Перспективное планирование средняя группа на 2020-2021 год по образовательной области "Речевое развитие" (развитие речи)
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Татьяна Есипова

перспективное планирование развитие речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_razvitie_rechi.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область

Речевое развитие

Развитие речи

месяц

СЕНТЯБРЬ

Дата

проведения

Тема недели

Кол-во

часов

Тема занятия

цели

литература

Дополнительные материалы

День знаний. Детский сад.

1

1. «Детский сад»

1. Тема: «Описание игрушек – кошки и собаки».

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о профессиях, учить отвечать на вопросы, задавать их. Формировать интерес к людям разных профессий, воспитывать любовь к своему детскому саду. Заучивание стихов и песен о детском саде.

Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида, активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы), учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

И.Т. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», стр.62

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 106

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа»,

с. 94

1

2. «Скоро в школу мы пойдем» Познакомить с днем 1-го сентября. 2.«Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь».

Рассказать, что в этот день все дети идут в школу, дать понятие о Дне знаний. Развивать внимание, умение выделять различные признаки предмета. Познакомить со звуками «А», «У», артикуляцией; место этих звуков в слове.

 Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи.

А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада стр.22

В.В. Гербова «Развитие речи в д/с средняя група», стр. 28.

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа»,

с. 11

«Я в мире человек». «Я –  ребенок».

1

3. Рассказывание по картине «Куры»

Пересказ адаптивного рассказа «Петушок с семьей»

Создать условия для развития умения сравнивать по внешнему виду, поведению петуха и курицу, курицу и цыплят; закреплять умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; закрепление произношения звука з изолированно и в словах.  Воспитывать умение слушать друг друга.

Формирование навыков связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду.»

 стр.167.

«Конспекты занятий по обучению детей пересказу ср. гр.», стр.29

1

4.«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский. Чтение произведения

Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно, участвовать в беседе, активизировать природоведческий словарь.

Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа»,

с. 7

Итог

4

Образовательная область

Речевое развитие

Развитие речи

месяц

ОКТЯБРЬ

Дата

проведения

Тема недели

Кол-во

часов

Тема занятия

цели

литература

Дополнительные

материалы

Ранняя осень

1

«Осень спросим»

(Чт. стихотворений об осени)

Стих-ие И. Мазнина «Осень».

Составление рассказов – описаний игрушек

Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу)

Закреплять знания о признаках осени; воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы; формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.  

В.В. Гербова «Развитие речи в д/с средняя група», стр. 34

О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.», стр.92

Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в средней гр. д/с», стр.70;

И.Т. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»,

стр.60

1

2. «Осенняя пора». Чтение стих-я

 И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле.

 

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

В.В. Гербова «Развитие речи в д/с средняя группа», стр. 30

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с.26

Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в средней гр. д/с», стр.67

Моя страна.

1

3.«Страна, в которой я живу. Что мы знаем о России». 

«Наша Родина -Россия»

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Продолжить формировать у детей представление о России, как о родной стране, уважительное отношение к государственным символам, гражданско-патриотические чувства.

Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения, расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, страна, город, Родина) и имен прилагательных (родная, родной, большая, малая)

Развивать внимание и память – узнавать на картинках флаг и герб, выдержку, сообразительность, находчивость, умение соблюдать правила игры.

Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения.

Воспитывать у детей:- любовь к Родине;- любовь к природе и бережное отношение к ней.

Источник: интернет

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/08/31/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-nasha-rodina

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 126

Мой город.

1

4. Звуковая культура речи: звук Ц.

«Составление рассказа по картине «Едем в автобусе»»

 «Мы живем в городе» 

Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Продолжать учить составлять рассказы по картине, используя образец воспитателя; закрепить умения пользоваться обобщающими понятиями; развивать монологическую речь, совершенствовать умение пользоваться предлогами, закрепить поведение в общественном транспорте.

В.В. Гербова «Развитие речи в д/с средняя группа», стр. 36;

Источник: интернет 

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-po-nod-po-razvitiyu-rechi-dlja-detei-srednei-grupy.html

И.Т. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», стр.76

Итог

4

Образовательная область

Речевое развитие

Развитие речи

месяц

НОЯБРЬ

Дата

проведения

Тема недели

Кол-во

часов

Тема занятия

цели

литература

Дополнительные

материалы

Поздняя осень

1

1. Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.

 

«Труд в огороде и саду»

Приобщать детей к поэзии.

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины); учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных, активизировать в речи глаголы.

Продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, развивать монологическую речь, уметь слушать, анализировать; активизировать в речи детей глаголы настоящего и прошедшего времени един. И множественного числа; учить правильно употреблять существительные множ. Числа родительного падежа; учить образовывать прилагательные от существительных.

В.В. Гербова «Развитие речи в д/с средняя группа», стр. 38

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду.»

