Работа по ознакомлению с окружающим и развитию речи вне занятий
статья (младшая группа)

Дружинина Наталья Леонидовна

Работа по ознакомлению с окружающим и развитию речи вне занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по ознакомлению с окружающим и развитию речи вне занятий.

Важным условием для развития речи детей вне занятий является доброжелательная атмосфера в группе. Это стимулирует потребность ребенка что-то спросить, объяснить, рассказать. Всем детям, особенно застенчивым, приятно внимание педагога. Важно в течении дня неоднократно поговорить с каждым ребенком, выслушать его, похвалить. Тему для разговора следует выбирать с учетом интересов малыша, например, о его любимой игрушке, о новой книжке, о поездке к бабушке и тд. Воспитателю не следует дожидаться, когда ребенок подойдет с вопросом, просьбой или предложением, он должен сам вызвать его на разговор.

Наводя порядок в групповой комнате перед выходом на прогулку, педагог привлекает к этому воспитанников и обращается к 2-3 детям с вопросом, что они делают («Убираю кубики», «Медвежонка спать укладываю»). Можно использовать игровые приемы, например, сказать, что такие игрушки заблудились, и попросить малышей вернуть их домой.

С помощью разнообразных дидактических и настольно-печатных игр, которые проводятся во вне учебное время, дети лучше запоминают названия предметов и их частей. Для этого можно порекомендовать такие игры, как «Большой-маленький», (кошка-котенок), «Разрезные кубики», «Есть ли у тебя такой предмет?», «Чудесный мешочек», «Нам прислали подарки», «Магазин» и тд. Также следует проводить наблюдения за работой помощника воспитателя (няни), медсестры, повара. В процессе сюжетно-ролевых игр воспитатель уточняет и закрепляет полученные детьми знания.

В предпраздничные дни детям показать, как украшен детский сад, группа, объяснить, почему все во круг такое нарядное. Можно также привлекать детей к украшению группы. Они подают игрушки, украшения, при этом педагог проговаривает: «Олин шарик мы тоже повесим сюда» и тп. При этом следует проговорить стихи, которые готовятся к праздникам с детьми.

Во время прогулок воспитатель рассказывает, что на улице, где расположено ДОУ, много домов, детский сад большой (не большой), вокруг деревья, кустарники.

Регулярно организовывать наблюдения за транспортом. Однако не следует перегружать внимание малыша многочисленными подробностями – выделять главное. Если позволяет местные условия, можно понаблюдать сменяемость сигналов светофора на перекрестке, подчеркнуть, что люди ходят по тротуарам, а там, где движутся автомобили, ходить нельзя. Наблюдения такого типа следует проводить неоднократно. Можно провести дидактическую игру на прогулке «Кто на чем поедет в гости».

Разговаривая с детьми, педагог упражняет их в употреблении существительных во множественном числе в винительном и родительском падежах (много опавших листьев, на елке много иголок, на участке много берез и одна большая липа и тп.), в согласовании слов в предложении (в машину насыпал песок, песок высыпал около башенки). Целесообразны дидактические игры, упражнения.

Уже в младшем возрасте необходимо воспитывать у детей бережное отношение к книге: приучать рассматривать книги только за столом, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы, после рассматривания убирать на место.

С ребенком или с небольшой подгруппой следует рассматривать в уголке книги иллюстрации к знакомому дошкольниками произведению, побуждать их к высказываниям. При этом воспитатель должен напомнить соответствующий эпизод из текста, прочитать отрывок из стихотворения и тп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: Домашние животные. Кошка и котята.

Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят.  Дать знания о домашних животных.Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей 5- 6 лет "Путешествие в зимний лес".

Программное содержание:-уточнить и углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,-познакомить детей с ежом,-формировать чувство причастности к окружающему миру,-закрепить названия детенышей...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные:  продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………………………...1.1.            Актуальность проблемы развития речи и ознакомления с окружающим у детей ра...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………………………...1.1.            Актуальность проблемы развития речи и ознакомления с окружающим у детей ра...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребёнка осуществляется в его повседневном ...