость уравновешенность.

Задание № 3. «Угадай по пантомиме»

Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы для команды № 1:

  • Медведь;    Обезьяна;
  • Сова;      Страус.

Вопросы для команды № 2:

  • Заяц;    Белка;
  • Дятел;    Пингвин.

Задание № 4. «Полюбите животное»

На ватмане нарисован дом с окошками. Педагоги должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Затем они приклеивают стикеры в окошки, и вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.

У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые, преимущественно, бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т.д. Мы, не задумываясь, формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира. Считаю, что такое упражнение «Полюбите животное» следует проводить на занятиях с детьми. 

Змеи являются санитарами природы.

Мышь – маленькое пугливое животное, которое само боится человека.

Лягушки и жабы – замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров, они  помощники людям.

Комар - это доктор, который обнаруживает ваши болезни раньше, чем вы о них начинаете подозревать.

Собака – это друг, защитник жилища, помощник в работе.

Роль пауков очень высока повсеместно: в садах, огородах, на полях и виноградниках, где они поедают ногохвосток, листоверток, клопов-черепашек, тлей и прочих насекомых. Глядя на паука человек научился прясть.

Задание № 5. «Экологические ситуации»

Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны ответить на вопросы.

Вопросы для команды № 1.

Ситуация 1. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации – «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация 2. «Юноша и морские звезды». Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

– Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес: ... (Толк есть для этой морской звезды).

Что лежало в основе его поступка?        

Вопросы для команды № 2

Ситуация 1. Сынишка подходит к матери, которая стирает белье:
– Мамочка, поехали сегодня в лес, там птичкам есть нечего. Мы им корм отвезем. 
– Займись чем-нибудь, сынок, ты видишь, я занята, – отвечает она.

Как бы вы поступили в данной ситуации?
           
Ситуация 2. Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и ветрено. «Опять погода испортилась», – подумаете вы.

А что скажите ребенку? О чем вы будете с ним разговаривать?

Сейчас ситуации для обеих команд. Вам нужно сначала обсудить ситуацию в командах, а затем выразить свое видение коллегам.

1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.

Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

2) Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота из дома и сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».

3) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил:

- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».

Такие упражнения побуждают воспитателей к более активной работе с родителями.

А сейчас я предлагаю оценить работу команд и подвести итоги первого эколого-психологического тренингового занятия.

Оценивается работа команд по количеству набранных жетонов.

Рефлексия: «Чему я научилась»

Закончить предложения:

- Я узнала, что…

- Мне понравилось, ...

- Я была разочарована тем, что…

- Чему научилась сегодня или что буду использовать в своей работе … 

Эколого-психологическое тренинговое занятие

 (2 день)

Необходимые материалы:  Листы бумаги с теорией, листы бумаги, карандаши, листы с надписями: «Весна красна цветами, а осень пирогами», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» «Яблоко от яблони недалеко падает», жетоны.

Ход занятия: 

Добрый день, уважаемый коллеги! Я рада вас приветствовать на втором дне наших эколого-психологических тернинговых занятий «Знатоки  природы».

Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем, ведь для всех нас дом – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами

личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

В начале нашего занятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью чередования слов «флора» и «фауна». «Флора» - одна команда, «Фауна» - другая.    (Педагоги делятся на команды). 

Задание № 1: Беседа по теме

  1. Как вы понимаете термин «экология»? Каково значение этого слова?

 (Само слово «экология» образовано от греческого – «экос» - дом, «логос» - наука, т.е. экология в широком смысле этого слова – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой».

  1. Как, по вашему мнению, можно сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Сформулируйте свою цель из приведенных вариантов:

  1. Цель экологического воспитания дошкольников – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.
  2. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
  3. Цель экологического воспитания дошкольников – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
  4. Цель экологического воспитания дошкольника – познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
  1. Как вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения детьми экологических знаний?
  2. Попробуйте расставить по значимости принципы создания «экологического уголка Природы» в ДОУ (на первое место поставьте самое актуальное, на ваш взгляд, положение):
  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных.
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины).
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода.
  4. Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых).
  5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.
  6. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.
  1. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно может быть вина воспитателя?
  2. Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников? (не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью,

вводить элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)

  1. В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?  (Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)
  2. Какая, на ваш взгляд, работа должна проводиться в данном направлении с родителями в нашем ДОУ? (Родительские собрания, консультации, папки передвижки, Проектная деятельность, турпоходы, досуги и развлечения, совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе)
  3. Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

10. Отгадайте загадки

Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.      

            (Подсолнух)

        

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.

        (Репа)

Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.

