Перспективный план по пластилинографии в средней группе на 2020-2021 уч.год
методическая разработка (средняя группа)

Лукьянова Елена Петровна

Актуальность

Результаты наблюдений за детьми в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах.  Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать. Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Программа  соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

  • Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»
  • Методики Д.Н. Колдиной "Лепка с детьми 4-5 лет"
  • Конспектов занятий Г.Н. Давыдовой "Пластилинография. Детский дизайн"

Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель:

Развивать художественно – творческие способности у детей среднего дошкольного через нетрадиционную работу с пластилином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_plastilinografii_v_sredney_gruppe.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ужурский детский сад № 1»Росинка»»

Перспективный план по Пластилинографии

в средней группе на 2020-2021гг.

                                                             Составил:

                                                             Лукьянова Елена Петровна, воспитатель

г.Ужур 2020г.

Актуальность

Результаты наблюдений за детьми в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах.  Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать. Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Программа  соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

  • Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»
  • Методики Д.Н. Колдиной "Лепка с детьми 4-5 лет"
  • Конспектов занятий Г.Н. Давыдовой "Пластилинография. Детский дизайн"

Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель:

Развивать художественно – творческие способности у детей среднего дошкольного через нетрадиционную работу с пластилином.

Педагогические задачи:

1. Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.

2. Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.

3. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин.

4. Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

5. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

6. Развивать мелкую моторику рук .

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

  • наглядности;
  • доступности;
  • последовательности и постепенности;
  • активности;
  • систематичности;
  • научности и достоверности;
  • сознательности.

Задачи:

Обучающие

  • Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.
  • Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

  • Развивать  познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию.
  • Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развитие связной речи.

Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
  • Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
  • Воспитывать трудолюбие и старание.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Формировать навыки сотрудничества.

Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Педагогические средства, используемые в работе

Методы и приемы работы:

  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • игровые приемы;
  • рассматривание и обсуждение;
  • показ технических приемов;
  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
  • использование сюрпризных моментов;
  • использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

Формы работы с детьми:

  • самостоятельная деятельность;
  • совместная  деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • парная

Предполагаемый результат обучения:

  • У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
  • Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
  • Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание и т. д.
  • Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
  • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
  • Радуются полученному результату.
  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
  • Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

Занятия совместно с детьми проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут. Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа). Занятия рассчитаны на один учебный год

Направленность  работы с детьми  и программы – художественно-эстетическое развитие детей.

Содержание:

Сентябрь. "Детский сад","Осень"

1. Диагностика

Выявить навыки и умения самостоятельного использования в работе основных приёмов лепки. Выявить уровень развития мелкой моторики рук.

2. "Соберём урожай"

Закреплять умения детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне.

3. "Яблоки поспели"

Учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность.

4. "Осенние деревья"

Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Познакомить детей со жгутами и жгутиками и их выкладыванием по нарисованному контуру.

Октябрь."Мир вокруг меня".

1."Воздушные шарики"

Продолжать учить детей скручивать жгутики и самостоятельно выкладывать их по нарисованному контуру.

2. "Котёнок"

Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура.

3. "Лицо клоуна"

Продолжать учить детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу. Закреплять умение детей ориентироваться в частях лица.

4. "Грибная поляна"

Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом.

Ноябрь."Осень"."День мамы"

1. "Стол и стульчик для Мишутки""

Продолжать учить детей раскатывать столбики. Формировать умение лепить разные по размеру предметы.

2. "Варежки для мамы"

Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность, равномерно размазывая его подушечками пальцев. Учить самостоятельно украшать изделие.

3. "Солнце в тучах"

Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их подушечками пальцев на картоне, создавая нужную форму предмета. Скручивать жгутики и самостоятельно выкладывать их по нарисованному контуру.

4. "Чашка на блюдце"

Продолжать учить лепить шар, вдавливать в него большой палец и получать отверстие, выравнивать края пальцами. Раскатывать пластилин в столбик и прикреплять его к другой детали. Учить скатывать шар и сплющивать его в диск, вдавливая середину.

