Опыт работы "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Стукачева Любовь Владимировна

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_stukachevoy_l.v._2016_god.docx69.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 40

общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей

Обобщенный педагогический опыт педагога

Стукачевой Любови Владимировны

Тема опыта:

«Развитие исследовательской активности дошкольников

в процессе детского экспериментирования»

Киржач 2016г.

Содержание

Сведения об авторе ………………………………………………………… 3

Условия возникновения опыта ……………………………………………. 4

Теоретическая база опыта  ………………………………………………… 6

Актуальность и перспективность опыта  …………………………….…… 8

Новизна опыта ……………………………………………………..……….. 9

Технология опыта ………………………………………………..…….….. 10

Результативность опыта …………………………………………….….…. 15

Адресная направленность опыта  ………………….………………….…. 19

Использованная литература и информационные ресурсы …….….…… 20

Сведения об авторе:

1. ФИО: Стукачева Любовь Владимировна

2. Образование: высшее

3. Московский государственный областной гуманитарный  институт,             г. Орехово-Зуево, 2015г.

4. Учитель биологии

5. МБДОУ № 40

6. Воспитатель

7. Педагогический стаж – 11лет .

8. Стаж работы в занимаемой должности - 11 лет

9. Высшая квалификационная категория

Условия возникновения.

Перед ДОУ и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы ребенок вырос  не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Из чего должен исходить взрослый? Что для него важно? В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

 Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Теоретическая база опыта.

Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

 Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Проблемой исследовательской деятельности занимался и М. В. Кларин. Изучая инновационные модели обучения за рубежом, он пришел к выводу, что распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного педагогом.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины, по их мнению, встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

 

Актуальность и перспективность опыта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Новизна.

Новизной моего опыта является грамотная систематизация и распределение экспериментальной деятельности в рамках планирования в соответствии с ФГОС, что дает положительные результаты и способствует целостному восприятию картины мира у дошкольников. (Приложение №2) Детское экспериментирование – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность  быть самим собой.

 

Технология опыта.

        "Человек стал человеком только тогда, когда  увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей".

                 /В.А.Сухомлинский/

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Технологию экспериментальной деятельности я разработала по месяцам: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.

Для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе общими усилиями оборудована и постоянно оснащается детская  лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др. (Приложение №1)

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

- наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты. Опытническую деятельность провожу:

  • в непосредственной образовательной деятельности,
  •  в совместной деятельности,
  • в свободной самостоятельной.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на НОД, требует продолжение в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современном условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, светом, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели  ряд опытов:

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

- у нас есть вдох и выдох.

- сколько весит воздух?

- можно ли поймать воздух?

- бывает ли воздуху холодно?

- вдунь шарик в бутылку.        

- может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжая  знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

- песчаный конус (течения песка)

- свойства насеянного песка.

- свойство мокрого песка.

- песочные часы.

- своды и тоннели.

Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даю детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития экспериментальной деятельности  детей.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации. (Приложение №3)

Вместе с родителями подобрала  познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.), стихи, пословицы, загадки  и т.д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны  картины, иллюстрации, познавательные игры.

Результативность.

                Как отметил А.Н. Леонтьев: «Для ребенка на этой ступени психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, поэтому осознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий мир, это ребенок, стремящийся действовать в этом мире».

Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий.

Очевидно, что предполагаемые результаты должны быть четко диагностируемы в соответствии с  поставленными целью и задачами,   решаемыми в процессе совместной деятельности педагога с детьми. По результатам диагностики был построен сводный график -  диаграмма  результатов обследования.

Сводные данные за 2013-2014 учебный год (средний возраст)

Как видно из диаграммы, у большинства дошкольников среднего возраста отмечается высокий уровень познавательных знаний на конец учебного года.

В среднем у 11-ти детей отмечается высокий уровень знаний по данной методике. Эти дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию, выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами; самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнят о цели работы на протяжении всей деятельности; проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач; в диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности; доводят дело до конца; устанавливают разнообразные временные, последовательные, причинные связи; делают вывод.

Сводные данные за 2014-2015 учебный год (старший возраст)

Таким образом, из диаграммы видно у большинства дошкольников старшего возраста отмечается высокий уровень познавательных знаний на конец учебного года. В среднем у 11-ти детей отмечается высокий уровень знаний по данной методике.          

Сравнивая данные диагностических исследований на начало и конец учебного года, прослеживается хорошая динамика в усвоении по всем разделам экспериментальной деятельности. Средние показатели низкого уровня уменьшились с 36% до 0%, а средние показатели высокого уровня –  увеличились с 6% до 55%.  Дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментальной деятельности.

Сводные данные за 2015-2016 учебный год (подготовительный возраст)

Как видно из диаграммы, у большинства дошкольников подготовительного возраста отмечается высокий уровень познавательных знаний на конец учебного года.

В среднем у 13-ти детей отмечается высокий уровень знаний по данной методике. Эти дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментальной деятельности.

Сравнивая данные диагностических исследований на начало и конец учебного года, прослеживается хорошая динамика в усвоении экспериментальной деятельности.

Сравнивая данные диагностических исследований на начало и конец учебного года, прослеживается хорошая динамика в усвоении по всем разделам экспериментальной деятельности. Средние показатели низкого уровня уменьшились с 26,25% до 0%, а средние показатели высокого уровня –  увеличились с 5,625% до 63,75%.  Дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментальной деятельности. (Приложение №4)

Таким образом, очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения знаний детьми сведён к минимуму, различия в высоком, среднем уровнем значительны, знания детей прочные, они способны применять их в экспериментальной деятельности.

Адресная направленность.

        Опыт может быть использован:

  1. Руководителями и воспитателями ДОУ по теме «Детское экспериментирование».
  2. Воспитателями для решения задач по  формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
  3. Родителями, желающими расширить представление детей об экспериментировании.

        

Используемая литература и Интернет ресурсы

  1. Веркса Н.Е  материалы образовательной  программы «От рождения до школы»
  2. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  4. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром – экспериментирование», 2004.
  5. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
  6. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  8. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  9. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
  10. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  11. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  12. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  13. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  14. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001.— № 1.
  15. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. -  № 8.
  16.  http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/15/opyt-raboty-vospitatelya-mbdou-detskiy-sad-no-9-gslavyanska-na-kuban-0 
  17. http://vospitateljam.ru/opyt-raboty-detskoe-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-mladshix-doshkolnikov/
  18. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/rabota-s-pedagogami/news6000.html
  19. http://www.mbdou263.ru/opisanie-pedagogicheskogo-opyta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Доклад методического объединения на тему:  «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» Выступление н...

Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Ознакомление дошкольников с явлениями природы  занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает сво...

Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".

Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Дошкольники-пытливые исследователи окружающего мира.Роль взрослого создать условия для самостоятельного нахождения детьми ответов на многочисленные ответы дошкольников.В рассматриваемой статье рассказ...

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).. Для развития ребенка решающее значение имеет не...

Консультация для воспитателей «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают воз­можности инициативной преобразующей активности ребен­ка. Этот возрастной период важен для развития познаватель­ной потребности ребенка, которая н...