        (Вишня)

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко.

        (Слива)

Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.

        (Гриб)

Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла. (Корова)

        

Летом гуляет,
А зимой отдыхает.

        (Медведь)

Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет – это…

        (Крот)

Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый…

        (Поросенок)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…

        (Воробей)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый…

        (Гусь)

Задание № 2. «Творческое задание»

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

Вопросы для команды № 1:

  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.

Вопросы для команды № 2:

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.

Задание № 3. «Народные приметы»

Как много было дедовских примет! Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет, дошли до нас и вот – живут поныне.

Вопросы для команды № 1.

1. Цветы издают сильный запах... (к дождю. Сильнее, чем обычно, пахнут акация и жасмин, левкои и петуния, над ними вьется множество насекомых – к дождю).
2. Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют...
 (по приметам к хорошей погоде без осадков).
3. Кошка свернулась клубком... 
(к морозу).
4. Мухи кусаются... 
(к дождю).
5. Большие дождевые пузыри... 
(к ненастью и пущему дождю).

6. Уж на дороге греется – (перед дождем). 

7. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

Вопросы для команды № 2.

1. Паук усиленно плетет паутину... (к сухой погоде).
2. Мухи пропали... 
(скоро зима).
3. Зацвела черемуха... 
(всегда жди холодов, заморозков).
4. Лягушки квакают... 
(к дождю).
5. Воробьи в пыли купаются... 
(к дождю).

6. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

Задание № 4. «Свой край люби и знай»

Земля России огромна, с чудными степями и полями, горами  и лесами с разнообразием зверей и птиц, реками и морями.

1. Какой природной зоны нет на территории России? (Тропической).
2. Как называется самая плодородная почва? 
(Чернозем).
3. Как называется самое крупное копытное животное, обитающее на территории России?
 (Зубр).
4. Как называется самый большой хищник России? 
(Белый медведь).
5. Как называется самый маленький хищник в России? 
(Ласка. Охота на зверька запрещена, так как одна ласка за год уничтожает до 3 тыс. мелких грызунов).
6. Назовите 5 самых редких животных России (
Азиатский гепард, Снежный барс, Дальневосточный леопард, Уссурийский Тигр, Амурский горал).

Задание № 5. «Экологические ситуации»

Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны ответить на вопросы.

  1. «Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?».
  2. «Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажите?».
  3. «Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?».
  4. «Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, чтобы он этого не сделал?».
  5. «Ребенок видит дождевого червяка и говорит:  «Надо его забрать домой». Как объяснит ребенку, что этого делать не нужно».

Задание № 6. «Обманки»

Нужно выбрать по одному представителю от команды. Ведущий зачитывает стихи, а конкурсанты быстро  по очереди отвечают:

1. Знает девочка любая, что морковка … (голубая – оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает … (лето – 
зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает … (солнце – 
луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени … (зеленый – 
голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось … (два – 
три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно … (четыре – 
пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу … (баран – 
дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал … (кенгуру – 
петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте … (петух – 
филин).
10. На болоте во весь дух, громко квакает … (петух – 
лягушка).
11. Слышала вся улица, как мычала … (курица – 
корова).
12. Друг детей и друг зверей добрый доктор … (Бармалей – 
Айболит)
13. С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает … (корова – 
обезьяна)
14. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это … (мишка – 
белка)

Задание № 7. Релаксационное упражнение «Мышонок»

- Закройте глаза, протяните вперед одну руку. Давайте посадим на ладошку мышонка (опускаем на ладонь кулачок другой руки).

Посмотрите, какой он хорошенький: маленький, серый, пушистый с длинным хвостиком…своим розовым мокрым носиком он обнюхивает каждый ваш пальчик. Почувствуйте, какой он пушистый, мягкий, теплый. Мышонку очень нравится ваша ладонь, он успокоился, закрыл глазки и решил немного отдохнуть. Тишина... Мышонок сладко сопит носиком.  Ему снится, как он попал в магазин сыров. Какого сыра только там нет...  Он вдыхает сладкий аромат сыра, облизывается... Но вдруг Мышонок проснулся и забеспокоился, заволновался, его нужно непременно отпустить. Опускаем руку к полу, осторожно, спокойно. Мышонок спустился с вашей ручки и побежал по полу. Посмотрите, как их много на полу, постараемся их не спугнуть. Мышата разбежались. А мы с вами открываем глазки, продолжаем.

А сейчас я предлагаю оценить работу команд и подвести итоги второго эколого-психологического тренингового занятия.

Оценивается работа команд по количеству набранных жетонов.

Рефлексия: «Чему я научилась»

Закончить предложения:

- Я узнала, что…

- Мне понравилось, ...

- Я была разочарована тем, что…

- Чему научилась сегодня или что буду использовать в своей работе … 

Эколого-психологическое тренинговое занятие

 (3 день)

Необходимые материалы:  листы бумаги, шариковая ручка, ножницы, жетоны, черный ящик, ветка ели, карточки с незаконченными предложениями, мелодия Сен-Санса «Лебедь»). 

Ход занятия: 

Добрый день, уважаемый коллеги! Я рада вас приветствовать на третьем дне наших эколого-психологических тернинговых занятий «Знатоки  природы».

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Мало любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше, и богаче.

Задание № 1. «Природа в моей жизни»

Как говорил Гёте: «Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

Сейчас закройте глаза и  представьте, что вы лежите в траве, трава мягкая и шелковистая, вы вдыхаете прекрасный аромат, слышите стрекот кузнечиков, шуршание букашек, вам хорошо и спокойно. Вдруг подул легкий ветерок, и вы чувствуйте, как набираетесь сил, бодрости, хорошего настроения. А теперь откройте глаза. Вы попали в мир природы…

Возьмите лист бумаги и ручку, напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончите высказывание: «Природа для меня…», («Природа в моей жизни…»)

Расскажите, насколько легко или трудно было вам справиться с этим заданием. Может быть кто-то поделится о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу?

Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Для иных природа – это дрова, уголь,  руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня – природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты».

Человек и природа не отделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы – база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может.

Человек – часть природы и как живое существо своей элементарной жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду. И мы, взрослые, должны научить детей, наших воспитанников, беречь природу, объяснить им, что природа – это чудо, а человек – ее частица. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Чтобы сохранить природу, мы должны дать понять детям, что все зависит от нас, от нашего к ней отношения, что природа – это и есть человек.

Я предлагаю вам снова разделиться на команды с помощью чередования слов «флора» и «фауна». «Флора» - одна команда, «Фауна» - другая.    (Педагоги делятся на команды).

Задание № 2.»Черный ящик»

Ведущий показывает черный ящик и называет по одному признаку, а команды должны кто быстрее отгадать, что находится в ящике. (Ветка ели).

В этой коробочке лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфару, кормовые дрожжи, музыкальные инструменты, это антисептик, применяют в кораблестроении.

Дрожжи – в старину внутренний слой еловой коры добавляли в муку при выпечке хлеба, а из весенних нежных побегов варили особое пиво.

Производство музыкальных инструментов – скрипки Страдивари.

Задание № 3. «Вопрос – ответ»

1. Куда зайцу бежать удобнее – в горку или с горы? (В горку, у зайца передние ноги короткие, задние длинные, потому заяц в гору бежит легко, а с горы летит кубарем, через голову).

2. Чем кормят морских свинок? (Овощи, фрукты, сено, свежая трава, сухой хлеб, зерна овса или пшеницы, немного воды или молока).

3. Сороке через 3 года что будет? (4-й год пойдет).

4. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими).

5. Назовите 2 пословицы о зиме:

  • Зима без снегу – лето без хлеба.
  • Весна красна цветами, а осень снопами.
  • Готовь сани летом, а телегу – зимой
  • Что летом уродится, зимой пригодится.
  • Упал с дерева один лист – жди осени.
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.

6. Как узнать о приближении дождя по муравейнику? (Муравьи прячутся и закрывают все входы в муравейник).

7. Сколько ног у паука? (8).

8. Весь мир кормлю, сама не ем? (Земля)

9. Сколько надо взять «А» что бы получить птицу? (Сорок «А»).

10. В воде родится, а воды боится? (Соль).

Задание № 4. «Рассказ с ошибками»

Ведущий:  Научить детей с раннего возраста любить, беречь и охранять природу – основная задача педагога. А чтобы привить эти знания и, главное, заинтересовать ребенка педагогу необходимо самому много знать и уметь правильно все преподнести.

 Я прочитаю вам рассказ. Вы слушаете внимательно и выявляете ошибки, которые допущены в этом рассказе.

«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж». «Все равно — гадина!» — ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Вот так надо вести себя в лесу:

1.                не включать громкую музыку;

2.                 не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;

3.                 для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;

4.                 не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет);

5.                 костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;

6.                не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;

7.                 не брать зверей и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;

8.                 не втыкать в муравейник палочки — нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе;

9.                 не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может попасть молния!

10.            никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;

11.            луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

«Я сорвал цветок – и он увял,

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

                                       Павол Орсаг-Гвездослав – Словацкий поэт     

Задание № 5. «Музыкальный конкурс»

Командам поочередно предлагается вспомнить и исполнить отрывок из песен о цветах. (Лаванда, Ромашки спрятались, Отцвели уж давно хризантемы в саду, Миллион алых роз, Белые розы, Желтые тюльпаны).

Задание № 6. «Откровенно говоря»

Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза.

 Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними.  

Примерное содержание карточек:

Откровенно говоря, когда я думаю о природе...

Откровенно говоря, когда я общаюсь с людьми...

Откровенно говоря, когда я задумываюсь об экологических проблемах...

Откровенно говоря, когда я включаю телевизор и вижу передачу о животных...

Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях ...

Откровенно говоря, когда у меня свободное время...

Откровенно говоря, когда я хожу в лес ...

Откровенно говоря, меня приводит в волнение...

Откровенно говоря, когда я думаю об экологии...

Откровенно говоря, когда я слышу о катастрофах...

Откровенно говоря, когда я смотрю передачи о природе...

Откровенно говоря, когда я участвую в подобных занятиях...

Анализ:

- Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?

- Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?

Задание №7. «Музыкальная загадка»

            А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь). 

Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры.

Я предлагаю взять лист бумаги и сделать оригами «ЛЕБЕДЬ» по моему показу.

И чтобы подытожить наше занятие я хочу напомнить вам, что судьба природы в наших руках!

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя» - сказал А. Экзюпери

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней. Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли. Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

А сейчас я предлагаю оценить работу команд и подвести итоги третьего эколого-психологического тренингового занятия.

Оценивается работа команд по количеству набранных жетонов.

Рефлексия: «Чему я научилась»

Закончить предложения:

- Я узнала, что…

- Мне понравилось, ...

- Я была разочарована тем, что…

- Чему научилась сегодня или что буду использовать в своей работе … 

Использованная литература:

  1. https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-pedagogami/treningi-dlya-pedagogov/108-psikhologo-pedagogicheskij-trening-dlya-vospitatelej-detskogo-sada-ekologicheskie-interesnosti
  2. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/167560.html
  3. https://infourok.ru/ekologo-psihologicheskij-trening-ostrov-robinzonov-4437581.html
  4. http://detsad57.ucoz.ru/_tbkp/vospitatelno-obrazovatelnyj_proekt_ehkologo-psikho.pdf
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/10/30/delovaya-igra-dlya-vospitateley-dou-ekologiya-ryadom-s-nami
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/04/04/ekologicheskiy-trening-dlya-pedagogov-dou
  7. https://infourok.ru/trening-ekologiya-pedagogi-deti-2320036.html

Приложение

медведь                                 обезьяна

сова                                        страус

заяц                                        белка

дятел                                      пингвин

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста:

Сформулируйте свою цель из приведенных вариантов:

  1.  Цель экологического воспитания дошкольников – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.
  2.  Цель экологического воспитания дошкольников – формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
  3.  Цель экологического воспитания дошкольников – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
  4.  Цель экологического воспитания дошкольника – познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Принципы создания «экологического уголка Природы» в ДОУ:

  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных.
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины).
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода.
  4. Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых).
  5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.
  6. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

Откровенно говоря, когда я думаю о природе ...

Откровенно говоря, когда я общаюсь с людьми ...

Откровенно говоря, когда я задумываюсь об экологических проблемах

Откровенно говоря, когда я включаю телевизор и вижу передачу о животных ...

Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях ...

Откровенно говоря, когда у меня свободное время ...

Откровенно говоря, когда я хожу в лес

Откровенно говоря, меня приводит в волнение ...

Откровенно говоря, когда я думаю об экологии ...

Откровенно говоря, когда я слышу о катастрофах ...

Откровенно говоря, когда я смотрю передачи о природе ...

Откровенно говоря, когда я участвую в подобных занятиях ...

https://kaksamsdelal.ru/wp-content/uploads/6/6/3/6637ace36e71021f8eb2aa6673c499a8.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".

Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...

ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Воспитание эмоциональной отзывчивости средствами фольклора Главная цель опыта: Воспитание эмоциональной отзывчивости средствами фольклораЗадачи: Раскрыть сущность понятия «эмоциональная отз...

"Работа с бумагой как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом."

В статье представленны рекомендации по работе с бумагой как средством воспитания эмоциональной отзывчивости у детей с аутизмом....

Методический час для педагогов "Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости"

Б.М. Теплов считает, что эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмыслени...

Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом.

Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом....

"Условия музыкального воспитания эмоциональной отзывчивости детей средствами приобщения к народному фольклору"

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:1. Народная песня.2. Нар...