Главные вкладки

    Конференция "Ключевые составляющие аутизма у дошкольников"
    консультация

    Мальцева Алла Михайловна

    Аутизм (от греческого – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konferentsiya.doc30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                        Ключевые составляющие аутизма у дошкольников.

    В последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у дошкольников. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является ранний детский аутизм. Аутизм (от греческого – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА).

    Ранний детский аутизм входит в структуру шизофренического дефекта психики и занимает особое место, т.к. отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, так и психологической структуры нарушений. Известно, что происхождение аутизма может быть различным :легкой степени, он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронической психической травмы (аутистическое развитие личности), еще может выступать как грубая аномалия психического развития ( ранний детский аутизм).

     Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6 случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек. Существует множество научных изданий, в которых исследуются личностные особенности, в том числе и коммуникативные, однако, останется нераскрытым вопрос создания методики, которая могла бы изучать коммуникативные способности быстро и максимально надежно. Выделены ряд особенностей у аутистов : трудности со зрительным контактом; стереотипные слова и движения; сопротивление изменениям.

    Каннер и Аспергер выделили три основных признака, по которым описанное ими нарушение отличается от шизофрении: положительная динамика отсутствие галлюцинаций, а также то, что эти дети были больны с первых лет жизни. К тому же они считали, что сходные черты были и у многих родителей таких детей – избегание социальной жизни или неприспособленность к ней, навязчивое стремление к привычному ходу вещей, а также наличие необычных интересов, исключающих все другое.

    В качестве ключевых составляющих аутизма выделяют два признака: крайнее отчуждение; навязчивое стремление к сохранению однообразности обстановки. Наличие большого резерва здоровых, незатронутых задатков, неравномерное ( с точки зрения глубины) распространение дефективности на разные стороны психической  деятельности открывают большие возможности для социальной адаптации и реабилитации и дальнейшего развития при определенных благоприятных условиях,  при активном использовании возможностей социальной защиты и образования при поддержке взрослых.

    Л.С, Выготский сформулировал понятие первичных и вторичных дефектов как основы для построения системы коррекционно- воспитательной  работы с ребенком в игровой, учебной и других видах деятельности (первичные – связаны с материальной основой умственной отсталости, вторичные – продукт особого положения, которое занимает умственно отсталый ребенок в социальной среде вследствие патологического развития) Такое понимание сущности и методов коррекционной работы очень близко к современному пониманию социальной реабилитации.

    Психопатологические особенности детей с РДА при шизофрении связанны не с отсутствием потребности в контактах, а с болезненными переживаниями ребенка, которые проявляются в патологических фантазиях, в рудиментарных бредовых образованиях. В связи с этим поведение детей процессуальным синдромом отличается выраженной причудливостью, вычурностью, диссоциированностью. Важнейшей особенностью РДА Каннера является особый асинхронный тип задержки развития. Это проявлялось в нарушении иерархии психического, речевого, моторного, эмоционального созревания ребенка с РДА. Автор отмечает вариантность аутистических синдромов от легких до тяжелых, что наблюдалось как при синдроме Каннера, так и при аутизме процессуального шизофренического происхождения.  Ассинхрония в развитии является важным отличительным признаком каннеровского синдрома, в отличие от других видов нарушенного развития с симптомами аутизма иного происхождения.

    У детей с РДА при общении отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех; отмечаются нарушение сна и с трудом формируются навыки опрятности. Недостаточная реакция на мать может сменяться полной зависимостью от нее. Поведение аутичного ребенка противоречиво: с одной стороны, у него присутствуют неадекватные страхи ( боязнь определенных предметов),  а с другой стороны практически полное отсутствие чувства реальной опасности ( он может выбегать на проезжую часть, уходить далеко от дома...)

    Социальному воздействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм- стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям окружающих его людей. Часто родители, не понимая истинное  состояние ребенка, расценивают описанное выше поведение, как упрямство и силой пытаются заставить ребенка подчиниться их воле. Такое поведение не приводит к положительным результатам, а может только ухудшить состояние малыша.

                                                         Литература

    1. Агафонова Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма ( характеристика по результатам диагностического и динамического обследования)/ Е.Л. Агафонова, О.О. Григорян// Коррекционная педагогика. – 2006.-№1- С.12-30

    2.  Баенская Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста, Е. Р. Баенская // Дефектология.- 1999.- №1. – С. 47-54.

    3  Иванов Е.С. Психолого-медико–педагогическая коррекция детей с расстройствами аутического спектра \Е.С. Иванов, Л.Н.Демьянчук, Р.В. Демьянчук// Управление школой : прилож: к газете «Первое сентября». -2003.- Апр.(№15).- С. 7-10.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».

    «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»....

    «Школа мяча» как одна составляющая занимательной деятельности дошкольников в физическом воспитании

    Программа "Школа мяча" разработана по программе "Детство" для детей 5-7 летОсновная цель кружка «Школа мяча»: совершенствовать физкультурно – оздоровительную работу с детьми из группы риска по заболев...

    Консультация для родителей «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника"

    Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника"...

    Педсовет- "Двыгательная активность дошкольников, как важная составляющая музыкальной деятельности дошкольника"

    Сообщение на педагогическом совете "Двыгательная активность дошкольников, как важная составляющая музыкальной деятельности дошкольника"...

    Конференция "Ключевые составляющие аутизма у дошкольников"

    Аутизм (от греческого – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симп...