"Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека". (В.А.Сухомлинский)
план-конспект занятия
Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребёнок уникален в своём роде, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель. Он открыт для красоты и добра, остро реагирует на ложь и несправедливость, и если уж любит – то честно, без оговорок, а если грубит в ответ – то ищи недостаток в себе – не ошибёшься, ведь неискренние чувства моим малышам ещё не известны, и они чисты и честны перед миром, не умеют скрывать своих чувств в отличии от взрослых!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Традиционные бурятские куклы" | 199.6 КБ |
Программа"ОСНОВЫ БУРЯТСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ" | 133 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание.
1. Введение
1.1. Тема проектной работы
1.2. Цели и задачи проектной работы
1.3. Актуальность темы
1.4. Тип
1.5. Вид
1.6. Срок реализация
2. Теоретическая часть
2.1. Из истории войлока
2.2. План мероприятий по реализации проекта
2.3. Сухое валяние
3. Практическая часть
3.1. Необходимые материалы, инструменты и оборудование
3.2. Правило безопасности во время работы
3.3 Технология изготовления бурятских кукол. Сухое валяние.
4.Заключение
4.1. Экологическое обоснование
4.2.Экономический расчет
4.3.Самооценка
4.4.Используемая литература
Введение.
1.1. Тема проектной работы: «Традиционные бурятские куклы»
1.2. Цели и задачи проектной работы:
- исследовать технику валяния из шерсти и включить в образовательную среду по изготовлению традиционных бурятских кукол.
Для выполнения цели нужно выполнить следующие задачи:
- познакомиться с историей и изучить различные приемы техники валяния
- расширить знания о таком материале, как шерсть в старших и подготовительных группах ДОУ ДС «Аленький цветочек»,
- рассмотреть творческой композиции, основанной на использовании шерсти различных пород овец.
1.3. Актуальность темы. Сегодня валяние - популярный вид рукоделия. Целью занятий по валянию является создание изделий из шерсти, развитие мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, развитие творческих сторон личности, развитие способностей к реализации замыслов по средствам использования изобразительных средств выражения (техника, приемы, материалы).
Тип: Практико-ориентированный
Вид: Творческий
Сроки реализации проекта: октябрь – декабрь 2019г.
Участники проекта: педагоги и сотрудники ДОУ, воспитанники, родители воспитанников, общественность.
2.Теоретическая часть.
2.1. Из истории войлока.
Войлока валяние - древнейшее текстильное искусство, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Способность шерсти сваливаться люди обнаружили очень давно - археологи датируют возникновение первых валяных изделий восьми тысячелетним возрастом. История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец.
В истории валяния первым упоминанием о войлоке считается легенда о валяном ковре, найденном на Новом Ковчеге. На Ковчеге произошла удивительная вещь: шерсть с овец падала на пол, намокала, а потом овцы сбивали ее копытами, в результате получился первый ковер. Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти. Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад.
Валяние шерсти считается изобретением кочевников. Кочевники первыми оценили удивительные свойства войлока. Они изготавливали из шерсти одежду, дома, предметы интерьера, утварь , снаряжение для всадников . Войлок оберегал кочевников от вражеских стрел и злых духов, спасал от холода и жары. Люди использовали шерсть также в медицинских целях, в кузнечном и военном деле.
Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. Пазырыкские войлоки сегодня можно увидеть в Эрмитаже. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна.
Со временем оседлые народы переняли у кочевников многие секреты изготовления войлока. Славянские народы, к примеру, изготавливали полувойлоки – это тканные, но затем подвалянное материалы. Классический пример такого материала – сукно. Настоящий же войлок попал на территорию России, как считают исследователи, во времена монголо-татарского ига. Он использовался, в основном, как теплоизолятор для хозяйственных нужд. Самое любимое в России изделие из войлока – валенки!