Декабрь."Зимушка - зима"."Новогодний праздник"

1. "Кружатся снежинки"

Продолжать учить скатывать жгутики и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона).

2. "Шустрый воробей"

Учить детей лепить из пластилина птицу, используя грецкий орех как основу.

3. "Зайчик на полянке"

Научить изображать зайчика из пластилина; упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.

4. "Ёлочка зелёная"

Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности. Упражнять в использовании стеки.

Январь."Зимние игры забавы".

1.2. Каникулы!

3. "Снеговик пришёл к нам гости"

Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из двух частей (шариков). Доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала.

4. "В гостях у сказки"

Закреплять умение детей делать из колбасок кольца одинаковые по размеру и ставить их друг на друга (колодец).

Февраль."Неделя здоровья"."Профессии"."23 февраля"."Масленица"

1. "Лыжник"

Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды.

2. "Маленькие поварята"

Учить лепить из пластилина согласно собственному замыслу Продолжать знакомить с профессией повара.

3. "Самолёты"

Продолжать учить раскатывать столбики между ладонями движениями вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки.

4. "Семья матрёшек"

Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости. Продолжать знакомить с приемами сглаживания. Закреплять умение украшать изделие.

Март."8 Марта"."Весна"

1. "Цветик - семицветик"

Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность.

2. "Рыбки в аквариуме"

(коллективная работа)

Учить сочетать в поделке природный материал (ракушки) с пластилином и оформлять изделие согласно собственному замыслу. Воспитывать чувство товарищества.

3. "Цыплёнок"

Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.

4. "Стоит в поле теремок"

Закреплять умение лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту

Апрель."ПДД"."Космос."Весна"."Пасха"

1. "Железная дорога"

(коллективная работа)

Продолжать учить раскатывать из шариков столбики и составлять из них задуманный предмет. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг к другу, обрезать стекой лишние части столбиков. Воспитывать чувство товарищества.

2. "Звёздное небо"

Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону (звёзды).

3. "Утки прилетели"

Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать учить пользоваться стекой.

4. "Пасхальное яйцо"

Продолжать знакомить детей с праздником Пасхи. Совершенствовать умения в нанесении пластилина на картон тонким слоем. Упражнять в украшении изделия узорами при помощи стеки.

Май."День Победы"."Скоро лето"

1. "Цветные зонтики"

Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие (налепом пластилина).

2. "Аист на крыше - мир на земле"

Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении частей. Учить дополнять поделку композиционными моментами.

3. "В гости к нам пришла улитка"

Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы.

4. Бабочка на цветке"

Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем. Учить составлять сюжетную композицию.

Список используемой литературы:

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

2. Колдина Д.Н. "Лепка с детьми 4-5 лет" Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв.вкл.

3. Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр.

3.  "Аппликации из пластилина" Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)

4.  «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. "Пластилиновая картина". Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план организованной образовательной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в средней группе на 2020-2021 год

Перспективное планирование составлено на учебный год по четырем образовательным областям: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие",  "Речевое разви...

Перспективное планирование в средней группе на 2020-2021 учебный год.

Перспективное планирование  в средней группе   на 2020-2021 учебный год....

Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности, на 2020-2021 в старшей группе.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!Предлагаю вашему вниманию.перспективный план работы,по ОБЖ, в старшей группе!В план включено проведение опытов !...

Перспективный план работы с детьми младшей группы на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы с детьми младшей группы на 2020-2021 учебный год...

Перспективный план работы с родителями в средней группе на 2020 - 2021 год

Цель: Вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый с детьми средней группы.Задачи:1. Создать условия открытости образов в пространстве группы (информация род...

Перспективный план работы с родителями старшей группы на 2020-2021 уч.год

Перспективный план работы с родителями старшей группы на 2020-2021 уч.год...