Выступление на РМО на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
материал (младшая группа)

Наталья Викторовна Иванова

Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_nv_ds_ryabinka_1.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

 

Выступление на РМО на тему:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами

устного народного творчества»

                                                                       

          Подготовила

воспитатель Иванова Н.В.

                                                                                 

                                               

г. Гагарин, 2020

           «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»

                                                                                                      К. Д. Ушинский  

           К сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. И одной из причин снижения этого является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей и воспитателей  в развитии речи ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие. Условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми, родителями, воспитателями  тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.  

          Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приговорки, заклички, хороводы, считалки, потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни, частушки и т.д. – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

        Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей».                Поэтому многие педагоги обращались к решению проблемы  речевого развития при помощи использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.

            Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью народного фольклора, важно не только, чтобы оно было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

          Моя работа строилась на том, что я в различных видах деятельности использовала различные формы народного творчества.

В режимных моментах большая роль отводится пoтешкам, дети с удовольствием заходят в группу, умываются, обедают, собираются на прогулку,  готовятся ко сну, поднимаются после сна. Чтобы вырастить ребенка здоровым, в фольклоре присутствует  весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями.

Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, а так же эмоционально окрашенной используются народные песенки и потешки. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Таким образом, можно утверждать, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т.е. всесторонне развивает ребенка.

Крoме того, в режимные моменты oсуществляется обогащение сoциально-бытoвого опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Вoзникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой способствует строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время. Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки,  да и  различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в  режимных моментах.

Так же я использую малые  фольклорные формы в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Русские народные игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей – это народные подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки . Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.

Дети любят играть в театрализованные игры, для которых используются драматизация русских народных сказок. В них дети самореализуются, показывают себя. Такие мини представления я использую во второй половине дня. Еще такие игры ценны тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор — игры на развитие мелкой и крупной  моторики. 

Помимо потешек, прибауток, пальчиковых игр, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т.д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.

Планируя игры, детский фольклор, подбираю материал разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина.

        Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий подготавливаю консультации, такие как: «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через русские народные сказки»,  «Почему важно петь колыбельные песни детям». Привлекаем  родителей к изготовлению материалов к дидактическим и театрализованным играм, в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья». Пополняем развивающую  среду (настольно-печатными играми по русским народным сказкам,  играми  по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)). Привлекаем родителей к созданию театра на палочках, кеглях, стаканчиках, на ложках, конусного театра.

          В свободной деятельности дети очень любят использовать опыт, который получили в игровой деятельности. Дети с удовольствием укачивают  кукол под колыбельные песенки, водят хороводы, поют и танцуют.

                  Структура организованной образовательной деятельности не обходится без организационных моментов, пальчиковых игр, физкультминуток, дыхательных гимнастик. Это забавляет и радует ребенка, организует его на умственную деятельность, заставляет эмоционально переживать услышанное, пробуждает гуманные качества личности. Использование детского фольклора в ООД помогает детям расслабиться, передохнуть, успокоиться, помогает установить контакт воспитателя с ребенком.

           Велико значение устного народного творчества и на прогулках с детьми. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Включая фольклор в процесс воспитания, необходимо соблюдать определенные условия, такие как фольклорный материал, используется в соответствии с возрастными особенностями детей. Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми. Учитывается, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой — грамотное использование фольклорного материала. При использовании подвижных народных игр на прогулке необходимо учитывать уровень двигательных умений и навыков детей, принцип сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач. Дети активно участвуют в народных играх, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью.              

           Проведенная работа по внедрению фольклора во все виды деятельности с детьми уже даёт свои плоды. Это видно из результатов мониторинга, который показал положительную динамику в образовательной области по развитию речи.

Заключение.

          Проводимая работа по данной теме позволяет подтвердить предположение о том, что целенаправленное разностороннее использование произведений устного народного творчества в воспитательно-образовательном процессе влечет за собой более эффективное развитие детской речи. Используя народный фольклор, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Произведения народного фольклора имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

       На основании выше изложенного, я могу утверждать, что большая роль в речевом развитии детей отведена педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребенка. Руководство должно выражаться в создании условий для речевого развития детей, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приемов и в рациональном сочетании их с применяемыми методами.

        Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что планируемая мной работа по развитию речевой активности детей средством устного народного творчества будет обязательно продолжена в дальнейшей работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

План по самообразованию на тему " Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"

С каждым годом жизньпредъявляет всё более высокие требования не только к нам,взрослым людям, но и к детям; неуклонно растёт объём заний,которые нужно им передать. Для того,чтобы помочь детям  спр...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"....

Вебинар для родителей на тему: «Развитие связной речи ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях семьи».

Данный материал позволяет родителям познакомиться  с разными видами игр и игровых упражнений для развития речи детей и способствует получению практических навыков по их применению....