СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: "ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СЕРЕДА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА"
статья (средняя группа)

Понятие «развивающая среда» - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_statya.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СЕРЕДА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

ЧЕРНОУСОВА Т.И.

воспитатель

ГБДОУ Детский сад №87

Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

 В.А. Сухомлинский

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей и комплексно-тематический принцип планирования образовательной работы в ДОУ.

Понятие «развивающая среда» - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ. Развивающая среда в дошкольной педагогике рассматривается как предметно-развивающее пространство. В предметном пространстве главным развивающим фактором выступают реальные предметы окружающей среды.

Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть:

  • содержательно – насыщенной;
  • трансформируемой;
  • полуфункциональной ;
  • вариативной;
  • доступной.

Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. Под математическим развитием дошкольников, с точки зрения Е.И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций». В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.

Таким образом, мы видим, что авторы придерживаются единой точки зрения на математическое развитие, где математические представления являются средством его развития.

Концептуальная модель предметно-развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию, связанному с математическим развитием детей дошкольного возраста, с точки зрения М.Н. Поляковой, относятся:

  • игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
  • учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
  • оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

При  проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, следует уделять особое внимание следующим основным компонентам: пространству, времени, предметному окружению. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие математических представлений у ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно-развивающей среде можно организовывать разные формы математической деятельности дошкольников: образовательную деятельность по развитию математических представлений, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группах выделяется специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие познавательному и математическому развитию детей: «Рамки вкладыши», «Сложи узор», «Геометрическое лото», «Танграм», цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, счетные палочки, плашки.

Большим спросом пользуются игры, сделанные своими руками: «Ящик ощущений», «Собери картинку», «Учимся считать», «Собери бусы»», «Что лишнее», «Найди такой же формы», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», сенсорные книжки,  сенсорные коврики, и др.

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности детей рекомендуется использовать фланелеграф, магнитную доску, предметы детской мебели, бросовый материал. Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, помогает занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, цепочки из цветных крышечек, герои сказок. Применение  математических знаний возможно в сюжетных играх: «Магазин игрушек», «Накроем стол к обеду», «Оденем кукол на прогулку» и др.

Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде (математической зоне) периодически должны обновляться, располагаться на полочках, в шкафах, быть доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды дошкольники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у старших дошкольников, привлекаются и их родители.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в старшей группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

Используют следующие формы и методы работы с математическим материалом в предметно-развивающей среде:

1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые занятия учебно-развивающего характера);

2) самостоятельную деятельность детей;

3) совместные математические игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;

4) математические развлечения;

5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;

6) чтение математических сказок и др.

Материал математической зоны должен постоянно изменяться и дополняться новым в соответствии с программой «От рождения до школы»

Таким образом, особое внимание надо уделять предметно-развивающей среде в аспекте ее влияния на развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Одной из основных задач является моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей старшего дошкольного возраста и обогащение среды такими математическими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей и способствовали математическому развитию каждого ребенка в целом. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Правильно созданная развивающая среда помогает поддерживать игровую обстановку, осуществлять математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  3. Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищеева. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
  4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
  5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ∕Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Щербакова Е И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей на тему "Дидактическая игра как средство развития математических представлений дошкольников"

Памятка адресована воспитателям ДОУ. В ней представлена классификация игр математического содержания, даны примеры дидактических игр для развития математических представлений дошкольников....

Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников.

Конспект проведения НОД с использованием логических фигур на тему: «Путешествие в страну Математики».Цель: Активизация  у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классифи...

«Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр .  Использование  дидактических игр помогает  лучшему восприятию материала и поэтому ре...

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сказка – это широкоуниверсальный инструмент обучения. Каждый слушающий её ребенок переживает описанные в ней сюжеты. В сказке объектом описания являются необычные, удивительные, а порой и таинст...

Презентация "Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников"

Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольниковв младшей и средней группах....