С развитием культуры развивалось и искусство валяния шерсти. Стали появляться мастерские по валянию войлока. В шестнадцатом веке, например, в таких мастерских валяли первые формовые изделия – шляпы и обувь. В конце девятнадцатого, начале двадцатого века изобрели прессы для производства войлока в промышленных масштабах. Сваливание шерсти с использованием этих прессов происходило за счет прокатывания шерсти и механического воздействия специальных игл с зазубринами, которые спутывали шерстяные волокна. Механизированный способ не только облегчил трудоемкий процесс ручного валяния, но и дал возможность использовать искусственное непряденое волокно. Есть 2 вида валяния - сухое и мокрое. Сущность мокрого валяния шерстяного волокна состоит в его смачивании мыльным раствором с последующим аккуратным разглаживанием её в разных направлениях. Готовый продукт представляет плотный материал – войлок. Мокрое валяние подходит для изготовления плоских изделий - панно, одежды, обуви, сумок, различных аксессуаров.
Сухое валяние - это техника создания декоративных предметов (игрушки, одежда и аксессуары) из непряденной шерсти посредством её уплотнения с помощью специальных игл. Другое название - фельцевание (Felt переводится как сбивать войлок, валять шерсть).
В наше время валяние шерсти переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Сегодня это уже не жизненно необходимое ремесло, а яркая форма художественного выражения. Современные художники по войлоку используют все приемы валяния предков, а также придумывают новые. Становятся модными войлочные игрушки и картины, одежда и аксессуары, украшения и предметы интерьера. Войлок начинают использовать в сочетании со стеклом, металлом, керамикой. Мы видим, как развивается технология валяния, становятся доступными материалы и инструменты для этого вида рукоделия.
Поскольку мокрый способ валяния мне знаком больше, я решила освоить сухой способ валяния. Используя технику сухого валяния можно создавать необычные фигурки, сувениры, экологически чистые детские игрушки, украшения(бусы, сережки, броши), предметы декора и аксессуары. Свой выбор я остановила на изготовлении бурятских кукол.
2.2. План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
I этап подготовительный | |||
1 | Изучение литературы по изготовления изделий из войлока. | 1 неделя октября | Музыкальный руководитель |
2 | Беседа с детьми стар.груп. «История шерсти» | 2 неделя октября | Педагог бурятского языка, воспитатели |
3 | Составление сметы расходов на выполнение работ по реализацию проекта | 3 неделя октября | Заведующий, завхоз |
4 | Знакомство с инструкциями по технике безопасности при выполнении работы | 4 неделя октября | Заведующий |
II этап - практический | |||
1 | Выявление основных требований к изделию. | 1 неделя ноября 2019г. | муз.рук., педагог бурятского языка, сотрудники д/с., родители |
2 | Разработка идей и вариантов. | 2 неделя ноября 2019г. | муз.рук., педагог бурятского языка, воспитатели |
3 | Анализ идей и выбор лучшего варианта | 3 неделя ноября 2019г. | муз.рук., педагог бурятского языка, воспитатели |
4 | Выбор шерсти, инструментов, оборудования. | 4 неделя ноября 2019г. | Завхоз, муз.рук., |
Последовательность изготовления изделия из шерсти | 1 неделя декабря 2019 | Воспитатели, сотрудники д/с., родители | |
Пространственное представление детей выкладывать из шерсти основы куклы | 2 неделя декабря 2019 | Воспитатели, воспитанники, родители | |
Изготовления смайликов, цветочков, эмблем из шерсти | 3 неделя декабря 2019 | Воспитатели, воспитанники | |
Изготовление бурятских кукол | 4 неделя декабря 2019 | муз.рук., педагог бурятского языка, воспитатели, воспитанники | |
III этап - заключительный | |||
1 | Создание выставки к празднику «День матери» | Ноябрь 2019 | муз.рук., педагог бурятского языка, воспитатели |
2 | Совместный праздник «Новый год» (подарки кукол, брелочков, смайликов) | Декабрь 2019 | муз.рук., педагог бурятского языка, воспитатели |
2.3. Сухое валяние.
