Статья. Помощь учителя - логопеда семье, воспитывающего ребёнка с ОВЗ.
статья (старшая группа)

Распространение  опыта работы  с детьми ОВЗ  в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_s_ovz.statya.docx740.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7  «Рябинушка» общеразвивающего  вида  городского  округа  Стрежевой.

Статья:

«Помощь  учителя – логопеда семье, воспитывающего ребёнка с ОВЗ».

Составитель: учитель – логопед

КРАМАРЕНКО ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА.

                                         

                                                г. Стрежевой 2017 г.

 Ожидание  и рождение ребенка в семье - большое счастье для родителей,  бабушек и дедушек, для всех близких, кто будет его любить и воспитывать в дальнейшем. Но когда у ребенка  выявляются  нарушения  в развитии - это всегда стресс  для семьи.  Нужно принять, понять, что у вас не такой  ребенок как  у всех. Ребенок с особыми возможностями в развитии  ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка как не у всех,  становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологическом и жизненном вакууме: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние, не знают,  что делать. Таким семьям необходимо  оказать помощь в сопровождении и воспитании ребенка с ОВЗ. К работе с семьей, имеющей больного ребенка, следует подходить с гуманистических позиций: подсказывать и ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, совместными усилиями вырабатывать у него умение  адаптироваться  к  жизни  в будущем, формировать позитивные перспективы его развития.

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В. Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические подходы были в значительной степени утеряны. С ускорением  жизни в современном мире ситуация коренным образом изменилась в 90-е годы ХХ столетия. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное сопровождение и оказание необходимой помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Педагогическая и  психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Первая тревога возникает при  первом посещении ДОУ. Как поведёт себя ребёнок в новой для него ситуации, как примут его  другие дети  в группе, как будут реагировать родители других детей на  поведение нового ребёнка в группе.  

В нашем детском саду №7 «Рябинушка»  тоже  есть такие  дети их - 7.  Дети посещают  разные  группы по возрасту и  имеют  различные нарушения.  В  основном это дети,  имеющие сложные  нарушения в развитии - задержка  психоречевого и моторного  развития,  а также дети  с  лёгкой формой аутизма. Дети прошли обследование городской  ТПМПК и врачом - психоневрологом. Так  как в нашем городе нет врача эндокринолога  в детской поликлинике, всё  медикаментозное лечение, массаж, курс ЛФК, правильное питание  назначает он.

Когда родители слышат к кому они направляются с ребёнком, у них это вызывает ужас. Им кажется, что от выписанных врачом препаратов у детей особых изменений не произойдёт, а прописанные препараты могут  навредить здоровью  их ребенку.  

И вот здесь выходит на первое  место сопровождение  семьи, имеющего  ребенка с ОВЗ всеми службами  и специалистами ДОУ. Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является сопровождение семьи  имеющего ребенка с ОВЗ, развитие личности ребенка с использованием игровых методов для проведения  коррекции  речи, коррекции развития общей и мелкой моторики, навыков владения поведением в различных жизненных ситуациях.

Цель сопровождения:

 Получение родителями квалифицированной помощи учителя - логопеда, педагога - психолога, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя, воспитателей, медицинскими работниками, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме;

 социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи сопровождения:

  • Изучить личность ребенка и его родителей, систему их взаимоотношений;
  • Анализ мотивационной сферы ребенка и членов его семьи;
  • Формировать у детей  с ОВЗ навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
  • Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения в группе, на прогулке, дома;
  • Формировать и стимулировать познавательные, сенсорные, интеллектуальные процессы у детей с ОВЗ;
  • Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально - психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в коррекционный процесс;
  • Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества и взаимодействия с семьей.

Под  сопровождением семьи подразумевается система профессиональной деятельности всех специалистов ДОУ, куда включены взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка с ОВЗ:

  • Создание условий для эффективного речевого, психического и  общего развития в группе;
  • Систематическая  помощь учителя - логопеда в речевом,  сенсорном развитии;
  • Систематическая психологическая помощь педагогом - психологом, детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки;
  • Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
  • Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его  познавательных, психических и физических возможностей.

Основные этапы сопровождения семьи специалистами  ДОУ:

1 этап:

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи учителем - логопедом, педагогом - психологом;
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика познавательных, речевых и  психических отклонений в развитии ребенка;

2 этап:

  • Реализация индивидуальных программ; у каждого ребёнка, сопровождаемого в ДОУ, есть своя АОП;
  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения, совместные занятия, совместные  развлечения);
  • Просвещение и консультирование воспитателей, работающих с ребенком, имеющего  статус ОВЗ; проводятся заседания консультативной группы    
  • Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («День семьи», «Новый год», «8 марта», «День матери», «Осенины» и т. д.);
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом речевых, волевых и  психофизических особенностей.

3 этап:

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Принципы работы.

Работа  всех специалистов с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:

Личностно - ориентированного подхода к детям и их родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей  ребенка, его семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий для проживания и развития.

Гуманно-личностного – всестороннее уважение и любовь к ребенку,  каждого члена семьи, их вера  в удачу, формирование позитивной каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы ребенок слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

 Принцип комплексности – помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога -  психолога с  учителем - логопедом, воспитателем, инструктором по ФИЗО и  музыкальным  руководителем, родителями.

