Картотека дидактических игр для подготовительной группы на темы: Мужской праздник и Женский день
картотека (подготовительная группа)

Герасимова Надежда Александровна

дидактические игры для подготовительной группы к  праздникам 23 феврали 8 марта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did.igr_._23_fevr_i_8_martva.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

День защитника Отечества

  1. Защитники Древней Руси.

Цель: учить употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

Оснащение: предметные картинки.

- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

- А как раньше называлось Русское государство? (Русь).

Посмотри на картинки. Люди всегда защищали свою Родину от врагов, но назывались они по-другому. Менялось вооружение, одежда была не такой, как сейчас.

- Послушай слова и попробуй объяснить, почему так говорят.

- Как ты думаешь, что такое дружина? Какое слово близко к нему по произношению? (дружба, дружить). Дружиной называлось войско в Древней Руси. Состояло оно из людей, отличавшихся воинской доблестью. Во время битв в помощь дружине собиралось пешее ополчение из трудового народа.

- Как ты думаешь, что такое стрелецкое войско? Назови близкие по произношению слова (стрела, стрелок, стрелять).

 Стрельцы составили первое постоянное войско в Русском государстве, это слово происходит от слова «стрелок».

- Посмотри на картинки и скажи у кого какое оружие? У кого конь, кольчуга, пика? У кого щит, меч? У кого пищаль, сабля, топор?

  1. По порядку рассчитайсь!

Цель: учить использовать в речи порядковые числительные; учить делиться на две команды для игры.

- Каждый военный человек должен уметь рассчитаться по порядку, а нам это помогут сделать игрушки. Расставим их в ряд, а потом,  дотрагиваясь до каждой игрушки,  будем считать:  первый – второй; первый – второй…

Когда дети поймут, как рассчитываться, можно предложить им сделать это самим.

  1. Фамилия.

Цель: познакомить с историей русских фамилий.

- Послушай стихотворение и подумай, как произошли такие фамилии как: Хлебников, Пушкин, Стрелков, Саблин, Матросов, Воинов.

Кем был твой прадед на Руси, свою фамилию спроси…

Ты слышишь часто: Кузнецов. Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов –  отец отца отцова…

С пилою Пильщиков дружил, в  атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих, фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них историю России…

  1. Военные загадки.

Цель: учить употреблять имена прилагательные в сравнительной степени.

Оснащение: предметные картинки.

 Летит птица перната, без глаз, без крыл,

 Сама свистит, сама бьёт (стрела)

 

Ползёт черепаха – стальная рубаха,

Враг в овраг, черепаха – куда враг (танк)

Стоят три старушки: вздохнут они, да охнут,

Вблизи все люди глохнут (пушки)

Петушок без глаз, а метко клюёт (ружьё)

- Какое оружие в действии страшнее стрела или ружьё? Пушка или ружьё? Пушка или танк?

 Ребёнок составляет предложение: «Ружьё страшнее стрелы».

  1. Найди слова-неприятели.

Цель: учить находить в предложении слова-антонимы.

- Найди слова-антонимы в пословицах.

Лексический материал:  Родимая сторона – мать, а чужая…(мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины …(холодом). Собака лает на смелого, а кусает …(трусливого). Худой мир лучше доброй …(ссоры). Мир строит, а война …(разрушает).  Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).

- Объясни, как ты понимаешь эти пословицы.

  1. Договори похожие слова.

Цель: учить находить родственные слова в пословицах и рифмовках.

- Закончи мои предложения, используя похожие слова.

 Лексический материал: Терпенье и труд всё … (перетрут). Молодое растёт, а старое … (стариться). Всё живое хочет … (жить). Старайся честным быть и честь свою хранить!

  1. Объясни.

Цель: учить употреблять слова в переносном значении.

 Детям объясняют, что многие слова употребляются в переносном значении, т. е. иносказательно. Например:

 Горячий чай – в прямом значении, т. е. горячий, имеющий высокую температуру.

 «Горячая голова» - иносказательно. Так говорят о человеке вспыльчивом, несдержанном.

 Определи, какие слова употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

Лексический материал:  Железный инструмент. Железный характер (твёрдый характер). Идёт солдат. Идёт снег (падает). Бежит ручей (течёт). Падает камень. Падает настроение (человек расстроился). Падает температура (температура понизилась).

  1. Поставь правильно вопрос.

Цель: учить ставить вопросы к именам существительным Кто? Что?

Оснащение: предметные картинки.

- Я буду называть слова, а ты ставь к ним вопросы.

 Лексический материал:  Родина, Отечество, Отчизна. Бой, битва, сражение. Дорога, путь, тропа. Гусар, улан, гренадёр.

- Как ты думаешь, почему слова объединены именно так?

- Что обозначают слова «гусар, гренадёр, улан»?

- Рассмотри картинки и расскажи, чем вооружены гусары и гренадёры.

  1.  Скажи по-другому.

Цель: учить употреблять в речи деепричастия.

 Матрос бежал и оглядывался.

- Что делал матрос? (бежал) Ещё что делал? (оглядывался).

  Послушай: Матрос бежал, оглядываясь.

 Измени слова по образцу.

 Лексический материал: играют – играя; читают -  … (читая); строят - … (строя); слушают - … (слушая); шагают - …  (шагая);

- Придумай предложения с этими словами.

 Дети играют в мяч. Дети, играя в мяч, забыли про обед. Дети строят из песка замки. Дети, строя из песка замки, ни разу не искупались.

Праздник мам

  1. Убери лишнюю картинку.

Цель: учить обобщать людей по половым различиям; понимать значение обобщающих слов «женщины», «мужчины», использовать их в активной речи.

Оснащение: предметные картинки.

- Посмотри на предметные картинки слева и назови их (бабушка, девочка, мама, дядя).Подумай и скажи какая картинка в ряду лишняя, почему? Как назвать оставшиеся картинки одним словом? (женщины).

Работа с картинками справа проводится аналогично (папа, дедушка, мальчик, мама).

- Назови женщин, живущих с тобой в одной семье, а теперь назови мужчин.

  1. Делим с мамой конфеты.

Цель: учить согласовывать имена существительные с числительными «два», «пять».

Оснащение: натуральные конфеты (разноцветные леденцы). Конфет каждого цвета должно быть по пять или по две.

Конфеты лежат в вазе, ребёнку читается стишок.

Причёсаны, чисто одеты, мы маме дарили конфеты.

Мы маме дарили конфеты, вчера их помяли коты.

- Сколько конфет в вазе? (много)

- Подели конфеты между членами семьи и расскажи,  сколько и каких конфет досталось каждому члену семьи. Например: Два красных леденца – маме. Пять синих леденцов – дочке и т.д.

  1. Цветы для мамы.

Цель: учить согласовывать местоимения с глаголами в роде и числе; различать совершенный и несовершенный виды глаголов.

Оснащение: клумба с цветами.

- Посмотри на клумбу и назови, какие на ней есть цветы. Я брошу тебе мяч и скажу в единственном числе,  а ты бросишь мне мяч обратно и расскажешь о действии во множественном числе.

Лексический материал:  Я срезал тюльпан. – Мы…срезали тюльпаны. Ты срезал мак. – Вы…срезали маки. Он срезал ромашку. – Она … срезала ромашки. Он срезал мак. – Они срезали маки.

  1. Моя мама лучше!

Цель: учить образовывать сравнительную степень имён прилагательных.

- Каждый ребёнок любит свою маму, он считает, что его мама самая лучшая. Однажды собрались дети и начали хвастаться друг перед другом. Они говорили: «Моя мама красивая, а моя ещё…красивее. Моя мама добрая, а моя ещё…добрее. Моя мама ласковая, а моя ещё…ласковее. Моя мама умная, а моя ещё…умнее. Моя мама хорошая, а моя ещё…лучше. Моя мама нежная, а моя ещё…нежнее».