Сухое валяние (валяние "по- сухому", фильцевание иглой, фелтинг, needle felting (англ.) - Способ валяния, который подразумевает уплотнение шерсти за счет перемешивания её волокон с помощью специальной иглы, которая имеет зазубрины, сделанные под небольшим наклоном. Когда игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Таким образом, при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетаются нужным образом, и получается объемное войлочное изделие. Фильцевание (то же самое что и сухое валяние) - незаменимый метод при создании войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки. С помощью иглы для фелтинга можно придать шерсти фактически любую форму. Используя технику сухого валяния можно создавать необычные фигурки, сувениры, украшения, предметы декора и аксессуары.
Инструменты для сухого валяния
- Иглы
- Для сухого валяния вам будут необходимы специальные иглы с засечками. Для различных видов сваливания и этапов работы есть несколько разных игл: По форме сечения иглы бывают треугольные, трёхлучевые и четырёхлучевые (звёздочки)
На каждой грани лезвия иглы для валяния есть специальные засечки, и тем самым, чем больше граней, тем больше засечек, и тем быстрее происходит процесс сваливания. Стоит дополнить, что от сечения иглы зависит аккуратность отверстий, оставляемых ею. По направлению засечек бывают иглы для валяния прямые и обратные
Иглы для валяния прямого хода вталкивают волокно внутрь изделия, а иглы обратного хода выдёргивают волокно шерсти из изделия, это служит для изготовления изделия из валяния и коррекции его.Также иглы для валяния различаются по номерам. Например, чем выше номер иглы, тем она тоньше. Так иглы для валяния под номерами 30,32,36 — грубые, эти иглы используют на начальном этапе валяния. Толстые иглы для валяния имеют более толстое лезвие, благодаря чему охватывают чуть большую площадь, и быстрее протаскивают волокна шерсти в глубь изделия, тем самым быстрее сваливают плотную основу валяния, однако они оставляют за собой отчётливые, крупные следы проколов, которые на готовом изделии недопустимы. Поэтому чтобы избежать следов проколов при валянии используют тонкие иглы под номерами 38 — 42.
- Подложка для валяния
Иглы для сухого валяния очень острые и довольно длинные, во время валяния ими можно легко проткнуть войлочное изделие насквозь, соответственно поцарапается рабочая поверхность, например, стол. Поэтому для того, чтобы не травмировать себя и не сломать иглу об твердую поверхность мебели, применяется специальная подложка для валяния или мат для валяния. Она достаточно дорога, однако щетка-мат для валяния является наиболее удобной для использования в качестве подложки при сухом валянии., потому что специальные щетинки из синтетического волокна не препятствуют движениям иглы и в то же время не дают игле для валяния соприкоснуться с твердой поверхностью рабочего стола, тем самым предупреждая порчу иглы. Чаще всего в качестве мата для валяния используется обычная толстая поролоновая мочалка. Минус использования мочалки: в процессе валяния зазубрины на конце иглы для фильцевания выдергивают из мочалки куски поролона, которые в дальнейшем застревают между свалянными волокнами шерсти. Это, как вы понимаете, наносит существенный ущерб изделию из шерсти.
- Гребенная лента
Гребенная лента — это аккуратно уложенные в длинную ленту в одном направлении прямые вытянутые волокна шерсти для валяния.
Перед сваливанием шерсть нужно сильно перепутывать. Чем лучше волокна будут перепутаны, тем более эффективным и аккуратным будет процесс валяния, можно это делать с помощью щётки для расчесывания животных или же путём многократного вытягивания и перекладывания волокон «крест на крест».
- Кардочёс (шерстяная вата)
Кардочес — это готовая масса шерсти для валяния, состоящая из спутанных волокон, благодаря чему кардочес быстро сваливается и экономит время мастера из-за отсутствия необходимости предварительной подготовки шерсти для валяния. Отлично подходит для начинающих рукодельниц.
3. Практическая часть
Изучив теоретический материал, я приняла решение выбрать в качестве объекта творческого проекта «Бурятских кукол», который может стать эксклюзивным подарком на любой традиционный праздник или оригинальным элементом декора интерьера.
3.1. Материалы, приспособления, инструменты.