Принцип деятельностного подхода –  педагогическая, коррекционная и психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка  - игре, кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Методы и формы работы с детьми ОВЗ учителя - логопеда:

Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются              

  методы:

- словесные методы в коррекционной работе с детьми происходят на каждом занятии, задаваемые вопросы  при обучении хорошо продуманы и четко сформулированы, доступны детям, объяснение часто требует повтора. Рассказ  при этом должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.

- наглядные методы применяются в коррекционной работе как целенаправленное восприятие объекта или явления. При их применении, учитывается то, что у детей замедленный темп восприятия, сужен объем восприятия, нарушены точности и концентрации восприятия, внимания, на занятии предъявляется только тот предмет, который рассматривается и изучается на данном этапе. В коррекционной работе применяется принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…).

- дидактическая игра и словесные упражнения. Использование упражнений обусловлено слабой мыслительной активностью детей, ослабленной памятью, трудностями восприятия. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Всё это происходит в игре. Именно в этом возрасте ребенок усваивает знания через игру, дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

Для воспитателей ДОУ проводятся  заседания творческой лаборатории:

 «Инновационные  методы  работы с детьми с ОВЗ».

 На заседаниях рассматриваются  условия воспитания детей в группе, о применении  оздоровительных методик на занятиях, о создании индивидуального пространства для развития, обучения и игр в группе для детей с ОВЗ. На заседаниях выступают и делятся своими  наработками  в своей работе специалисты ДОУ.

Для родителей проводятся заседания детско - родительского клуба. Родители с большим желанием посещают эти заседания. На них рассматриваются вопросы  об  умственном развитии, о физических  возможностях их детей, о творческом потенциале и социализации в обществе. Проводятся совместные  образовательные развлечения.                                                Моменты  соревнования совместного развлечения

«Мы вместе можем все».

G:\yy\IMG_0191.JPG

 G:\yy\IMG_0192.JPGG:\yy\IMG_0194.JPG

G:\yy\IMG_0196.JPGG:\yy\IMG_0198.JPG 

Методы и формы работы с детьми  ОВЗ  педагога - психолога:

  • Игротерапия – занятия  организованы и проводятся не заметно для ребенка, посредством включения педагога - психолога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно - ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр - драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
  • Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
  • Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
  • Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры: «Веселый – грустный», «Какое  настроение» и другие.
  • Арт - терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Формы и методы работы с родителями всех специалистов:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей ребенка с ОВЗ. Главное, чтобы родители поверили в возможности своих детей и были помощниками для нас.
  • Информирование родителей с новыми играми, через которые дети обучаются к совместному выполнению задания.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой  всех специалистов ДОУ.
  • Посещение занятий для получения информации как работать с ребёнком дома.
  • Семинары-практикумы – родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Выступление на родительских собраниях  в форме вопросов и ответов.
  • Проведение совместных праздниковгде родители могут увидеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком  в совместном мероприятии.

Задача  ДОУ помочь родителям не стесняться своего ребенка, воспринимать его таким, какой он есть, совместно  помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его речевую, познавательную,  игровую  деятельность и эмоционально-волевую сферу, готовить его к обучению в школе. Специалисты ДОУ понимают, как трудно быть родителем «особого» ребёнка и что не все могут переступить через этот «барьер». Ребёнку нужно помогать - это должен понять каждый родитель ребенка. Мы все стараемся помочь родителям  справиться с этой проблемой:

  • публикуем статьи в  детсадовской газете «Новости Рябинушки», сообщаем об  успехах детей с ОВЗ в  группах; об участии их в различных конкурсах.
  • сотрудничаем с социумом (ТПМПК города, детской поликлиникой,  реабилитационным центром);
  • участвуем в  городских семинарах-практикумах для учителей - логопедов, педагогов - психологов;
  • делимся опытом перед коллегами ДОУ;

     Библиография: 

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Калинина Р.Р., «Психолого - педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004.
3. Мамайчук И.И., «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008.
4. Мамайчук И.И., «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» - С-Петербург, «Речь»,2008.
4 Мамайчук И.И., «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь», 2008, 286 с.
5. Практикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003.
6. Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь», 2006.
7. Ткачева В.В., «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб, 2007.

8. Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Логопед. 2009. №7.

9. Чернецкая Л.В., «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс», 2006.
10. Чистякова М.И., «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002.

11. Щедрова Е.А., Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.// Дошкольное воспитание 2000. №6.

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7  «Рябинушка» общеразвивающего  вида  городского  округа  Стрежевой.

Статья:

«Помощь  учителя – логопеда семье, воспитывающего ребёнка с ОВЗ».

Составитель: учитель – логопед

КРАМАРЕНКО ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА.

                                         

                                                г. Стрежевой 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей-логопедов, заинтересованных воспитателей и заботливых родителей на тему : "Секреты успешной автоматизации звуков у ребёнка ".

Предлагаю вашему вниманию небольшую статью из личного опыта  работы по теме как быстро и эффективно автоматизировать звуки у ребёнка дошкольника....

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

Служба ранней помощи семье, воспитывающей ребёнка, в детском саду.

Как помочь ребёнку заговорить. В помощь родителям некоторые развивающие приёмы. ...

Методы и приёмы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка - дошкольника.

Проблема псилого - педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого - педаго...