Развитие творческого потенциала личности ребенка через театральную деятельность в современных условиях ДОУ
статья (старшая группа)

В данной статье автор рассказывает о театральной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.  Он отмечает успешность данного вида деятельности на развитие личности ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УЛОВИЯХ ДОУ

                                                                  Никулина Татьяна Леонидовна,

                                                       Воспитатель МАДОУ ДС№73 «Мишутка»

                                                       г. Старый Оскол

Ведущей деятельностью в детском саду является игра. Дети охотно играют, их не надо заставлять этого делать. Так играя с ребенком,  мы общаемся с ним на его территории. У каждого ребенка в детском возрасте появляется и свой театр. Детский театр возникает из оживления предмета. Каждый ребенок стремиться к актерству.  Театрализованные представления в жизни ребенка важны, они заставляют его сопереживать персонажам, приобщая его тем самым к духовным ценностям. Более того театрализованная деятельность в ДОУ, способна раскрыть творческий  потенциал ребенка.

Самым распространенным видом детского творчества, является драматизация сказки.   Она и близка и понятна для детей дошкольного возраста. Это легко объяснить двумя моментами, так как  драма,  основанная на действии самого ребенка, наиболее близко и действенно связывает художественное творчество с личным переживанием. Следующей причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма непосредственно связана и с игрой, и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом  и есть ценность детской театральной постановки. Для дошкольников сама театральная постановка становится материалом для самых различных  видов творчества. В ДОУ театрализованная деятельность способствует развитию творческого потенциала дошкольника. Через эту деятельность дети учатся понимать окружающий мир, умение создавать свой художественный образ персонажа, у них является творческое воображение. Театральное искусство - понятно детям,  так как в основании его лежит игровая деятельность. Ведь театрализованная деятельность – один из самых ярких и эмоциональных способов, который формирует у детей  художественный вкус. Театральная деятельность направлена на развитие творческой личности, дает возможность детям раскрепоститься, способствует развитию психических процессов, помогает пробрести чувство уверенности, радости и успеха. Она дает возможность сочетать  несколько видов искусства - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры.  Театральное творчество удивительным образом воздействует на эмоциональный мир ребенка.

 Огромная роль в развитии театральной деятельности принадлежит и  воспитателю. Так как воспитатель не только выразительно рассказывает сказки, но и готов к любым превращениям,  то есть умело владеет основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Он является активным участником игры. В результате дети уже к концу учебного года умело владеют необходимыми навыками театральной деятельности. Они эмоционально относятся к  своим героям. Лишь благодаря тесному взаимодействию воспитателя и ребенка можно достичь определенных целей: создать атмосферу для развития творческой личности.

В детском саду мы используем разнообразные кукольные театры, такие как  бибабо, теневой театр, пальчиковый, настольные и другие игрушки для инсценирования  различных стихотворений и знакомых сказок. Кукольный театр  оказывает весьма значительную роль в развитии творческих способностей дошкольников. Он не только воспитывает детей, он их развлекает, учит фантазировать, заставляет сопереживать происходящему, вызывает позитивные эмоции.  Дети знакомятся с театральной куклой уже с  2 –х летнего возраста.  Дети  любят сказки - «Курочка - ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок»,  «Лиса и петух», «Репка» и другие.  Вовлекая дошкольников в театральную деятельность,  мы обговариваем с ними увиденное.  Детям младшего дошкольного возраста еще тяжело выучить текст роли, поэтому они роли персонажей показывают жестами, а дети старшего возраста легко  с текстами ролей. В группе среднего возраста мы продолжаем учить детей объединять в ролях и движения и слова, развивать чувства партнера Важно не то,  что ребенок самостоятельно инсценирует знакомую ему сказку, но и то что он  получает положительные эмоции от этого.  Дети  сочувствует героям сказки, у них  развивается чувствительность, формируется представление о  плохих и хороших людских поступках.

Привлекаем ребят к созданию декораций к знакомым сказкам. Приобщаем к играм и малоактивных детей. С детьми старшего дошкольного возраста организовываем специальные экскурсии, прогулки, наблюдение за окружающим миром. Во время которых дети в обращают внимание на  поведением животных, слушают пение птиц, обращая внимания на поведения людей, отмечая особенности жестов, мимики и интонации.  Для развития творческих представлений мы предлагаем детям разные задания например: «представьте море, песок, на пляже солнце,мы зы лежим и загораем. Быстро встали подбежали к морю сейчас будем нырять»,        Предлагаем и задания другого характера «пройди как Лиса Патрикиевна», «Зайди как Снежная Королева». В своей работе используем мимические этюды . Все эти задания включают детей в творческую игру. Театральная деятельность развивает у детей не только психические функции личности ребенка,  но и   художественные навыки творческой личности,  способствуя дошкольникам адаптироваться в социальном мире,  помогая  детям  понять правила поведения взрослых. Очень важным и своевременным решением  было организовать  «Комнату сказок», «Музыкальная гостиная».  В «Комнате сказок» дети проводят занятия по театральной деятельности.  и могут найти здесь разные виды театров:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная)

- стендовый театр (фланелеграф, теневой);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежки теней);

- куклы Марионетки;

-театр «рукавичек»

- театр живой игрушки  – ростовые куклы.,

 Все атрибуты театрального уголка отвечают нормам безопасности для жизни и здоровья детей. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность в дошкольной группе.

  В работе по театрализованной деятельности важно участие родителей воспитанников, задача которых заключается  в содействии  творческому развитию детей. Такая форма работы способствует повышению интереса родителей к проблемам детского сада, Конечно же,  не все родители имеют творческие способности к театральной деятельности, но они охотно принимают участие в  детских спектаклях. Мы с огромным удовольствием предоставляем им такую возможность. Родители помогают нам  организовывать спектакли  следующим образом:

- пошив театральных костюмов;

- изготовление декораций;

- изготовление атрибутов;

Так совместными усилиями был поставлен спектакль «Муха - цокотуха»,  «Рукавичка» и другие, Эти совместные мероприятия способствовали сближению между родителями, педагогами и детьми,  в результате чего сложились доверительные отношения.

 Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому мы их используем  в самых разнообразных формах

работы с детьми.
Литература:

1. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В этой презентации рассказывается о раскрытии и развитии творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ

Данная статья о развитии творческого потенциала личности ребенка,  через занятие театральной деятельностьб....

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.   Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...