Для изготовления кукол я использовала:
- ножницы
- клей «момент»
- Непряденую шерсть разноцветного цвета
- губка
- иглы для фильцевания, прямого хода (32,36,40)
- фурнитура (лицо, сапоги, шапка, кожи искусственные и т.д.),
3.2. Правила безопасности во время работы:
- Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
- Не работать ржавой иглой. Хранить иглы в специальной коробочке.
- Работать с иглами для фильцевания на специальной щетке или губке.
- 4.Быть осторожным при работе с иглой.
3.3. Технология изготовления бурятских кукол. Сухое валяние.
1.Для начала я нарисовала эскиз того, что я хочу получить в результате. Можно распечатать эскиз, но при рисовании ты оцениваешь масштабы готовой работы и детали.
2.Работа начинается с подготовки шерсти. Я рву нужное количество шерсти руками, можно это сделать с помощью пуходёрки (но я такой не обзавелась). Сразу я не готовила очень большое количество шерсти: для того, чтобы в итоге получить долговечную куклу, нужно сделать твёрдую основу.
3.Скатываю шерсть в что-то похожее на шарик и начинаю фильцевать самой грубой иглой. Шерсть очень хорошо сваливается, вследствие чего сильно уменьшается в размерах.
4.После продолжительного валяния я уже придала шерсти форму), но она ещё совсем мягкая, (на 2 более сглаженная и твёрдая заготовка).Теперь фильцевать надо равномерно, вращая в руках. Не обязательно делать это быстро, но игла должна проходить достаточно глубоко, чтобы хорошо свалялась середина игрушки.
5.Рвём примерно такое же количество шерсти и укутываем в неё заготовку, приваливаем шерсть равномерно, со всех сторон. Некоторые сразу берут количество шерсти необходимое для создания целой куклы, но при таком подходе не очень хорошо проваливается основа, и кукла остаётся мягкой, а качественно свалянная кукла дольше будет радовать хозяев.
6.Повторяем предыдущий пункт, пока кукла не станет нужного размера и плотности. Я проваливала " новую" шерсть 3 раза. Я пыталась сделать заготовку максимально твёрдой. Она не должна деформироваться при сильном сжатии.
7.Заключительный этап шлифовка. Берём самую тонкую иглу и работаем ей быстро, вставляем совсем неглубоко до первых зазубринок. Состригаем торчащие ворсинки.
4. Заключение
4.1. Экономическое обоснование на 15 кукол
Итого: 575 рублей |
Себестоимость изделия: изделие получилось очень экономичным. В магазине такая игрушка стоила бы в 3 раза дороже. Тем более что я сделала её своими руками.
• Сухое валяние иглой - вид творчества, который имеет ряд преимуществ. Мало затратное, не нужно специальных условий, прерваться можно на любом этапе, занимает мало места. Валяние - процесс медитативный, успокаивающий.
4.2. Экологическое обоснование
Изделие получилось экологически чистым. Материалы, используемые при изготовлении моей игрушки, не наносят вреда здоровью и не загрязняют окружающую среду.
Преимущества натуральной шерсти: никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натуральной шерсти.
«Бурятская кукла» отвечает следующим требованиям:
· Кукла радует глаз. Работа выполнена аккуратно и соответствует замыслу.
· В целом изделие получилось экологически чистым и экономически выгодным.
· Выбранный объект для проекта, позволил не только реализовать себя в творчестве, но и узнать много нового об истории валяния, освоить современные технологии работы с шерстью в детском саду.
· Такую куклу не купить ни в одном магазине нашего поселка, хотя мастерицы интернет-сайтов предлагают огромное количество разнообразных валяных игрушек, но цена на них в зависимости от сложности изделия и его размеров будет варьироваться от полутора тысяч рублей за изделие, до пяти тысяч.
4.3. Самооценка результата творческого проекта
Когда речь заходит о предметах прикладного творчества проектирование в детском саду, у нас есть возможность заявить о себе как о мастере. Независимо от того, каким будет наше творение с детьми и с родителями наших воспитанников, важно по-настоящему наслаждаться процессом творчества.