 стр.127

И.Т. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», стр.112

Я и моя семья. Профессии родителей

1

2. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»

Звуковая культура речи: звук ж

Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек. Учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между. Закреплять правильное произношение звука [ж]  в словах и фразах.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»,

стр. 140

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр.49

1

3.Составление рассказа с использованием предложенных предметов.

Тема: Пересказ сказки «Чем пахнут ремесла» Д. Родари.

Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами; упражнять в образовании названий посуды; учит правильно произносить звук (ч`), отчетливо проговаривать слова с этим звуком.

Познакомить детей с трудом взрослых – ремесло, работа, профессия. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об окружающем мире.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», стр. 148

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа», с. 74

Итоги

3

Составила воспитатель:Есипова Татьяна Алексеевна

Образовательная область

Речевое развитие

Развитие речи

месяц

ДЕКАБРЬ

Дата

проведения

Тема недели

Кол-во

часов

Тема занятия

цели

литература

Дополнительные

материалы

Новогодний праздник

1

1. Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запомнить и выразительно читать стихотворения.

В.В. Гербова «Развитие речи в д/с средняя группа», стр. 44

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 55.

Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в средней гр. д/с», стр.170-174

1

2. «Что такое Новый год?»

Дать детям представление о празднике Новый год. Рассказать о сказочных героях праздника: Дед Мороз и Снегурочка. Воспитывать интерес к культуре и традициям русского народа.

Затулина стр.61

Источник: интернет

https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/05/04/besedy_dekabr.pdf

Звуковая культура речи: звук ш

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Показать детям артикуляцию звука Ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком Ш.

Учить давать описание зимней одежде. Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении, учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Учить выделять на слух звук [ж].

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр.46

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»

стр. 135

В.В. Гербова «Развитие речи в д/с средняя группа», стр. 49

1

3. Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и

пропусков существенной информации; закреплять умение придумывать название картины.

В.В. Гербова «Развитие речи в д/с средняя группа», стр. 45

1

4. «Сказка про ёлочные игрушки»». Лексическая тема «Новый год».

Развивать познавательные и речевые умения детей на примере сказки. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.

Продолжать развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия, творческое воображение, память, внимание, восприятие, умение работать в коллективе.

Воспитывать интерес к истории ёлочной игрушки, желание украсить ёлочку игрушками, сделанными своими руками. Создание положительного эмоционального фона радости, ожидания праздника.

Источник: интернет

https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/09/16/moe_zan.docx

1

5.Составление сюжетного рассказа по ролям.

Формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», стр. 120

Итог

5

Составила воспитатель: Есипова Татьяна Алексеевна

Образовательная область

Речевое развитие

Развитие речи

месяц

ЯНВАРЬ

Дата

проведения

Тема недели

Кол-во

часов

Тема занятия

цели

литература

Дополнительные

материалы

Зима

1.Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения

А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.

В.В. Гербова «Развитие речи в д/с средняя группа», стр. 52

Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в средней гр. д/с», стр.175

(развлечение)

1

2. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа. Закреплять правильное произношение звуков ( г – г’)

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»

стр. 140

1

3. Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза».

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

Учить составлять небольшой (2-3 предложения) рассказ, отражающий содержание картины. Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. Продолжать учить выделять звуки в слове.

В.В. Гербова «Развитие речи в д/с средняя группа», стр. 50;

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»

стр. 142

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа»,

с. 57

Итог

3

Составила воспитатель: Есипова Татьяна Алексеевна

Образовательная область

Речевое развитие

Развитие речи

месяц

ФЕВРАЛЬ

Дата

проведения

Тема недели

Кол-во

часов

Тема занятия

цели

литература

Дополнительные

материалы

День защитника Отечества

1

1. «Пограничники». Заучивание стихотворения С. Маршак.

Познакомить детей с новым стихотворение – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину.

Создать условия для развития: интонационной выразительности речи и памяти с использованием мнемотехники; познавательного интереса в процессе работы с картой; формирования умения отвечать на вопросы по содержанию стихотворения; словаря на основе ознакомления с военной тематикой; патриотического самосознания.

Источник: интернет

https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/14/pogranichniki.docx

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 82

1

2. «Военная техника»

Познакомить с видами войск в нашей стране России и какая

военная техника нужна для каждого вида войск.

Задачи:

Обучающие: создавать условия для понимания материала детьми

разных возрастов, обучать высказываться, правильно составлять простые

предложения

Развивающие: развивать внимание, речь, обогащать словарный запас.

Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма, желание

защищать свою Родину. Воспитывать уважение мальчиков со стороны

девочек как будущих защитников нашей страны. Закрепить представления о военных профессиях, военной технике.

Источник: интернет

https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/01/konspekt_voennaya_tehnika.pdf

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 84.

Источник: интернет

https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/02/10/voennye_professii_voennaya_tekhnika.docx

 

1

1

3. Звуковая культура речи : звук Щ-Ч.

Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр.60

4. Готовимся встречать весну и Международный женский день.

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр.59

Заучивание стихотворения «Наши мамы» Е. Благиненой.

Познакомить детей с новыми стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию.

