Гимнастика для тела и музыка для души
методическая разработка (подготовительная группа)

Коновалова Елена Геннадьевна

Методические рекомендации Гимнастика для тела и музыка для души для музыкальных руководителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гимнастика для тела и музыка для души

Задачей здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности, умственной работоспособности,  снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику воспитанника.        

Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные.

Например, движения современных танцев, поочерёдное разведение коленей и т.д., отлично укрепляют мышцы стопы, формируют своды стоп.

Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника.

Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Мы хотим подсказать вам короткий и верный путь в достижении этих целей. Необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. 

В нашем ДОУ работа по музыкально - ритмическому развитию строится по двум направлениям:

  • гимнастика под музыку, с достаточно большой энергоёмкостью и большой физической нагрузкой - аэробика;
  • танцевальная гимнастика, которая требует выразительности, пластичности, гибкости – ритмопластика.

Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни.

Цель работы - развитие детей средствами музыки и ритмических движений, психологическое раскрепощение каждого ребёнка.

Для достижения этих целей решаются следующие задачи:

Развивать музыкальные способности:

  1. Развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение, характер, понимать её содержание.
  2. Развивать музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков.
  3. Развивать музыкальную память.

4.        Развивать специальные музыкальные способности: музыкальный слух,
чувство ритма.

Развивать двигательные качества и умения:

  1. Развивать координацию, гибкость, пластичность, ловкость, выразительность, точность движений.
  2. Формировать правильную осанку, красивую походку.
  3. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  4. Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

Развивать творческие способности детей, потребность самовыражения в движении под музыку:

  1. Развивать творческое воображение и фантазию.
  2. Развивать способность к импровизации в движении.
  3. Воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку.

Развивать нравственно — коммуникативные качества личности:

1.        Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным.

2.        Воспитывать умение работать в коллективе во время движений.

3.        Формировать чувство такта и культуру поведения в процессе группового
общения с детьми и взрослыми.

Организация воспитательно - образовательного процесса осуществляется с учётом следующих принципов:

Принцип индивидуальности заключается в признании самоценности личности каждого ребёнка, неповторимой индивидуальности, способности детей и необходимость построения воспитательно - образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессовых факторов создания атмосферы комфорта и раскованности.

Принцип комплексности предполагает учёт взаимодействия всех факторов:

  • индивидуально - психологические особенности каждого ребёнка;
  • возрастные особенности;
  • группу здоровья и физическое развитие каждого ребёнка.

Принцип оптимальной двигательной активности предполагает удовлетворение двигательной потребности ребёнка.

Принцип здоровъесберегающего режима включает в себя научно -обоснованный подход к распределению нагрузки к организации коррекционно - профилактической работы.

Формы организации воспитательно - образовательного процесса:

  • Занятия
  • Игры
  • Праздники и развлечения
  • Индивидуальная работа

Занятия по ритмопластике делятся на несколько видов:

Обучающие занятия:

На обучающих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется приём его исполнения. На занятие вводится не более 2-3 комбинаций.

Закрепляющие занятия:

Эти занятия предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторе выбирается кто - то из детей, выполняющих движение правильно, лучше других или идёт соревнование - игра. В этом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

Итоговые занятия:

Дети практически самостоятельно, без подсказки, выполняют все движения и танцевальные композиции.

Импровизационные занятия:

На этих занятиях дети танцуют придуманные ими варианты или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать своё видение образа.

Каждое занятие строится по определённой схеме:

  • Начинается занятие с разминки - это гимнастические упражнения, танцевальные комплексы, выполненные с небольшим объёмом движений.
  • Основная часть выполняется в высоком темпе, но обязательно соответствует возрасту детей.
  • В заключительной части даются упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения.

На каждом занятии детям предлагаю игры и творческие задания, включающие самостоятельный подбор упражнений и движений детьми, передачу в движении образов животных, игрушек, явлений природы и т. д.

Для успешного проведения занятий ритмопластикой необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Занятия проводятся в музыкальном зале, в яркой спортивной одежде, при наличии атрибутов, разнообразной фонотеки, аудиотеки.
  2. Создание психологического комфорта обеспечивает чувство защищённости каждому ребёнку. Эмоционально - положительная обстановка на занятиях укрепляет веру в собственные силы, развивает двигательную активность ребёнка. Мой девиз в общении с детьми: «У тебя всё получится! Ты молодец!»
  3. Учёт нагрузки и дозировки упражнений в каждой возрастной группе. Следует отметить, что если нагрузки малы, эффект от занятий будет мал, или его не будет совсем. Чрезмерные нагрузки ведут к переутомлению, даже к отклонениям в состоянии здоровья. Нагрузка должна возрастать постепенно, так как в это время происходит начальный этап адаптации организма к ней: сердце «обучается» работать более эффективно, лёгкие привыкают дышать не слишком часто, но более глубоко. После такой перестройки совершается чудо: нагрузка становится лёгкой, приносит одно удовольствие. Для того, чтобы правильно дозировать нагрузку, я учитываю возраст, физическую подготовленность, здоровье детей.
  4. Учёт интересов, потребностей детей, времени и длительности занятия.

5 Обеспечение привлекательности процесса занятий путём подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, использования игровых ситуаций, пособий, сюрпризных моментов.

Каждое занятие носит развивающий характер, каждый ребёнок имеет возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.

Достигнутые результаты представляются на спортивных праздниках, утренниках, развлечениях, что способствует развитию самооценки ребёнка.

Беря за основу уникальность дошкольного возраста, я составила ряд комплексов ритмопластики, которые способствуют:

  • формированию у детей желания и потребности жить в мире движений;
  • ощущению радости, счастья, успеха;
  • получению удовольствия от занятий;
  • координации движений;
  • развитию у детей гибкости, пластичности;
  • умению владеть своим телом;
  • развитию чувства ритма;
  • созданию атмосферы эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, раскрепощённости, самостоятельности и творческой активности.

Каждый квартал включает 2-3 комплекса, которые варьируются, дополняются и усложняются.

Каждый комплекс, упражнение имеет название. Давая тематическое название занятиям, я не предусматриваю определённый сюжет. Импровизирую сама, или предоставляю возможность детям самим сочинить собственную сказочную ситуацию, и быть на занятии не только исполнителями, но и сочинителями, что вызывает большой интерес к занятию.

Л.С.Выгодский писал: «Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принуждёнными и могут возникнуть только из детских интересов». Именно этот интерес - главный мотив, побуждающий детей заниматься ритмопластикой.

Для выявления уровня музыкально — ритмического развития ребёнка, эффективности педагогического воздействия, уровня физического развития и здоровья каждого ребёнка использую диагностику. Она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей во всех формах и методах и выстраивать на их основе дифференцированное обучение.

Цель диагностики: выявление уровня музыкальных и двигательных способностей ребёнка, состояния его эмоциональной сферы.

Методом диагностики является наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Критерии оценки уровня музыкально —ритмического развития:

  • музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом;

-эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств (страх, радость, удивление, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове;

  • творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные;
  • внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения;
  • память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде проявляются три вида памяти: музыкальная, двигательная и зрительная;
  • пластичность, гибкость — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические движения;
  • координация движений — точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, прыжках, в танце.

Проведя повторное диагностическое обследование, вносятся необходимые коррективы в дальнейший процесс взаимодействия с ребёнком.

Выступление  хочется закончить прекрасными словами древнегреческого философа Платона «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: «гимнастики для тела и музыки для души».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка: воспитание души

Музыка является важнейшим средством  воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Любой педагог знает, как важно и в то же время, как трудн...

Эссе "Музыка моей души"

Эссе музыкального руководителя....

Гармония музыки и души

Статья опубликована в "Вестнике ИМО", 2012 год...

Презентация "Гимнастика для тела, музыка для души"

Нетрадиционные средства увеличения двигательной активности ребёнка: музыкальная ритмическая гимнастика, аэробика....

Музыка моей души. Авторское музыкальное сопровождение

Музыка, сочиненная к авторским стихам...

"Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека". (В.А.Сухомлинский)

Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мн...

Проект "Музыка-зеркало души"

Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с творчеством П.И.Чайковского...