На мой взгляд, кукла получилась гармоничной, красивой, оригинальной. Наши куклы может служить самостоятельным декоративным элементом интерьера в детском саду и быть великолепным подарком.
4.4. Использованная литература.
- Яндекс картинки.
- https://yandex.ru/?clid=2242347
- https://www.syl.ru/article/167761/new_mokroe-valyanie-iz-shersti-mokroe-valyanie-dlya-nachinayuschih
- https://www.livemaster.ru/topic/80353-istoriya-valyaniya
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленький цветочек» городского округа «Поселок Агинское»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
(Направление «Бурятский фольклор»)
ПРОГРАММА
По учебному предмету
ОСНОВЫ БУРЯТСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Составитель:
Гомбоцыренова Аягма Баировна –
музыкальный руководитель
детский сад «Аленький цветочек»
Агинское – 2020
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
- Цель и задачи учебного предмета;
- Срок реализации учебного предмета и возраст обучающихся;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- Сведения о затратах учебного времени;
- Формы и виды проведения учебных занятий;
- Методы и принципы обучения;
- Материально-технические условия реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Учебно – тематический план (2 года обучения)
- Содержание учебного предмета (2 года обучения)
III. Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список рекомендованного видео и аудиоматериала.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика программного материала, его место и роль в
образовательном процессе детского сада.
Дополнительная программа «Основы бурятской традиционной культуры» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Данная программа «Основы бурятской традиционной культуры» является одним из основных предметов общеразвивающей программы «Музыкальный фольклор». Содержание программы «Основы бурятской традиционной культуры» непосредственно связано с содержанием таких учебных предметов, как «Фольклорный ансамбль», «Ритмика и танец», «Декоративно-прикладное искусство», что дает возможность обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, творческую фантазию. Программа «Основы бурятской традиционной культуры» нацелен на образование у каждого воспитанника системы знаний о традициях бурятского народа, о народном календаре, обычаях и обрядах, жанрах словесного, песенного и инструментального творчества.
Цели и задачи программы.
Целью программы является ориентация детей на национальные ценности и формирование этнического самосознания.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование интереса детей и их родителей к миру традиционной народной культуры и культур других народов.
Развивающие:
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
Воспитательные:
- Воспитание любви и уважения к родному языку, к традициям родного края.
Срок реализации программы и возраст обучающихся.
Программа «Основы бурятской традиционной культуры» рассчитан на обучение детей дошкольного возраста 5-7 лет, продолжительность обучения составляет 2 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Основы бурятской традиционной культуры»:
Срок обучения | 2 года |
Возраст обучащихся | 5-7 лет |
Недельная учебная нагрузка | 1 час |
Всего часов | 70 часов |
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы бурятской традиционной культуры»:
Срок обучения – 2 года
Год обучения | 1 | 2 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 36 | 36 |
Количество часов (в неделю) | 1 | 1 |
Общее количество часов | 36 | 36 |
Итого: | 70 |
Формы и виды проведения учебных занятий.
Реализация учебного плана предмета «Основы бурятской традиционной культуры» проводится в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность занятия – 1 академический час. Продолжительность академического часа на первом этапе 25-30 минут.
В рамках учебного предмета «Основы бурятской традиционной культуры» предусматриваются следующие виды деятельности: постановка спектакля в малых жанрах, фольклорных композиций, народных праздников и обрядов, просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов подлинных исполнителей народной культуры, участие в фольклорных праздниках, конкурсах и конференциях.
Рекомендуемые формы работы на занятиях:
- Рассказ музыкального руководителя по теме занятии;
- Прослушивание записей выдающихся исполнителей, народных исполнителей и коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития воспитанников;
- Индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.;
- Просмотр видеофильмов (записей фольклорных фестивалей, праздников);
- Фольклорные игры;
- Инсценировка определённых моментов фольклорных праздников и обрядов, сказок.
