Поддержка детской инициативы дошкольника в процессе детского экспериментирования
методическая разработка

ФГОС указывают основные принципы дошкольного образования, в числе которых - обогащение детского развития, формирование познавательных интересов, поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности. Существенную роль в реализации этих принципов играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Детская инициатива и самостоятельность проявляются в соответствии с собственными интересами ребёнка и являются важнейшим источником его эмоционального благополучия  в детском саду. Отличительной особенностью инициативы является наличие интереса. Чаще всего её проявление можно заметить в игре. Инициатива же в экспериментально-исследовательской деятельности обладает более сложной структурой. Она является следствием потребности ребёнка в новых впечатлениях, открытиях. При этом на каждом возрастном этапе детская инициатива имеет свои формы и требует особых условий для формирования. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя. Затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметно-пространственную среду группы. Инициатива детей в этом случае становится более заметной,  дети могут самостоятельно воспроизводить безопасные  для своего здоровья наблюдения, исследования, эксперименты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл initsiativa_i_eksperimentirovanie.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы дошкольника в процессе детского экспериментирования

        Происходящая в стране модернизация  образования выдвигает всё новые требования, что влечёт за собой необходимость внесения изменений в структуру и содержание педагогического процесса в детском саду. ФГОС указывают основные принципы дошкольного образования, в числе которых - обогащение детского развития, формирование познавательных интересов, поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности. Существенную роль в реализации этих принципов играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Детская инициатива и самостоятельность проявляются в соответствии с собственными интересами ребёнка и являются важнейшим источником его эмоционального благополучия  в детском саду. Отличительной особенностью инициативы является наличие интереса. Чаще всего её проявление можно заметить в игре. Инициатива же в экспериментально-исследовательской деятельности обладает более сложной структурой. Она является следствием потребности ребёнка в новых впечатлениях, открытиях. При этом на каждом возрастном этапе детская инициатива имеет свои формы и требует особых условий для формирования. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя. Затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметно-пространственную среду группы. Инициатива детей в этом случае становится более заметной,  дети могут самостоятельно воспроизводить безопасные  для своего здоровья наблюдения, исследования, эксперименты.  

Без поддержки, без правильного применения методов и форм работы по экспериментально-исследовательской деятельности не будет проявления инициативы и самостоятельности.

 С помощью экспериментирования  у дошкольников  формируется познавательнаяактивность, инициативность, самостоятельность и ответственность посредством экспериментов, наблюдений, исследований.

- расширяются представления дошкольников о свойствах различных предметов и веществ, о явлениях окружающего мира;

- дети учится самостоятельно ставить проблему, находить решение, обобщать результат ;

- развивается воображение, творческая активность.

 В группах обязательно должны быть уголки экспериментирования с необходимыми и безопасными материалами для самостоятельной деятельности детей. Поэтому  работу по организации  экспериментально-исследовательской деятельности нужно  начинать с подбора соответствующей  литературы  и проработки плана размещения различных уголков. В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики, пластиковые бутылки, контейнеры. Совместно с детьми нужно разработать «Правила поведения в лаборатории», которые дети с удовольствием выполняют, что позволяет им самостоятельно проводить эксперименты и при этом  оставаться в безопасности. Всё это даёт возможность не только выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности, но и позволяет воспитывать навыки самостоятельности, ответственности.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями нужно строить на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Способы поддержки детской инициативы в группе раннего возраста

Для поддержки детской инициативы в экспериментировании необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  • отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
  • не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

Способы поддержки детской инициативы в младшей группе

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
  • рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  • помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям;

Способы поддержки детской инициативы в средней группе

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
  • не допускать диктата, навязывания в выборе детьми вида деятельности; обязательно участвовать в деятельности детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день;
  • читать и рассказывать детям по их просьбе.

Способы поддержки детской инициативы в старшей группе

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат;
  • поощрять желание создавать, осуществлять что-либо по собственному замыслу;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации самостоятельной деятельности;

Способы поддержки детской инициативы в подготовительной группе

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность;
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем при организации самостоятельной деятельности;

По результатам проводимой значительно возрастёт количество детей, проявляющих активный познавательный интерес, инициативу и творчество в решении творческих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Познавательная и творческая активность дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Программа раскрывает организацию и содержание работы по развитию  познавательной и творческой активности детей 4-7 лет через экспериментальную деятельность. Данная программа предназначена д...

«МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Доклад методического объединения на тему:  «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» Выступление н...

Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Ознакомление дошкольников с явлениями природы  занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает сво...

Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".

Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Актуальность и перспективность  собственного инновационного педагогического опыта....

«Способы и направления поддержки детской инициативы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

ВВЕДЕНИЕПри организации работы по поддержке детской инициативы программа придерживается следующих принципов:Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деят...

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в детском саду. статья

Данные рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей предназначены для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Они содержат основные понятия, этапы развития и показатели са...