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 89

Итог

4

Составила воспитатель: Есипова Татьяна Алексеевна

Образовательная область

Речевое развитие

Развитие речи

месяц

МАРТ

Дата

проведения

Тема недели

Кол-во

часов

Тема занятия

цели

литература

Дополнительные материалы

Международный женский день - 8 марта

1

«8 марта – женский день

Развивать диалогическую речь, побуждать к монологу. Продолжать учить отвечать четко на вопросы. Учить составлять описательный рассказ по фотографии и по памяти; активизировать в речи детей прилагательные.

И.Т. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», стр.103

1

Пересказ рассказа Н. Калининой

«Помощники»

Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии. Закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»,

стр. 162

Весна

1

Составление рассказов по картине.

 «Птицы»

Проверить умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.

Подвести детей к составлению небольших связных рассказов по картине и по серии картин. Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу. Побуждать к переходу к монологу;

  • Активизировать словарь детей;
  • Учить детей говорить выразительно, интонируя свою речь в зависимости от ситуации.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр.62

И.Т. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», стр.69

1

«Весна – красна!»

Учить детей отгадывать описательные загадки о весне. Познакомить с пословицами, поговорками, народными приметами о весне. Рассказать о старинных обычаях встречи весны, о месяце марте. Разучить заклички о весне.

Т. А. Попова «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре», стр.89

1

Пересказ рассказа «Весна» (по Л. Н. Толстому)

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

«Конспекты занятий по обучению детей пересказу», стр.42

1

Звуковая культура речи: звук Ч.

Стихотворения о весне.

Объяснить детям, как правильно произносить звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах). Развивать фонематический слух детей.

Учить эмоционально воспринимать стихотворения, находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр.53

О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.», стр.87

Итог  

5

Составила воспитатель: Есипова Татьяна Алексеевна

Образовательная область

Речевое развитие

Развитие речи

месяц

АПРЕЛЬ

Дата

проведения

Тема недели

Кол-во

часов

Тема занятия

цели

литература

Дополнительные материалы

Народная культура и традиции

1

Составление описаний персонажей сказки «Теремок»

Звуковая культура речи : звук Р-РЬ.

Учить составлять описание предметов. Учить подбирать нужные по смыслу слова. Учить четко и правильно произносить звуки [р] – [р`], подбирать слова с этими звуками. Продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове.

Упражнять детей  в четком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах).

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»

стр. 170

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр.69

Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа»,

с. 45

1

«Красен дом мастерством и рукоделием».

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Познакомить со сказкой «Лисичка со скалочкой». Дать детям представления о русском народном предмете обихода – скалке, о ее назначении и применении. Учить понимать и оценивать характер и поступки героев. Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки.

О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.», стр.72, 217

Т. А. Попова «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре», стр.62

1

Придумывание продолжения рассказа "Белочка, заяц и волк".

Создать условия для формирования умения понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов, учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения. Учить выделять и четко произносить звук "ч" в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук, развивать диалогическую речь.

О.С Ушакова "Развитие речи для детей 3-5 лет", Стр.144

О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.», стр.74

1

«Небылица в лицах, небывальщина»

Познакомить детей с небылицами, их содержанием и назначением. Учить интонационно выразительно рассказывать и самостоятельно придумывать небылицы. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Т. А. Попова «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре», стр.75

Итог

4

Образовательная область

Речевое развитие

Развитие речи

месяц

МАЙ

Дата

проведения

Тема недели

Кол-во

часов

Тема занятия

цели

литература

Дополнительные материалы

1

День Победы.

ыяснить , что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник победы».

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр.68

1

Звуковая культура речи : звук Л-ЛЬ.

Упражнять детей в четком произнесении звука Л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие - учить определять слова со звуками Л, ЛЬ.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр.63

2

Мониторинг

Выявить уровень речевого развития  у детей пятого года жизни - На основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности

О.С Ушакова "Развитие речи" Стр.176-182

Итог

4

Составила воспитатель: Есипова Татьяна Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план организованной образовательной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в средней группе на 2020-2021 год

Перспективное планирование составлено на учебный год по четырем образовательным областям: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие",  "Речевое разви...

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в средней групп на 2020-2021 г.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в средней группе(4-5 лет)на 2020-2021 г....

Перспективное планирование досуговой деятельности на 2020-2021 г в средней группе.

Перспективное планирование досуговой деятельности  на 2020-2021 г  в средней  группе. ...

Перспективное планирование проектной деятельности на 2020 – 2021 учебный год группа № 10 ( старший дошкольный возраст)

Перспективное планирование проектной деятельности  на 2020 – 2021 учебный год группа № 10( старший дошкольный возраст)...

Перспективное планирование театрализованной деятельности на 2020-2021 учебный год в разновозрастной старшей-подготовительной группе

Перспективное планирование театрализованной деятельности на 2020-2021 учебный год в разновозрастной старшей-подготовительной группе...