Методы и принципы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Работа музыкального руководителя на занятиях по данной дисциплине основывается на целом ряде принципов обучения:
- Доступность, постепенность (танцевального и музыкального материала идти от простого к сложному);
- Последовательность (повторять, усложняя);
- Системность (от конкретного факта или набора фактов к системе знаний, от отдельных приёмов исполнительства к созданию художественного образа);
- Востребованность материала (он должен быть технически доступен, образно интересен, сценичен);
- Преемственность (умения и знания передавать «от старших к младшим»);
- Творческий подход (искать пути и формы реализации каждого воспитанника);
Материально-технические условия реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы учебного предмета «Основы бурятской традиционной культуры» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает:
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий с фортепиано;
- звукотехническое оборудование (компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель), персональный компьютер);
- народные костюмы, атрибуты и реквизит;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку,).
Музыкальный зал должен быть оформлен наглядными пособиями.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Срок обучения – 2 года (дети 5-7 лет)
Первый год обучения
Тема | Количество часов |
Раздел 1. «Истоки Бурят – Монголии. Монгол буряад уг изагуур» Тема 1.1 «Знакомство, приветствие Агинских бурят – Танилсалга, Агын буряадай мэндэшэлгэ» Тема 1.2 «Моя гордость – Минии омгорхол» | 4 |
Раздел 2. «Мой край родной. Минии турэhэн нютаг» Тема 2.1 «Малая Родина. Тоонто нютаг». Тема 2.2 «Моя семья – Минии булэ» | 4 |
Раздел 3. «Бурятские народные игры – Буряад арадай нааданууд» Тема 3.1 «Игра в лодыжки – Шагай наадан
Тема 3.2 «Алта нюуха – прятать золотишку» | 5 |
Раздел 4. «Обстановка жизни бурят» Тема 4.1 «Стоянка, стойбище - Бууса» Тема 4.2 «Юрта – hэеы гэр» Тема 4.3 «Коновязь - Сэргэ» | 4 |
Раздел 5. «Род занятий бурят – Буряад зоной ажал» Тема 5.1 «Пять видов животных – Табан хушуун мал» Тема 5.2 «Конь в жизни бурят; Хунэй нухэр – морин эрдэни» Тема 5.3 «Овца – белоснежный хозяин степей; Талын эзэн – дун сагаан хонин» | 5 |
Раздел 6. «Искусство бурят – Буряад урлал» Тема 6.1 «Одежда бурят» (дэгэл, шапка, обувь) – Хубсаhан (дэгэл, малгай, гутал)» Тема 6.2 «Украшение – Зуутхэл, гоеолто» | 4 |
Раздел 7. Золотые наставления народа – Арадай алтан hургаалнууд. Тема 7.1 «Человеком становятся с детства – Хун болохо багаhаа …» Тема 7.2 «Приветствие - Мэндэшэлгэ» | 4 |
Раздел 8. Бурятские праздники. Тема 8.1 «Сагаалган» | 5 |
Всего: | 35 |
Срок обучения – 2 года (дети 5-7 лет)
Второй год обучения
Тема | Количество часов |
Раздел 1. «Истоки Бурят – Монголии. Монгол буряад уг изагуур» Тема 1.1 «Легенда Бурят – Монголи. Монгол буряад арадай туухэ» Тема 1.2 «Моя гордость – Минии омгорхол» | 4 |
Раздел 2. Мой край родной. Минии турэhэн нютаг. Тема 2.1 «Малая Родина. Тоонто нютаг». Тема 2.3 «Моя семья – Минии булэ» Тема 2.4 «Родная степь» - Турэл дайда | 4 |
Раздел 3. «Бурятские народные игры – Буряад арадай нааданууд» Тема 3.1 «Игра в лодыжки – Шагай наадан»
Тема 3.2 «Загадавание загадок – Таабари таалсаан» | 5 |
Раздел 4. «Обстановка жизни бурят» Тема 4.1 «Стоянка, стойбище - Бууса» 4.1 «Польза шерсти – Нооhоной аша туhа» 4.2 «Пища бурят (молочная, мясная.) – Буряад зоной хоол (сагаан эдеэн, мяхан хоол) | 4 |