  1. Мама варит варенье.

Цель: учить образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение: предметные картинки по тексту игры или карточки лото.

- Что мама делает из ягод? (варит варенье, компот). Я буду выкладывать на стол по одной карточке, а ты подумай и скажи, какое из этого получится варенье (компот). Например: малина – малиновое варенье; персик – персиковый компот и т. д.

  1. Мама путешествует.

Цель: учить употреблять в речи имена существительные в форме  предложного  падежа; объяснять значение сложных слов.

- Мама очень любит путешествовать, пофантазируй и скажи.

Лексический материал: На каком виде транспорта мама плыла по реке? (на теплоходе).  На каком виде транспорта мама плыла по морю? (на пароходе). На каком виде транспорта мама ехала по тундре? (на вездеходе).  На каком виде транспорта мама летела по воздуху? (на самолёте)

Объясни, почему слова так называются.

Самолёт – сам летит; вездеход – может проехать везде, по любой дороге и т. д.

  1. Сластёны.

Цель: учить выделять родственные морфемы в слове; подбирать слова-родственники по опорным вопросам.

- Почти все женщины сластёны. Наша мама – не исключение. Ты знаешь, что во все сладости кладут сахар? Давай поиграем со сладким словом сахар.

Лексический материал:  Как можно назвать сахар ласково? (сахарочек). Как можно назвать сладкую вату на палочке? (сахарная  вата). Как можно назвать покрывшееся сахаром варенье? (засахаренное). Как можно назвать ёмкость, в которой хранят сахар? (сахарница).  А теперь послушай и найди лишнее слово: сахар, сахарница, Сахара.

  1. На даче.

Цель: учить находить родственные слова, выделять общую морфему.

- Мама очень любит свою дачу и красивый новый дом. Из трубы идёт дым. В камине горят поленья.

Давай поиграем со словами, выделяй голосом общую часть.

Лексический материал: Лес – лесник – лесовоз. Дом – домашний – домовёнок – домик. Дым – дымок – дымоход. Полено – поленница – полешко.

  1. Мама возвращается с работы.

Цель: учить образовывать новые слова с помощью приставок.

-Подбери слово, подходящее по смыслу.

 Лексический материал: Мама идёт с работы, она…(переходит) через дорогу. Потом…(заходит) в магазин. (Подходит) к дому. (Заходит) в подъезд. Садится в лифт. (Выходит) из лифта. Подходит к своей двери, открывает её и (входит) в квартиру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект во 2-й младшей группе на тему: «Ранняя весна. Международный женский день 8 марта»

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей....

В детском саду № 44 "Колокольчик" в группах раннего возраста весенний праздник - Международный женский День 8 Марта

В МДОУ - детский сад № 44 "Колокольчик" в группах раннего возраста прошли праздники, посвященные Международному женскому дню 8 Марта. В группе № 1 ребята отправились в весенний лес, где повс...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему «8 марта — Международный женский день»

Цель: знакомство с историей возникновения праздника; воспитание любви к матери, уважения к женщине; расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта....

Картотека дидактических игр в подготовительной группе по теме :"Я-человек".

Эта картотека игр поможет в работе воспитателя лучше усвоить материал по теме "Части тела"....

Беседа в старшей группе на тему:" 8 марта- -Международный женский день"

Цель: расширять представления детей о весеннем празднике - 8 Марта!Задачи:— познакомить детей с историей праздника – 8 Марта;— развивать речь, мышление;— воспита...

Беседа для средней группы на тему" 8 марта- Международный женский день"

Беседа для средней группы на тему: «8 марта – Международный женский день». Цель: Расширять знания детей о возникновении праздника 8 Марта. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения празд...

Конспект ООД в подготовительной группе по теме: «8 марта - Международный женский день»

Цель: формировать представления детей о празднике 8 мартаЗадачи:обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы;развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев...