Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников
презентация к уроку (средняя группа)

Ольга Олеговна Рожкова

Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе.  Представляю вашему вниманию отчет о работе с детьми средней группы по развитию социального интеллекта. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников Подготовила Воспитатель: Рожкова О.О 2021г. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Троицка» Дошкольное отделение № 8

Слайд 2

Социальный интеллект представляет собой индивидуально личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать свое поведение и поведение окружающих . Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе.

Слайд 4

Базовые эмоции

Слайд 5

Путешествие в мир эмоций !

Слайд 6

Смайлики настроения !

Слайд 7

Развивающая пространственная среда Театральный уголок Ролевые игры Конструирование Книжный уголок Настольные игры

Слайд 8

! отрывок эмоция Что такое? Что случилось? Отчего же Всё кругом Завертелось, Закружилось И помчалось колесом? удивление «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя. злится А от бешеной мочалки Я помчался, как от палки, А она за мной, за мной По Садовой, по Сенной. Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду, А она за мною мчится И кусает, как волчица. испугался «Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!» радость Эмоции и сказка

Слайд 9

Игры без предметов, и «без повода» помогают детям пережить чувства общности друг с другом, замечать достоинства и переживания друг друга, помогать другому в игровом и реальном взаимодействии Игры построены на принципах:

Слайд 10

!

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Троицка»

Дошкольное отделение № 8

Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников

Подготовила воспитатель: Рожкова О.О.

        Социальный интеллект  представляет собой индивидуально личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать свое поведение и поведение окружающих.

Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе.

Этот вид интеллекта объединяет четыре способности, составляющие его структуру:

  • предвидение последствий поведения
  • умение считывать информацию по мимике, позам и жестам
  • умение слушать и распознавать различные оттенки речи, так называемую вербальную экспрессию
  • способность анализировать ситуации взаимодействия людей.

 Первостепенной задачей для меня стояло развитие у детей средней группы(4-5лет)  умения распознавать эмоции по мимике и жестам.Для этого требовалось познакомить  дошкольников с основными эмоциональными состояниями. Как известно, к фундаментальным относят 10 эмоций:

  1. Интерес
  2. Радость
  3. Удивление
  4. Страдание
  5. Гнев
  6. Презрение
  7. Отвращение
  8. Страх
  9. Стыд
  10. Чувство вины

Для этой задачи был создан цикл занятий. Каждое занятие было посвящено отдельной эмоции. На занятиях мы отправлялись в путешествия : в страну «Грустляндию»  , Планету удивления, полянку хорошего настроения и другие.  На каждом занятии мы изучали эмоцию, думали каким цветом можно ее охарактеризовать, показывали мимикой и жестами, рисовали, разыгрывали представления, к нам приходили сказочные гости и мы решали проблемные ситуации.   Дети познакомились с  базовыми эмоциями, обучились их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы, освоили понятия слов обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа.

По окончанию цикла занятий вместе создали смайлики с эмоциями, приходя в детский сад ребенок может выбрать смайлик своего настроения а так же мы   играем в «повтори эмоцию» , «Угадай эмоцию»

Следующей задачей было  формирование среды, которая будет способствовать развитию у детей социального интеллекта.

Это:

  • Театральный уголок
  • Ролевые игры ( магазин, доктор, дочки матери)
  • Книжный уголок
  • Настольные игры
  • Конструирование

       

В группе я постоянно поддерживаю, контролирую общение дошкольников между собой, наблюдаю за детьми в игровых ситуациях и учебной деятельности, изучаю их взаимоотношения между собой. Такое наблюдение дает поистине бесценный материал, на основе которого я делаю выводы о развитии социального интеллекта каждого ребенка группы.

Играя с детьми в развивающие игры,  проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, читая литературные произведения особое внимание уделяю эмоциям и поведению героев в той или иной ситуации.

Одним из упражнений является разбор литературного произведения на эмоции.

Детям предлагается прослушать произведение, а на определенных отрывках спросить у детей .: какую эмоцию испытывает тот или иной герой.

Например мы читали произведение Чуковского « Мойдодыр»

отрывок

эмоция

Что такое?

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

удивление

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

злится

А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.

испугался

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

радость

Для создания в группе психологического комфорта особое внимание уделяю организации развивающих игр по развитию социального интеллекта, которые конструирую в виде системы игр, направленных на формирование доброжелательных отношений между детьми, и которые построены на принципах:

  • безоценочности
  • отказа от реальных предметов и игрушек
  • отсутствия соревновательного момента в играх.

Игры без предметов, и «без повода» помогают детям пережить чувства общности друг с другом, замечать достоинства и переживания друг друга, помогать другому в игровом и реальном взаимодействии. (например, игра «Зеркало». Переигрывание сказки.)

Таким образом дети усвоили несколько составляющих социального интеллекта

  1. «Азбука эмоций».  Дети познакомились с базовыми эмоциями, обучились их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоили понятийное содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознали и поняли собственные эмоции и эмоции других людей.
  2. Так же мы изучили «Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» -Были сформированы навыки вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения;
  3. В перспективе усвоение Третьего блока - «Хозяин своих чувств» он направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т.д.), произвольному опосредованному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.

В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие....

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по психологическому сопровождению младших дошкольников от 2 до 3 лет к условиям МБДОУ "Здравствуй, детский сад без слез!"

В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к друг...

Конспект занятия по трудовому воспитанию для дошкольников старшей группы с нарушением интеллекта Образовательная область – социально – коммуникативное развитие Тема: «Одежда»

Конспект занятияпо трудовому воспитанию для дошкольников старшей группы с нарушением интеллекта Образовательная область – социально – коммуникативное развитиеТема: «Одежда»...

Конспект занятия по социально-коммуникативному, речевому и художественно-эстетическом развитию на тему: «Моя семья» в средней группе

Конспект занятия по социально-коммуникативному, речевому и  художественно-эстетическом   развитиюна тему:  «Моя семья»в  средней  группе      ...

«Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников»

Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка...

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов....