«МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
презентация занятия для интерактивной доски (старшая группа) по теме

Лисовская Елена Васильевна

Доклад методического объединения на тему:  «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» Выступление на методическом объединении для ДОУ по обмену опытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Слайд №2.

       

« Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,                                                                                                                                                                                                                                           приобретают способность сами ставить вопросы                                                                              и получать на них ответы, оказываясь                                                                                                                                                         на более высоком умственном и нравственном                                                                                  уровне в сравнении с теми, кто такой школы                                                                                           не прошёл»

К.Е.Тимирязев

Слайд №2. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и  наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

СЛАЙД №3

 СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд №4.         В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:

  1. вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);
  2. схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  3. вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  4. метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  5. метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.     

В деятельности наших педагогов традиционно присутствует деятельность  по ознакомлению с окружающим.

  1. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
  2. Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.

Важно выстроить взаимодействие с детьми  так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей.  Дети  получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Такое  направление как  метод проектов  охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Слайд №5.Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе- в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.

Слайд №6.   Важно, чтобы ребёнок всё увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Ребёнок познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия.

Слайд №7. Для реализации всего объема работы  была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах общими усилиями педагогов оборудована и постоянно оснащается детская  лаборатория, где представлены  различные материалы для исследования, так же на третьем этаже сада расположен Зимний сад:

  1. Слайд № 8.9.10.11.12..приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  2. природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  3. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  4. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

  1. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

  1. технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  2. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

·                         

Весь материал мастерской вариативен, динамичен, открывает широкий простор для детского экспериментирования, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения дошкольных учреждений, предельно дёшев и доступен. При выборе «бросового» материала следует отдавать предпочтение материалам, употребляющемся для упаковки пищевых продуктов, как гарантирующих их безвредность для здоровья детей.

Слайд №13.  С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека). На непосредственной образовательной деятельности  дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

Слайд №14.  Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Слайд №15 Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Эксперименты проходят динамично, включая игры, физкультминутки, моменты релаксации, пальчиковой и артикуляционной гимнастик.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы  активно используем - опыты. Их проводим как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.  Это подтверждают многочисленные примеры.

Слайд №16.Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели  ряд опытов:

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

- у нас есть вдох и выдох.

- сколько весит воздух?

- можно ли поймать воздух?

- бывает ли воздуху холодно?

- вдунь шарик в бутылку.        

- может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Слайд № 17.18.19.20.Продолжая  знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

- песчаный конус (течения песка)

- свойства насеянного песка.

- свойство мокрого песка.

- песочные часы.

- своды и тоннели.

Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Слайд № 21.22. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

“Тонет, не тонет”. 

“Чудесные спички”. 

“Капля шар”. 

“ Можно ли склеить бумагу водой»

Слайд № 24. Так же проводятся опыты с  магнитами

. Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением.

Исследовательская деятельность проходит через интеграцию с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

        Слайд № 25. Педагог должен стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

        О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

  1. Критика- враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  3. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  5. Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  6. Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Слайд № 26. На первом этапе педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний, дошкольники, становятся более самостоятельны в поиске решения.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог, лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Слайд № 27. 28. Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

Слайд № 29. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Слайд № 30.31.32. Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников:

  1. Одной из форм работы с родителями является анкетирование.

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно -  заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских  умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность.

  1. Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
  2. Оформление наглядной информации в родительском уголке

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

В группе должна вестись  работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

  1. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»        
  2.     Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников

  1. Оформление папки «Мои открытия». Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.
  2. Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют  изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.
  3. Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).
  4. Слайд № 33 .И другое…

Подводя итог хочется отметить: детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Слайд № 34. И хочется закончить своё выступление китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Ознакомление дошкольников с явлениями природы  занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает сво...

Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".

Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Дошкольники-пытливые исследователи окружающего мира.Роль взрослого создать условия для самостоятельного нахождения детьми ответов на многочисленные ответы дошкольников.В рассматриваемой статье рассказ...

Опыт работы "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основа...

Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много  интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...