Раздел 5. «Род занятий бурят – Буряад зоной ажал» Темы 5.1 «Пять видов животных – Табан хушуун мал» 5.1 «Корова – наша кормилица; hун далайн эзэн - унеэн» 5.2 «Непоседа козочка; Ягдагархан ямаан хуйхэр» 5.3 «Верблюд – друг степняка; Тэсэмгээхэн тэмээн нухэр» | 5 |
Раздел 6. «Искусство бурят – Буряад урлал» Тема 6.1 «Одежда (дэгэл, шапка, обувь) – Хубсаhан (дэгэл, малгай, гутал)» Тема 6.2 «Узоры - Угалзанууд» | 4 |
Раздел 7. «Золотые наставления народа – Арадай алтан hургаалнууд» Тема 7.1 «Человеком становятся с детства – Хун болохо багаhаа …» Тема 7.2 «Пожелание - Уреэлнууд» | 4 |
Раздел 8. Бурятские праздники. Тема 8.1 «Сурхарбаан» | 5 |
Всего: | 35 |
Содержание программы
Срок обучения – 2 года (дети 5-7 лет)
Раздел 1. Истоки Бурят – Монголии. Монгол буряад уг изагуур.
Формирование представления о народах мира, понятия о бурятах, знакомство с легендой. Формирование понятия о родословной.
Раздел 2. Мой край родной. Минии турэhэн нютаг.
Формирование представления о ценности для человека родного края, отчего дома. Формирование у детей интереса к истории края, патритотизма, любви к Родине.
Раздел 3. Бурятские народные игры. Буряад арадай нааданууд. Обучение детей навыкам народной игры в лодыжки, развитие ловкости, координации, глазомера. Воспитание умения играть в коллективе. Привитие навыков контроля над своим поведением, прислушивания к мнению других, согласовывания своих действий с действиями партнера при игре вдвоем и более игроков.
Раздел 4. Обстановка быта бурят. Буряад зоной байдал. Формирование представления об образе кочевой жизни бурят, о предметах быта, жилище, посуде, значимости их использования. Формирование понятия сэргэ (коновязь) и его значения. Знакомство с традиционной кухней, блюдами.
Раздел 5. Род занятий бурят. Буряад арадай ажал.
Формирование представления о роде занятий бурят, понятия о пяти традиционных животных. Закрепления знания детей о детенышах животных, систематизирование и обобщение знаний детей о пяти драгоценностях бурятского народа.
Раздел 6. Искусство бурят.
Знакомство детей с национальной одеждой, обувью и головными уборами, с украшениями. Формирование знаний об особенностях костюма, значений цвета, формы и деталей. Формирование представления о видах орнаментов и узоров.
Раздел 7. Золотые наставления народа. Арадай алтан һургаалнууд. Знакомство детей с золотыми наставлениями народа. Формирование понятия о традициях и обычаях бурятского народа, развитие познавательного интереса к культуре и быту народа, формирование интереса к соблюдению и выполнению норм этикетных умений и навыков.
-Благопожелания. (Уреэлы). Заучивание благопожеланий. Познакомить со смыслом благопожеланий.
Раздел 8. Бурятские праздники. Знакомство с традиционными праздниками бурят – Сагаалган, Сурхарбаан. Формирование представления об обычаях и традициях, связанными с этими праздниками.
IV. Список рекомендуемой литературы
1. Список рекомендуемой методической литературы
- «Табан хурган» (Сборник пословиц, считалок, загадок и сказок)
- Алагуева В. Золотая книга о бурятах. Улан-Удэ, 2006 г.
- Алугуева В. Алмазная книга о бурятах. Улан-Удэ, 2006 г.
- Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
- Будаева Н.Ч. Сокровищница слова (сборник фольклорных текстов) – Чита, 2017 г.
- Буджабай Цэвэлмаа. Буряад арадай дуу.Улаан-Батор, 2011г.
- Б-Х.Ж. Цырендоржиева «Хун болохо багаhаа» Улан-Удэ, 2001г.
