Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры.
консультация

Шумилова Ольга Вячеславовна

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка– будущего гражданина страны.Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

 по  

нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством игры.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка– будущего гражданина страны.

Гармоничное развитие ребенка зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний,  договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам , сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Игру для детей дошкольного возраста нельзя заменить другой деятельностью. Она становится для ребенка смыслом его существования: он общается, развивается физически, укрепляется морально, познает окружающий мир. Если ребенок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, культуре, любви к близким, заботе,  о природе.

Народные  игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, желание быть сильным, ловким,  проявлять смекалку,  находчивость. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры выразительны и доступны для ребенка. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои мысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских отношений между детьми, умение договариваться, трудиться, играть, радовать старших своими поступками.

Сюда же относим воспитание уважительного отношения к окружающим.

Знакомя детей с городом нужно обратить внимание на достопримечательности, посетить музеи, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за него. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к народным традициям.

Народные игры, пословицы, поговорки, сказки формируют любовь к своему народу, к своей стране.  Так же много словесных игр используется при воспитании нравственных чувств.

Особое место в формировании нравственно- патриотических качеств дошкольника занимают дидактические игры. В них развивается сообразительность, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры, самостоятельно решать поставленную задачу.

В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное  и логическое мышление, познавательная активность, воображение. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”.

Большое значение для детей имеют игры, которые они создают сами. В них они создают то, что их окружает. Дети в играх используют роль актеров, режиссеров, декораторов. К своим ролям они готовятся основательно, а играют спонтанно, для себя, приветствуя импровизацию. В играх дети проявляют и самостоятельность, и коллективное творчество. Это проявляется в том, что в игре у детей общие интересы и цель, и к ней они идут, прилагая большие усилия. Качество, сформированное в игре, влияет на поведение ребенка. Те знания, которые ребенок получает с помощью взрослых дома, на прогулках, в детском саду, является хорошим средством нравственно- патриотического и умственного воспитания. Так же много словесных  игр используется при воспитании нравственных чувств. Например игры "Цветок красивых слов" (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово),"Кто больше скажет?" (волшебных слов).Не менее важной формой работы в развитии нравственно- патриотических качеств дошкольника являются досуги, развлечения, праздники и другие мероприятия. Такие как: «Праздник Осень», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Зимние забавы», «Мамин день», «23 февраля – День защитника Отечества», «8 Марта – Международный женский день», «9 Мая» и т.д. Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.Праздник помогает детям выразить свои эмоции, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь и художественный вкус. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. Итак, народные праздники, как совместная деятельность дошкольников, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственно- патриотического поведения. Огромное значение в формировании социально нравственных качеств дошкольников играет использование на занятиях физической культурой  игры – эстафеты. Благодаря им у детей формируются  чувства коллективизма, стремления к победе,  слаженность действий, ответственность, и др.И так, игра для ребенка - это самое серьезное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие личности. Игра- это огромное  окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры

Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых...

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюд...

План самообразования "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры".

           Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно рас...

План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры».Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопроса...

Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...