«Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Гомбуева Дарима Дугарнимаевна

Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогам откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat-t_gombueva_dd.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного

 возраста»

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром. В младшем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, от самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия для успешного развития детей младшего возраста.

Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в ДОУ, определяют необходимость выработки инновационных путей для обеспечения качества образования.  Одним из эффективных методов организации современного образовательного процесса является проектная деятельность.

Осуществляя поиск оптимальных форм для развития познавательной активности малышей, мы пришли к выводу, что необходимо обратить внимание на использование проектной деятельности. Она будет способствовать:

– активизации познавательной деятельности детей;

– формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;

– развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.

Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогам откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств.

В свою очередь, маленький дошкольник преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых. В раннем возрасте в проекте ведущая роль принадлежит педагогу, который активизирует желание детей вместе найти путь разрешения проблемной ситуации. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Педагог, включая в проектную деятельность родителей, учит их понимать мир детства и собственных детей.  Сотрудничая вместе, воспитатели и родители могут лучше узнать малышей  и  направить общие усилия на их развитие.

Характеризуя проект с разных сторон можно сказать, что проект это:

  • цель, принятая и освоенная детьми;
  • самостоятельная деятельность;
  • конкретное практическое творческое дело;
  • поэтапное движение к цели;
  • метод освоения ребёнком окружающей среды;

Из этого следует, что проект - это самостоятельная и коллективная, творческая и завершенная работа, имеющая социально значимый результат. [4; с. 279)

Для чего  нужны детям проекты?  Прежде всего, для того, чтобы:

  • выработать самостоятельность;
  • научить работать с информацией;
  • учить детей  размышлять;
  • делать обоснованные выводы;
  • принимать решения;
  • работать в команде.

        Проект – работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков. Если работа над проектом становится однообразной, это показатель того, что проект отклоняется от намеченных целей. У каждого проекта есть жизненный цикл. Завершение каждой фазы цикла свидетельствует о достижении его очередного результата. В состав жизненного цикла входят четыре фазы: [3; с. 80]

  • начальная (формулировка проблемы, определение цели проекта, привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана);
  • разработка (совместное движение взрослых и детей к результату, совместное планирование деятельности);
  • реализация (практическая помощь взрослых при необходимости,  контроль  над осуществлением проекта);
  • завершение (подготовка продукта к презентации, представление продукта).

Какие формы и методы работы,  применяет педагог в ходе проекта с детьми?

  • индивидуальная работа;
  • сотворчество с воспитателями других групп, д/с;
  • наблюдение, рассматривание;
  • экспериментальная деятельность;
  • самостоятельная деятельность;
  • показ, анализ образца;
  • словесная инструкция воспитателя;
  • поощрение самостоятельных действий детей;
  • художественное слово;
  • игровые ситуации, сюрпризный момент;
  • аудио - видеозапись,
  • подражание игровым действиям взрослого;
  • поощрения;
  • имитирование и др.

          Работа  над проектом реализуется через самообразование педагогов, создание предметно-развивающей среды пространства группы, просветительскую работу с родителями.

Педагог в ходе проекта использует следующие формы и методы работы  с родителями:

  • родительское собрание;
  • организация совместных досуговых мероприятий;
  • посещение семьи;
  • клубное заседание;
  • практикум;
  • открытые мероприятия;
  • организация выставки детских работ;
  • папка – ширма;
  • папка – передвижка;
  • индивидуальная консультация;
  • вечер «Вопрос- ответ»;
  • анкетирование;
  • разработка памяток;
  • консультация;
  • беседа;
  • фото - выставка;
  • экскурсия и др.    

          Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. [5; с. 64]

Проект заканчивается тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признается жизнеспособным. Проект может быть воспроизведен точно в соответствии с описанием или дополнен и изменен в соответствии с замыслами педагога, что дает возможность адаптировать его под конкретную группу детей.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта, которые получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Проекты  очень, нужны детям, так как они интересны им.

Список литературы:

  1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников./ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст]: – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  2. Ежемесячный научно-методический журнал «Методист» №1. /2004 [Текст]: Пахомова Н. Ю., Проектное обучение - что это? – с.42
  3. Кисилева, Л.С, Данилина, Т.А., Лагода, Т.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие.[Текст]: - М.: изд-во «АРКТИ», 2003. – 163 с.
  4. Педагогический энциклопедический словарь. /под редакцией  Б.М. Бим-Бад. - М.: «Просвещение», 2003. – 365с.
  5. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду.[Текст]: – СПб.: ООО изд-во «Детство-пресс», 2011. –80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми младшего возраста

ž Расширять и обобщать знания детей об овощах, об условиях, необходимых для их выращивания.ž Воспитывать любознательность, трудолюбие, желание помогать взрослым в выращивании овощей....

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта)....

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста " космос для самых маленьких"

Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Цель проекта- познакомить детей с Российским праздником - День космонавтики, понятиями...

Проектная деятельность с детьми младшей группы Тема: «Моя любимая игрушка»

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать  окружающий   мир, формировать и ре...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста: "Зимующие птицы нашего города"

Работа по формированию элементарных экологических представлений о зимующих птицах, их образе жизни и роли человека в жизни птиц. Способствует интересу детей к живой природе, воспитывает любовь к ней и...