- ГУК «Учебно-методический центр культуры и народного творчества» Забайкальского края. Уроки народной культуры. Чита, 2009г.
- Д.А. Николаева, О.Б. Буксикова. Танцевально-игровая культура бурят Приангарья. Улан-Удэ, 2001г.
- Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят. У-Удэ 2005.
- Дугаржапова Г.Р, Загдаева Л.Б. «Мунхын дуhал» п. Агинское, 2001г.
- Дугаров Д.С. Бурятские народные песни: В 3-х тт. Т. 1: Песни хори-бурят. Улан-Удэ, 1964. 104–106 с.
- Куликова Л.Н. Русское народное музыкальное творчество. Программа для ДМШ и ДШИ. С-Петербург, 2007г.
- Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте Агинских бурят. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1971. – 101 с.
- Асташина М.П. Фольклорно-физкультурные занятия и досуг с детьми.
- Балданжапов П.Б. «Агын буряадай аман хохеолой дээжэнууд». Улан-Удэ, 1999г.
- Арьясурэн Р.Ч. Монгол заншалын их тайлбар толь. 2005г.
- Сборник Песни хори-бурят. Улан-Удэ 1999. с. 92.
- Смирнов Б.Ф. Монгольская народная музыка: Вокальные и инструм.
Запись песен и наигрышей, предисл., вступит.. : Сов. композитор, М-1971.365 с.
- Тумунов Ж.Т. Очерки из истории Агинских бурят. Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1988.-176 с.
- Тумурова С.Ю. Игры и забавы бурят (краткий обзор на основе собранных материалов) – Чита, 2001 г.
- Хори-бурят. Улан-Удэ, 1964. Т.1.
- Хорлоо П. Народная песенная поэзия монголов: проблема жанрового состава: автореферат доктора фил.наук М-1977.27 с.
- Цыдендамбаев Ц. Бурятские исторические хроники и родословные. (Конь мой – гнедой Хоридоя). Вып. 3. Улан-Удэ, 2004 г.
- Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор Ирк-1959 г.
- Шаракшинова Н.О. Мифы бурят Ирк-1980 г.
- Ю.Д.С. Дугаров. Бурятские народные песни. Улан-Удэ, 1964г.
2. Список рекомендованного видео и аудиоматериала.
- Аудиодиск – сборник песен фольклорного коллектива «Тоонто» г. Улан – Удэ.
- Аудиодиск – сборник песен детского фольклорного коллектива «Улаалзай» г.Улан – Удэ.
- Бурятские народные песни [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// Ipleer.fm/g/ (дата обращения 15.10.2018).
- Бурятские народные песни [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http:// dremsets.me/mp 3/file/ (дата обращения 16.10.2018).
- Песенная традиция восточных бурят [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.culture.ru/objects/482/ (Дата обращения 28.10.2018).
- Музыка Бурятии [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://baikal-tales.ru/traditions/music/30475/ (дата обращения 27.10.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий будьте добрыми и человечными
Цель: формировать нравственные знания, развивать чувства товарищества, взаимопомощи, воспитывать внимательность, доброту к людям, умение сочувствовать товарищу, стремление и умение помогать людя...
Семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви".
Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. "В каждом из нас материально, инте...
Происхождение музыки и её благотворное влияние на душу человека»
Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его раннегодетства. Голос матери, щебетанье птиц за окном, шум дождя – всё это образует свой з...
Презентация "Гимнастика для тела, музыка для души"
Нетрадиционные средства увеличения двигательной активности ребёнка: музыкальная ритмическая гимнастика, аэробика....
Ритмическая гимнастика в ДОУ как средство привлечения детей к физической культуре
На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали с...
Консультация для родителей «ПРОИСХОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ И ЕЁ БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДУШУ ЧЕЛОВЕКА»
Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его раннего детства. Голос матери, щебетанье птиц за окном, шум дождя – всё это образует свой звуковой мир, такой же неповтори...
Гимнастика для тела и музыка для души
Методические рекомендации Гимнастика для тела и музыка для души для музыкальных руководителей...