Выступление на РМО на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
материал (младшая группа)

Наталья Викторовна Иванова

Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_nv_ds_ryabinka_1.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

 

Выступление на РМО на тему:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами

устного народного творчества»

                                                                       

          Подготовила

воспитатель Иванова Н.В.

                                                                                 

                                               

г. Гагарин, 2020

           «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»

                                                                                                      К. Д. Ушинский  

           К сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. И одной из причин снижения этого является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей и воспитателей  в развитии речи ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие. Условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми, родителями, воспитателями  тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.  

          Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приговорки, заклички, хороводы, считалки, потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни, частушки и т.д. – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

        Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей».                Поэтому многие педагоги обращались к решению проблемы  речевого развития при помощи использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.

            Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью народного фольклора, важно не только, чтобы оно было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

          Моя работа строилась на том, что я в различных видах деятельности использовала различные формы народного творчества.

В режимных моментах большая роль отводится пoтешкам, дети с удовольствием заходят в группу, умываются, обедают, собираются на прогулку,  готовятся ко сну, поднимаются после сна. Чтобы вырастить ребенка здоровым, в фольклоре присутствует  весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями.

Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, а так же эмоционально окрашенной используются народные песенки и потешки. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Таким образом, можно утверждать, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т.е. всесторонне развивает ребенка.

Крoме того, в режимные моменты oсуществляется обогащение сoциально-бытoвого опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Вoзникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой способствует строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время. Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки,  да и  различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в  режимных моментах.

Так же я использую малые  фольклорные формы в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Русские народные игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей – это народные подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки . Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.

Дети любят играть в театрализованные игры, для которых используются драматизация русских народных сказок. В них дети самореализуются, показывают себя. Такие мини представления я использую во второй половине дня. Еще такие игры ценны тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор — игры на развитие мелкой и крупной  моторики. 

Помимо потешек, прибауток, пальчиковых игр, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т.д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.

Планируя игры, детский фольклор, подбираю материал разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина.

        Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий подготавливаю консультации, такие как: «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через русские народные сказки»,  «Почему важно петь колыбельные песни детям». Привлекаем  родителей к изготовлению материалов к дидактическим и театрализованным играм, в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья». Пополняем развивающую  среду (настольно-печатными играми по русским народным сказкам,  играми  по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)). Привлекаем родителей к созданию театра на палочках, кеглях, стаканчиках, на ложках, конусного театра.

          В свободной деятельности дети очень любят использовать опыт, который получили в игровой деятельности. Дети с удовольствием укачивают  кукол под колыбельные песенки, водят хороводы, поют и танцуют.

                  Структура организованной образовательной деятельности не обходится без организационных моментов, пальчиковых игр, физкультминуток, дыхательных гимнастик. Это забавляет и радует ребенка, организует его на умственную деятельность, заставляет эмоционально переживать услышанное, пробуждает гуманные качества личности. Использование детского фольклора в ООД помогает детям расслабиться, передохнуть, успокоиться, помогает установить контакт воспитателя с ребенком.

           Велико значение устного народного творчества и на прогулках с детьми. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Включая фольклор в процесс воспитания, необходимо соблюдать определенные условия, такие как фольклорный материал, используется в соответствии с возрастными особенностями детей. Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми. Учитывается, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой — грамотное использование фольклорного материала. При использовании подвижных народных игр на прогулке необходимо учитывать уровень двигательных умений и навыков детей, принцип сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач. Дети активно участвуют в народных играх, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью.              

           Проведенная работа по внедрению фольклора во все виды деятельности с детьми уже даёт свои плоды. Это видно из результатов мониторинга, который показал положительную динамику в образовательной области по развитию речи.

Заключение.

          Проводимая работа по данной теме позволяет подтвердить предположение о том, что целенаправленное разностороннее использование произведений устного народного творчества в воспитательно-образовательном процессе влечет за собой более эффективное развитие детской речи. Используя народный фольклор, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Произведения народного фольклора имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

       На основании выше изложенного, я могу утверждать, что большая роль в речевом развитии детей отведена педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребенка. Руководство должно выражаться в создании условий для речевого развития детей, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приемов и в рациональном сочетании их с применяемыми методами.

        Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что планируемая мной работа по развитию речевой активности детей средством устного народного творчества будет обязательно продолжена в дальнейшей работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".

Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Проект на тему "Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста через игру «Квадрат Воскобовича»

Для развития конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста  огромную помощь оказывает  развивающая игра «Волшебный квадрат». Примерное планирование заданий для детей дошкол...

План по самообразованию на тему " Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"

С каждым годом жизньпредъявляет всё более высокие требования не только к нам,взрослым людям, но и к детям; неуклонно растёт объём заний,которые нужно им передать. Для того,чтобы помочь детям  спр...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"....