Консультация для родителей Режим дня и его роль в жизни дошкольника
консультация

Пинчак Регина Юрьевна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Режим дня и его роль в жизни дошкольника

Режим дня представляет собой правильно спланированный распорядок трудовой деятельности, отдыха, питания, соответствующий возрасту.

Четко организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности.

В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку, способствующий формированию у ребенка навыков к аккуратности, точности, порядку. Питание в детском саду так же осуществляется так же в установленном распорядке.  Правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня -это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием.

С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые отвечают данной деятельности (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи.

В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.

Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу.

Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.

В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно бытовым трудом, учебной работой.

В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

На протяжении 4 дошкольных лет в детском саду, режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра.

Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Режим дня в семье

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы.

Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Рекомендации для укрепления потребности ребенка в сне

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим.

 Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Рекомендации по соблюдению режима дня дома

  • Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
  • При четком выполнении режима дня у ребенка формируются прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

  • Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

  • Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

  • Очень важно приучить ребенка к правильному режиму. В определенное время ребенок должен ложиться спать и вставать, в одни и те же часы завтракать, обедать и ужинать. В режиме дня дошкольника необходимо отвести время для игр и прогулок, причем, прогулки рекомендуется чередовать с подвижными играми. В режиме дня важное место занимают питание, сон, прогулки, игры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкальные инструменты и их роль в жизни дошкольников"

Консультация для родителей о значении игры на музыкальных инструментах, задачи обучения. Оформлена в форме папки-передвижки на 4-х листах.А так же как правильно выбрать музыкальный инструмент для ребе...

Консультация для родителей «Режим дня и его значение в жизни ребенка»

Воспитатель, Юрьева. С. Я. Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка" Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался...

Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"  

Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"...

Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"

Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка" Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался. В этом стремлений поможет прав...

Консультация для родителей: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"

Режим дня – это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня для своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразиться на всех сторона...

Консультация для родителей «Режим дня, как основа здорового образа жизни детей»

Рекомендации для родителей, которые помогут организовать рациональный режим дня для ребенка....

Консультация для родителей Режим дня и его роль в жизни дошкольника

Консультация для родителей по теме:"Режим дня и его роль в жизни дошкольника". В консультации ракрываются следующие вопросы: Понятие режим дня; Зависимость режима дня от возрастных особеннос...