Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей
материал

Кухарева Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .17.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей»

(Из опыта работы воспитателя Кухаревой И. А.)

 

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения, об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Как вы думаете, что включают в себя коммуникативные способности?

(желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении).

Какие личные качества являются значимыми, для дружеских взаимоотношений?

(искренность, умение выслушать, готовность прощать, умение признавать свои ошибки, принимать советы, желание прийти на помощь).

Как проходит работа в вашей группе по формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей?

Я считаю, что сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.

Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа» - это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами. Можно, продумать и организовать целую серию игр. Например, играя в «Магазин» дети распределяют роли «продавца», «покупателя». На первой неделе дети могут пойти в овощной магазин, на второй неделе – в магазин игрушек, на третьей – в книжный магазин и так далее. Особое внимание необходимо уделять моментам обращения к взрослому (к взрослым нужно обращаться на «вы», говорить «здравствуйте», «до свидания»).

Большую роль в образовательном процессе играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, необходимо обсуждать с детьми различные случаи из их жизни, ситуации, поступки. Например, беседа «О дружбе!»

Кого мы называем друзьями? Кто твой друг? Расскажи о своём друге. Что тебе нравится в твоём друге? Что ты готов сделать для своего друга? О каком друге ты мечтаешь?

Лучше узнать друг друга дошкольникам помогают игровые ситуации. Например, игровая ситуация «Комплименты». Детям можно предложить нарисовать рисунок для своего друга, ребёнок должен подарить рисунок, сказав другу комплименты. Этот игровой приём очень эффективен, ребята обогащают свой опыт общения друг с другом, с удовольствием дарят подарки и говорят друг другу комплименты.

Одной из задач воспитателя является побуждение детей к активному проявлению сочувствия, сопереживания, помощи сверстникам. Для лучшего определения внешнего выражения эмоций хорошо использовать упражнения и этюды. Я хотела бы вам рассказать, как я использую этюды в своей работе с детьми.

Обыграем этюд «Не надо плакать!»

Маленький мальчик потерял свою игрушку – машинку. Он расстроен и плачет. Подошедший к нему ребёнок успокаивает его, начинает искать игрушку, находит, с удовольствием вручает её малышу, который благодарит его и выражает большую радость.

После этюда можно с ребятами ответить на вопросы:

- Что произошло с мальчиком? (мальчик потерял машину)

- Как вы думаете, какое у него было настроение? (грустное, мальчик расстроился)

- Когда у вас бывает плохое настроение? (когда что-то потеряли, не берут играть, когда дома сижу один).

- Как помочь, мальчику? (нужно вместе с мальчиком поискать машину, поддержать его, успокоить).

Использование данного метода побуждает ребят к активному проявлению сочувствия, сопереживания, помощи.

Далее я расскажу вам ещё об одном игровом приеме «Я тебе желаю!»

У нас в группе отмечается праздник - день рождения. Кроме «Каравая», дети высказывают свои пожелания, тем самым формируя коммуникативные навыки общения, нравственные понятия, такие как дружба, забота, сплочённость.

В своей работе я использую театрализованную игру (обыгрывание сценок). Театрализованная игра также является средством развития общения детей дошкольного возраста. Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами. После просмотра сценки, с ребятами проводится беседа, ребята отвечают на вопросы, обсуждают поступки героев, нравственные стороны увиденного, анализируют ситуацию. Например, сценка «Подружки!»

- Привет, Юля. - Привет, Танька.

- Юля, почему ты меня так называешь?

- Что такого? Я ещё про тебя кое- что знаю; Таня- мотаня

- Мне это не нравится.

- Почему это тебе не нравится? Очень даже смешно.

- Вот поэтому и не нравится. Это дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

- Ну и не надо, подумаешь.

- Я ухожу, до свидания.

- Пока, пока. Таня- мотаня.

После обыгрывания сценки, обязательно анализируется ситуация. Можно использовать следующие вопросы:

- Ребята, почему между девочками произошла ссора?

- Можно ли давать другим обидные прозвища? Почему?

- Можно ли исправить эту ситуацию? Как?

В настоящее время активно изучается, разрабатывается и используется такая форма воспитания, как досуг (развлечения, праздники, викторины). Тематика игр и викторин разнообразна. Занимательные задания во время праздника или развлечения дети могут выполнять парами, по командам, проявляя сотрудничество, сплочённость, умение договариваться, слушать товарища. В играх создаётся атмосфера, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости детей, поддержке детьми друг друга, взаимовыручке.

Итак, мы рассмотрели с вами методы и приёмы, направленные на формирование коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей"

Консультация посвящена вопросу использования игр для развития реальных отношений: как товарищей, партнеров.Эти качества необходимы для становления личности адаптированной к обучению в школе....

Консультация для родителей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей".

Консультация для роди телей.Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей....

Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность....

Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.

Консультация для педагогов  детского сада: Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей....