Технологические карты формирования навыков самообслуживния
методическая разработка (младшая группа)

Навык самообслуживания понимается, как трудовое действие, доведенное до автоматизма, которое направлено на обслуживание самого себя. Навыки самообслуживания, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте можно дифференцировать на следующие виды: приема пищи, умывания, пользование индивидуальными предметами, одевание. Учитывая, что развитие навыков имеет длительный и усложняющийся характер, методиках формирования также изменяется с возрастом.Исходя из вышесказанного, педагог должен ориентироваться в особенностях технологии педагогической поддержки формирования навык ов самообслуживания на каждом возрастном этапе. Главное правило, всё, что может ребенок делать сам, он должен делать сам! На наш взгляд, ощутимую помощь педагогу могут оказать технологические карты. Основываясь на определении Википедии, под технологической картой мы понимаем методический документ, содержащий необходимые сведения для педагогического работника, выполняющего процесс педагогического сопровождения формирования конкретного вида навыка самообслуживания в определенный возрастной период. Учитывая структуру образовательного процесса, утвержденного в Основной образовательной программе дошкольного образования учреждения в структуру такой технологической карты должны входить такие элементы, как совместная деятельность педагога с детьми, рекомендации по обогащению развивающей предметно-пространственной среды и по работе с родителями. Рекомендации по работе с родителями мы выделили в отдельную картотеку. Ниже представлены примеры технологических карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh-karta.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        Тангина Ольга Петровна, воспитатель,

                                                                                                                                       Аитова Марина Викторовна, воспитатель,

                                                                                                                                      Бронских Светлана Леонидовна, воспитатель,

МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска

Навык самообслуживания понимается, как трудовое действие, доведенное до автоматизма, которое направлено на обслуживание самого себя. Навыки самообслуживания, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте можно дифференцировать на следующие виды: приема пищи, умывания, пользование индивидуальными предметами, одевание. Учитывая, что развитие навыков имеет длительный и усложняющийся характер, методиках формирования также изменяется с возрастом.

Исходя из вышесказанного, педагог должен ориентироваться в особенностях технологии педагогической поддержки формирования навыков самообслуживания на каждом возрастном этапе. Главное правило, всё, что может ребенок делать сам, он должен делать сам! На наш взгляд, ощутимую помощь педагогу могут оказать технологические карты. Основываясь на определении Википедии, под технологической картой мы понимаем методический документ, содержащий необходимые сведения для педагогического работника, выполняющего процесс педагогического сопровождения формирования конкретного вида навыка самообслуживания в определенный возрастной период. Учитывая структуру образовательного процесса, утвержденного в Основной образовательной программе дошкольного образования учреждения в структуру такой технологической карты должны входить такие элементы, как совместная деятельность педагога с детьми, рекомендации по обогащению развивающей предметно-пространственной среды и по работе с родителями. Рекомендации по работе с родителями мы выделили в отдельную картотеку. Ниже представлены примеры технологических карт.

Технологическая карта способов реализации задачи развития навыка приёма пищи в раннем возрасте.

Задачи

Приемы

РППС

I. Вовремя еды, учить детей правильно держать ложку.

II. Учить детей есть первое блюдо большой ложкой, а второе блюдо маленькой ложкой.

  1. Показ:

Показываем ребенку, как держать ложку правильно: чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами - большим, указательным и средним. Важно следить, чтобы ребенок держал ложку в «правильной» руке, т. е. если он правша – в правой, а если левша – в левой.

  1. Словесное комментирование выполняемых действий.
  2. Игровой приём, направленный на акцентуацию внимания, чтобы ребенок сложил пальчики правильно:

- говорим ребенку, что мы «держим ложку в клювике» (между большим и указательным пальцем);

- предложить «сложить пальцы пистолетом» и взять ложку;

- предложить взять ложку в «щепотку» - ребенка насмешит это забавное слово.

  1. Упражнение на моторику:

- дать «чудо салфетку». Отрываем кусочек от обычной салфетки и зажимаем мизинцем и безымянным к ладони, и три оставшихся пальца сами собой правильно берут и ложку, и карандаш.

