Методы организации сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте
учебно-методический материал

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, составляет основное содержание жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методы организации сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте»

(из опыта работы)

Многие детские игры- подражание

серьезной деятельности взрослых.

Кочан Янош.

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинается формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок: двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Таким образом игра детей - это развлечение, обучение, средство самоисследования, построения своего «Я», самопознание себя через игру, координация взаимоотношений в системе «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».

Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни ребенка занимают сюжетные и сюжетно-ролевые игры, так, как только они включают в себя имитацию чьего-либо поведения, элементы фантазии, новый способ взаимодействия. В ролевых играх, также проверяют, уточняют свои социальные знания, готовятся к будущей жизни.

Наблюдая за детьми, я заметила, что дети стаи все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетным и сюжетно-ролевым играм, интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными. Это, связано с тем, что взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомые с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что, играя, современные дошкольники, предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмом, чем окружающих их реальных взрослых.

Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что в моей группе дети также не умеют играть в сюжетные и сюжетно-ролевые игры. Часто в игре дети отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание. Детям характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов, и ролей. Есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до ее завершения.

Выбирая для себя роли и желаемых партнеров сюжет часто, в процессе игры, принимал агрессивный характер, что опять говорит о том, что у детей нет опыта игры или они переносят наблюдения и знания из семьи и ближайшего окружения. Поэтому было необходимо научить детей играть правильно. Но для того, чтобы научить детей играть необходимо создать предметно-игровую среду. Так же игра не увлечет детей, не вызовет эмоций, не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами если воспитатель не будет использовать приемы, направленные на формирование игровых интересов детей, на содержание игры и на восприятие у них умения жить в коллективе.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой строится так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочетался с обучением и воспитанием.

Исходя из этого, я выделила три группы методов:

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

К ним отнесутся наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, игры-имитации (в которых мимикой, жестом, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей), разыгрывание всевозможных ситуаций с помощью предметов для ряженья, элементов костюмов сказочных героев, всевозможных масок.

Вторая группа, это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре.

Играя с детьми необходимо стимулировать к самостоятельному и совместному созданию игровой обстановки с учетом темы и воображаемой ситуации, вовлечение в изготовление игрушек (самоделок) и предметов-заместителей до игры или по ее ходу. Это способствует стремлению детей объединить в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события. Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложение для построения игрового сюжета. До начала игры необходимо побуждать детей называть свою роль, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действия + движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием).

Приглашение взрослого в игру- знак великого доверия ребенка. Я непосредственно включаюсь в игру и принимаю на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации роли. Способствую самостоятельному выбору, или оказываю небольшую помощь, в согласовании общего игрового замысла, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию).

Третья группа методов - это использование или продуктивной деятельности.

Вместе со мной дети 2-ой младшей группы строят из разных деталей игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы», «поезда», «корабли» и отправляются в общее «путешествие».  Используя кубики, конструктор, создают простые постройки, дают им название - это «башни», это «гараж», используют постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме»). Дети осваивают использование простейших построек в игровом сюжете, развивают сюжет при помощи постройки («Построим детский сад», «Улицы нашего города»).

Как организовать сюжетно-ролевую игру.

Для организации любой игровой деятельности, прежде всего необходима предварительная работа с детьми.

Нужно научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения.

Необходимо развивать у детей умения: придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий «лечить, готовить обед, накрывать на стол».

Поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей игры.

Для начала работы с детьми, я определила сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Больница», «День рождения куклы», «Дочки-матери».

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в трех направлениях:

  1. Работа с родителями;
  2. Создание необходимой игровой среды;
  3. Непосредственное руководство играми детей;

Работа с родителями:

Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». В разговоре с родителями посоветовала, чтобы при покупке игрушки, они учитывали возраст детей, предназначение игрушки. Также советовала при посещении магазина, парикмахерской, детской поликлиники обращать внимание детей на положительные, добрые взаимоотношения людей этих профессий, результат их труда. Была оформлена консультация для родителей «Играйте вместе детьми». Родители детей нашей группы правильно восприняли все рекомендации, что очень помогло мне в работе.

Создание необходимой игровой среды:

При оборудовании игровой среды учитывала возрастные особенности детей. Все предметы расположила на уровне росте и в детской доступности. Игровую среду распредели по тематическим зонам. Красивые и нарядные куклы, мебель, разнообразная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Важно было, чтобы дет научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия.

Непосредственное руководство играми детей:

Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «укладываю спать, пою колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями.  Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словестно направляла дальнейший ход событий. Накопленный опыт помогал малышам активней участвовать в игре.

Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросал куклу на пол, обращала внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы ее приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагировали на эти слова. Для того чтобы игра, развивалась, необходимо было дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы»                         и т. д.

Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Во второй младшей группе большинство детей воспроизводит только предметные действия, многие из них просто манипулируют с игрушками. Моя задача направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я провожу наблюдения с детьми за работой няни, повара, прачки, врача, на прогулке, обращаю внимание на трудовые действия, дворника. Во время приема пищи рассказываю детям, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомлю детей с названиями блюд и из чего их готовят.  Впоследствии играя, дети не просто ставят кастрюлю на плиту, а «варят» суп. Для закрепления знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях я рассматриваю с детьми картины «В больнице» и другие. Также сюжеты игр развиваются как через самостоятельные, так и через дидактические игры во время занятий. Содержание каждой из них дает конкретные примеры положительного отношения друг к другу, а также к игрушкам и предметам. Была проведена дидактическая игра «В магазине», в процессе которой дети давали характеристику игрушкам, учились вежливо разговаривать с продавцом. У ребят появились новые знания, опыт, которые они успешно применяли. Такие игры, как «Уложи куклу спать», «День рождения куклы Тани», «К нам гости пришли», способствовали также развитию речи.

При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. Некоторые дети играли в одиночку и довольно разобщенно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. Большинство детей научились играть небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Но все еще есть дети обособленные и замкнутые, поэтому работа по сплочению продолжается.

Подготовка сюжетной или сюжетно-ролевой игры на примере игры в «Больница».

  1. Беседы о профессиях врача и медсестры, их труде с использованием иллюстраций, рассматривание картин.
  2. Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас», К.И. Чуковский «Айболит».

Знакомя детей с книгой К. Чуковского «Айболит», обратила внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате. Затем рассматривали иллюстрации, изображающие то, как Айболит лечит зверей (ставит градусник, дает лекарство).

Дальше побеседовала с детьми о том, кто из них был в поликлинике и что там делал. Объяснила, что врач и медсестра заботятся о здоровье, делают прививки, чтобы никто не болел.

Потом перешла к игре. Сказала детям: «Я буду врачом. Приходите ко мне лечить своих кукол-дочек». Заранее в определенном месте приготовила уголок для больницы. Роль врача для первого раза взяла на себя, чтобы формировать деятельность детей, которые учились играть, разговаривая между собой.

Пример:

Врач (Воспитатель). Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

Пациент (Ребенок). Здравствуйте, дочка моя заболела.

Врач. Давайте послушаем вашу дочку. Дыши глубже. Хорошо. Теперь повернись спиной. Дыши.

(Дети внимательно наблюдали за действиями врача, слушали, как разговаривает врач с больными.)

Врач. Ваша дочка простудилась, я выпишу ей лекарства. Она скоро поправиться. До свидания.

Ребенок. До свидания.

Все дети приходили на прием со своими любимыми игрушками и зверятами, даже те, которые раньше не принимали участие.

В дальнейшем в игру вводила новые атрибуты, например, шприцы. Заинтересовавшись, дети активнее включались в игру. А когда они больше узнали о профессии врача, провела игру в больницу, роль врача поручила более активным детям. Чтобы поддерживать интерес к игре, затем усложняю ее содержание, ввожу роль-медсестры.

Можно организовать сразу две игры: дочки-матери и больница или детский сад и больница.

Сейчас в нашей группе дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Ребята с большим удовольствием принимают меня в игру. Моя роль- это роль скрытого организатора сюжетной игры. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидерами и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, на них дети учатся улаживать самостоятельно, договариваясь друг с другом.

Несмотря на небольшие достижения, я понимаю, что необходимо продолжить создавать предметную-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. Среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Ведь игра- подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, она ориентирует детей на соблюдение определенных правил взрослой жизни, воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий мир. Поэтому и столь актуальна для нас педагогов и родителей.

Активно используя в работе элементы интегрированного обучения в игровой деятельности, я убедилась, что у детей постепенно обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Сюжетно-ролевые игры помогают формировать черты характера, логику, преодолевать застенчивость, замкнутость, робость, а гиперактивные дети, требующие особого подхода, также учатся управлять своими действиями, поведением в игре, учатся отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

"Организация сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста"

Данный материал представлен в виде памятки для педагогов детского сада....

ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В ней рассказано о сюжетно-ролевых играх современных дошкольников, о влияние ее на воспитание детей. В статье разработана модель повышения интереса ...

«Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста.»

В презентаци подобран материал по некоторым видам сюжетно-ролевых игр, где указываются предметы и материалы для организации игр детей....

Организация сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста

Организация сюжетно-ролевой игрой детейсреднего дошкольного возраста...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Организация сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (методические рекомендации)

Игра - традиционный, признанный метод воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, и потому в игре дети охотно и с удовольствием делают то, что еще не у...