Статья. Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
статья

Борисова Анна Николаевна

Статья. Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте в аспекте становления, формирования и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борисова А.Н., воспитатель

Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности - конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения

В аспекте становления.

К трем годам у ребенка, по данным Д.Б. Эльконина, появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослым». У детей появляется «потребность в компенсации» и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинают наблюдаться с конца 2-го по 4-й год жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. Многие учёные считают, что первые проявления воображения – это установление ребёнком связи между заместителем и обозначающим предметом, когда ребёнок приобретает возможность представить себе по рассказу взрослого или картинке вещи, события, действия. Воображение в этом возрасте носит воссоздающий, непроизвольный характер, к тому же воображение очень конкретно и связано с личным опытом ребёнка. И так как дети «продуцируют» образы, довольствуясь лишь намёком на сходство одних предметов с другими, часто кажется, что воображение у детей этого возраста очень богатое и творческое. К концу раннего возраста дети начинают «сочинять» сказочки и рассказы, которые являются ничем иным как «склеенными» кусочками из знакомых произведений.

Следующий этап – дети 3-5 лет. В этом возрасте дети из-за небольшого жизненного опыта часто придумывают образы, смешивая реальные и фантастические события, что взрослые чаще всего также принимают за богатство воображения. Ребёнок пытается «понять» мир, а мы считаем, что он фантазирует. Но воображение в этом возрасте носит яркую эмоциональную окраску и воображаемые образы быстро возникают и сменяются, ребёнок верит в свои воображения как в реальные явления. Это очень благоприятный возраст для сочинительства сказок, рассказов, хотя обычно в них нет предварительного замысла. Наблюдая поведение детей в игре, некоторые психологи делали вывод, что в игре только проявляется воображение ребенка, которое изначально присуще ему. Однако Л.Выготскому удалось доказать, что в игре воображение ребенка не проявляется, а появляется.

Элементы творческого воображения постепенно складываются в игре, изодеятельности, конструировании. Однако они ещё тесно связаны с процессом самой деятельности и зависят от внешних условий – предметы, попавшиеся на глаза, случайные результаты собственных действий.

В старшем дошкольном возрасте творческое воображение уже отделяется от практической деятельности и становится самостоятельным и начинает предварять саму детскую деятельность. Появляется замысел – в игре, рисунке, постройке, умение представить модель, схему, события, явления. Ребёнок уже не путает свои фантазии с реальностью. Его воображение уже не воссоздающее, а направленное на создание собственного замысла, что приближает его к творческому воображению взрослого, хотя и направлено не на создание общественно-ценных продуктов, а «на себя».

В аспекте формирования.

Необходимый элемент игры - воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов "как будто", - представляет свободное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений.

В игре ребенка раскрываются те его возможности, которые ещё не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре малыш бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях.

Поскольку первоначально воображение связано с обыгрыванием предметов, то и основное развитие его может осуществляться через это обыгрывание. Именно в игре можно начинать формировать у ребенка основы умения находить собственное решение, оригинальные ответы, способность действовать в плане образных представлений.

Затем на протяжении дошкольного детства, этот сложнейший процесс претерпевает существенные изменения. Качественно меняется характер основной деятельности ребенка - игры. Если у малыша до 3 лет - это предметная игра, то у ребенка 4-6 лет - это сюжетно-ролевая игра, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.

Сначала ребенок должен научиться проявлять в игре свою творческую инициативу, организовывать, планировать, направлять. Очень полезны для развития воображения творческие игры-драматизации, в которых дети разыгрывают какую-то знакомую сказку. В этом случае возникает необходимость представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев сказки. Не просто слушание сказки, а живое соучастие, содействие героям будит творческие силы ребенка, его фантазию. Если малыш хорошо справляется с разыгрыванием знакомой сказки, то можно предложить ему придумать, что случилось с героями сказки дальше, и всё это разыграть вместе с детьми.

Воображение ребенка складывается в связи с развитием речи, следовательно, в процессе общения с взрослыми людьми. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения и ведут к его отставанию, обеднению.

При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться к сфере впечатлений, обозначаемых словами.

Словесное творчество у малышей ещё не развито: в лучшем случае они могут представить себе, что происходит в сказке, ответить на вопросы или даже дополнить её по-своему. Постройки и рисунки детей младшего возраста ещё очень бедны и однообразны. Ребенок практически без изменений отображает в своих произведениях увиденное или услышанное им. Дети постарше уже пытаются придумать сюжет, объединяющий всё увиденное, но всё же не выходят за рамки того, что видят. И только старшие дошкольники могут более или менее свободно сочинить что-то свое, правда, с опорой на предложенную картинку.

Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется ещё одна очень важная способность: подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану. Когда у старшего дошкольника появляется эта возможность очень важно развивать её, помогая ребенку не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но свои произведения: рисунки, аппликации, выдумывание историй. Эта особенность развития воображения играет совершенно особую роль, так как именно благодаря ей у ребенка появляется возможность создавать свои первые законченные произведения.

Можно включить ребенка в совместную с взрослым деятельность. Придумать вместе с ним несколько сказок. Хорошо поиграть в игру, в которой сказка придумывается коллективно, завести папку и помещать туда наиболее удачные рисунки, сказки.

Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такой ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первого действия. Например, начиная сочинять сказку, он придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. В изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности.

Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из действительности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное (сочинение сказок, историй, стихов) и художественное (рисунки) творчество.

В аспекте развития.

Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психической деятельности человека. Воображение развивается, прежде всего, в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то "кусочек фантазии", но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя.

  • Существуют разные взгляды на причины, при которых у одних детей творческое воображение развито больше, у других – меньше. А также существуют различные подходы изучения творческого воображения:
    генетический подход, отводящий основную роль наследственности. К нему относятся высокий уровень уратов в крови, высоколобие креативных людей (В.П. Эфроимсон), взаимосвязь темперамента и творческих способностей (Л.И. Полтавцева), левополушарной стратегией мышления творческих людей (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.), а также преимущественном влиянии наследственности на формирование творческой личности;
  • средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия;
  • генотип – средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

П.Я. Гальперин разработал развивающий метод, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска.

Общим моментом в этих подходах является положение о сензитивном периоде развития креативности, который приходится на возраст 3-5 лет. В этом возрасте формируется «первичная» креативность, как общая творческая способность.

Существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению творческого воображения как врожденной, не изменяющейся характеристики и как поддающейся изменениям. Однако, видно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены. Так одни дети будут проявлять своё творчество в театрализованных играх, другие - в сочинительстве, третьи – в изодеятельности, а кто-то в ручном труде. Задача педагога в работе с дошкольниками – помочь выявить интересы и предпочтения детей, направить их творческое воображение в нужное русло, помочь родителям разглядеть изюминку своих детей. Так как развитие творческого воображения способствует развитию индивидуальности и самобытности личности, возможности чувствовать себя уверенно и иметь возможность реализовать свои духовные чувства, эмоции, взгляды на мир в своей творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость  работы состоит в том, что мате...

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...

Статья Особенности театра теней и его возможности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. 2024г.

Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей развитию творческого воображения детей. Предложена техника организаци...