  1. Контроль: просто постоянно вкладывать ложку в ручку правильно.
  2. Собственный пример: «возьми ложку как большой, как взрослый».
  3. Показ инсценировок:«Угостим кукол чаем»,«Почему сердилась мама зайки – догадайтесь» «Угостим ребят и зверят» «Покормим куклу Машу кашей»
  4. Процессуальные игры:«Покормим куклу», «День рождения».
  5. Совместные дидактические игры: «Найди пару (посуда)», «Тарелки и ложки» (по размеру).
  6. Игровые приемы:«Зайка проверит, как Маша правильно возьмет ложку»«Мишка хочет показать Маши, какой ложкой нужно кушать суп» «Миша маленький, и он любит кушать ягоды с компота маленькой ложкой».
  7. Игры на нахождение заместителей: найди ложку для куколки.
  8. Чтение и целенаправленное обсуждение сказки: «Неумейка» Я.Акима,«Три медведя». (Вопросы: из какой посуды ели медведи? Почему у Михайло Потапыча большая чашка?) Дидактическое упражнение раздай ложки медведям.
  9. Совместная пальчиковая игра «Сорока-белобока» с игровым продолжением «Мы черпаем ложкой кашку из огромной чашки»
  10. ОЭД «Какой ложкой быстрее воды вычерпать».
  11. Вопросы к ребенку: «Ты не знаешь случайно, как правильно держать ложку?» «Ты кушаешь, какой ложкой: маленькой или большой?» «У тебя Катя, ложка тяжелая или легкая?».
  12. Поощрение: Молодец Маша, ты держишь ложку правильно в правой ручке.
  13. Похвала перед родителями успехов ребёнка.
  14. Похвала-сравнение предыдущих неуспехов с настоящими успехами ребенка: «Раньше Таня была маленькая и её кормили. А сейчас Таня – большая и умеет ложку держать сама.
  15. Предвосхищающее одобрение: «Я знаю, что Машасейчас возьмет ложку правильно», «Я уверена, что Миша знает, какой ложкой едят суп».
  16. Приговорки.

Кто старается, жует, тот быстрее подрастет.

Умница Сашенька ест ложкой кашу сладенькую. Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Час обеда подошел – сели деточки за стол.

  1. Стихи:

***

Это – ложка,

Это – чашка,

В чашке – гречневая кашка,

Ложка в чашке побывала,

Кашки гречневой не стало!

Как же так?

***

Час обеда

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелка, вот еда.

Не осталось и следа.

***

Ест собачка: ам-ам-ам

Я собачке каши дам

Ест собачка с плошки,

А дочурка с ложки

***

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой

Ждет лошадка у ворот -

Открывай скорее рот (ложка)

Вот девочка Маша.

А вот каша.

Вкусная каша, ешь, Маша.

Ложку - за брата Антошку!

Ложку - за Лушку-подружку!

Ложку - за рыжую кошку,

ложку - за мышку-крошку,

ложку - за пса Тимошку,

ложку - за уточку-хромоножку!

За Машу - последнюю ложку!

Вот и вся каша. Молодец, Маша!

       ***

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ели понемножку

***

Тили-час, тили-час

вот обед у нас сейчас

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

дайте ложечку и мне...

вот и кончился обед.

***

Я дружу немножко

 Со столовой ложкой.

 Только ротик открываю,

 Ложка с кашей заезжает,

 Плюх! Ко мне на язычок,

 Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!

 Все довольны: я, мой ротик

 И мой сытенький животик!

  1. Разрезные картинки на магнитной доске: продукты питания, посуда, потешки

2. Раскраски для детей:

  • «Фрукты»;
  • «Овощи»;
  • «Посуда».

3.Театральный уголок:

- костюм повара;

- фартуки для дежурного.

4. Дидактические игры:    

  • «Овощи»;
  • «Фрукты»;
  • «Поваренок»

5.Наборы кухонной посуды.

6. Пазлы:

  • «Овощи»;
  • «Фрукты»;
  • «Посуда».

Технологическая карта способов реализации задачи развития навыка умывания в раннем возрасте.

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

  1. Показ:
  • как засучивать рукава;
  • как открывать кран;
  • как сначала смочить руки, а затем правильнонамыливать руки мылом;
  • как нужно тереть руки: внутреннюю и тыльную стороны ладоней, между пальчиков;
  • как мыть лицо;
  • как правильно нужно вытирать руки полотенцем;
  • как насухо вытирать лицо.  
  1. Ласковое обозначение сторон ладоней: моем «ладошки и подушечки».
  2. Совместные со взрослым действия руками ребёнка.
  3. Собственный пример: «Вытри лицо и руки полотенцем как Я».
  4.  Словесное комментирование выполняемых действий в соответствии с последовательностью операционных действий умывания: лица, рук.
  5. Предоставление самостоятельности с внешним контролем за действиями ребенка.
  6. Напоминание:«Поднял рукава, смело отрывай кран», «Открыл кран, а теперь мочи ручки» ….
  7. Игровые приемы:
  • «Зайка проверит как Яша моет руки»,
  •  «Покажи Мишке, какие чистые ручки»,
  • «Покажи куколке, как надотереть ладошки тщательно»,
  • «Посмотри, как солнышко заулыбалось чистенькому личику».
  1. Приговорки:
  • «Водичка меня скорей умой и в речку к себе возвращайся домой»;
  • «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»;
  • «Полотенчиком пушистым вытираем ручки очень быстро»;
  • «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки»;
  • «Моем-моем трубочиста чисто-чисто».
  1. Чтение и целенаправленное обсуждение сказки: «Мойдодыр»Корнея Чуковского, «Неумейка» Я. Акима, «Девочка чумазая»Агния Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» Владимира Маяковского.
  2. Показ кукольного театра «Таня-неумелочка собирается к Деду Морозу».
  3. Игровые обучающие ситуации -https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/09/26/igry-napravlennye-na-formirovanie-navykov:
  • «Купание куклы Кати»;
  • «Кукла чумазая»;
  • «Чистоплотные дети»;
  • «Вымой руки»;
  • «Сделаем лодочки»;
  • «Водичка, водичка!»;
  • «Мыльные перчатки»;
  • «Умывалочка».
  1. Процессуальные игры (сюжетно-ролевая игра): «Дочки-матери».
  2. Дидактические игры: «Найди пару (полотенца)», «Хорошо-плохо».
  3. Совместная пальчиковая игра: «Вот водичка капает», «Дождик кап-кап-кап».
  4. ОЭД «Какой формы вода», «Какая вода на вкус?», «Вода – лед – пар».
  5. Вопросы к ребенку: «Ты не знаешь случайно, как правильно намыливать руки?», «А как нужно вытирать руки и лицо полотенцем?».
  6. Наблюдение за водой: «Как снег становится водой».
  7. Поощрение: «Молодец Вика, ты правильно намылила руки», «Молодец – всё сама», «Молодец – хоть во дворец», «Катя-Катя-Катерина-нарисована картина».
  8. Похвала перед родителями успехов ребенка.
  9. Похвала-сравнение предыдущих неуспехов с настоящими успехами ребенка: «Раньше Рома был маленьким и его мыли. А сейчас Рома – большой и умеет самостоятельно умываться и вытираться полотенцем.
  10. Предвосхищающее одобрение: «Я знаю, что София сейчас возьмет и сама намылить ручки», «Я уверена, что Иван знает, как нужно вытереть руки и лицо полотенцем».
  11. Рассматривание сюжетных картинок «Дети умываются».
  12. Рассматривание иллюстрации алгоритма умывания.
  13. Стихи:

***

Перед едой мой руки с мылом!

Мышка плохо лапки мыла

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась –

И на лапках грязь осталась.

***

Матвей, Захар, Артемка

Мойтесь-мойтесь хорошенько

Не жалейте мыла-мыла.

Таня стол уже накрыла.

***

Водичка-водичка

Умой мое личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки розовели        

Чтоб кусался зубок

И смеялся роток.

***

Кран откройся

Нос умойся

Мойтесь сразу оба глаза

Мойтесь уши, мойся шейка

Мойтесь дети хорошенько.

***

Чистенькой водичкой

Умываем личико.

Сухо вытираемся

Кушать собираемся.

***

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Будет мыло пениться,

Грязь куда-то денется.

1.Алгоритм последовательности

умывания.

  1. Разрезные картинки на магнитной доске:

  1. Внесение персонажа: кукла Катя, зайка, Хрюша.
  2. Раскраски для детей:

- «Полотенчики и носовые платочки».

  1. Пазлы

  1. Лото для малышей «Посуда».
  2. Иллюстрации к книгам «Мойдодыр» Корнея Чуковского, «Неумейка» Я. Акима, «Девочка чумазая» Агния Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» Владимира Маяковского.

IУчить детей одевать и снимать одежду при помощи взрослого.

II Учить детей одеваться и раздеваться последовательно

  1. Показ:
  • как снимать, одевать носочки, колготочки, джинсы;
  • какснимать, одевать рубашку, кофточку на застёжках;
  • как снимать, одевать платье;
  • как просовывать пуговки в петельки;
  • как застёгивать туфельки….

 Показываем ребенку, как нужно одевать одежу правильно: посмотреть, чтоб с

 переде была одна полоска, а сзади две полоски.

  1.   Словесное комментирование выполняемых действий.
  2.   Игровой прием, направленный на акцентуацию внимания, чтобы ребенок вещи одевал и снимал правильно:
  • чтоб колготки одеть «нужно их рассмотреть» (спереди одна полоска, а сзади целых две);
  • предложить «собрать в гармошку носочек» и одеть носочек;
  • предложить одеть перчатки «в каждый пальчик в домик» - ребенка насмешит это забавное слова;
  • дать «чудо пуговичку». Застигнуть и расстегнуть на кофточке пуговки, двумя пальчиками правой рукой держась за пуговицу, а левой за петельку застегнуть пуговку;
  • проверить дружбу застёжек.
  1. Упражнение на моторику с бизибордами на шнуровку, с пуговицами, застежками ….
  2. Контроль и своевременная помощь.
  3. Показ кукольных представлений: «Как девочки запутались «в одежде», «Что неправильно сделал Зайка».
  4. Процессуальные игры: «(сюжетно-ролевая игра): «Дочки-матери».
  5. Совместные дидактические игры: «Найди пару (одежда)», «Что сначала, что потом».
  6. Игровые приемы: «Зайка проверит, ка Маша правильно оденется на прогулку», «Мишка хочет показать Маше как правильно одевать перчатки», «Оля маленькая, и она любит одеваться   сама».
  7. Чтение и целенаправленное обсуждение стихотворения: С. Я Маршак «Вот какой рассеянный». (Вопросы: что он одел вместо рубашки, человек рассеянный? а что он натянул вместо сапок на пятки?) Дидактическое упражнение: одень одежу правильно.
  8. Совместная пальчиковая игра «Маша варежку одела» с игровым продолжением «Ой куда я пальчик дела?», «Изучаем мы ботинки», «Танечка, бери иголку», «Рубашка».
  9. Обыгрывание и разучивание потешки «Валенки, валенки».
  10. Маленькие исследования:
  • «У одежды и обуви какие звуки» (куртка шуршит, замок гремит, сапожки стучат);
  • «Какие следы на песке»(разная подошва);
  • «Пушистая, скользкая и гладкая»(ткань);
  • «Ткань сильнее бумаги»(не рвётся);
  • «Ткани толстые и тонкие»;
  • «Если завязать рукава»;
  • «Разные петельки и пуговки».
  1. Вопросы: «Ты не знаешь случайно, как правильно одевать колготки?», «Ты сначала оденешь куртку или кофту?», «У тебя Саша, сапожки на замочке или на липучках?», «Для чего нужна дырочка-петелька».
  2. Поощрение: «Молодец Саша, ты правильно одеваешь шорты», «Молодец – всё сама», «Молодец – хоть во дворец», «Катя-Катя-Катерина-нарисована картина».
  3. Похвала перед родителями успехов ребенка.
  4. Похвала-сравнение предыдущих неуспехов с настоящими успехами ребенка: «Раньше Дима был маленький и его одевали. А сейчас Дима – большой сам умеет одеваться».
  5. Предвосхищающее одобрение: «Я знаю, что Дима сейчас оденет штанишки правильно», «Я уверена, что Дима знает, как нужно одевать сандале».
  6. Приговорки:

«Одеваем ревушку: шапку на головушку», «Рукавички-невелички, прилетели словно птички».

Стихи:

***

Собери носок в гармошку, 

 И надень его на ножку. 

Ты другой носок возьми 

Точно так же натяни. 

А теперь скорей вставай 

 И штанишки надевай. 

         ***

Посмотри, на улице 

Стало холодать. 

Пришло время кофточку 

 Деткам надевать. 

         ***

Мы на пухлые ручонки, 

Надеваем рубашонку. 

Повторяй за мной слова: 

Ручка - раз, и ручка - два! 

 ***

Застегнем застежки, 

На твоей одежке: 

Пуговки и кнопочки,  

Разные заклепочки

         

  1. Алгоритмы последовательности одевания и раздевания:

  1. Разрезные картинки на магнитной доске;

с изображением одежды, потешки.

  1. Раскраски для детей:

- Одежда

- Обувь

  1. Театральный уголок:

- для мальчиков: кепки, жилетки.

- для девочек: косынки, юбочки.

  1. Дидактические игры:

- «Что когда надевать»

- «Одеваемся по сезону»

- «Одень куклу»

  1. Набор одежды:

  1. Пазлы:

- одежда

- обувь

  1. Бизиборды:

  1. Шнуровки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-технологическая карта инновационной работы «Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий"

В технологической карте дается описание  работы  инновационной площадки «Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий».Даны...

Технологические карты формирования представлений дошкольников о труде

Технологические карты формирования представлений дошкольников о труде...

Технологические карты формирования навыков самообслуживния

Навык самообслуживания понимается, как трудовое действие, доведенное до автоматизма, которое направлено на обслуживание самого себя. Навыки самообслуживания, которые необходимо сформировать в дошкольн...

Технологическая карта «Формирование математических представлений»

Итоговое интегрированное занятия во второй группе раннего возраста «Волшебное путешествие».Цель : Создать радостное настроение от занятия: Выявить уровень усвоения детьми прошедшего м...

Технологическая карта занятия по формированию навыков безопасного поведения вблизи дорог через коммуникативно-игровую деятельность "Дорожные помощники"

Технологическая карта образовательного мероприятия "Дорожные помощники" для детей старшего дошкольного возраста...

Технологическая карта формированию элементарных математических представлений. «Путешествие в страну математики»

Тема: «Путешествие в страну математики». Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально - ко...