Технологические карты формирования навыков самообслуживния
методическая разработка
Навык самообслуживания понимается, как трудовое действие, доведенное до автоматизма, которое направлено на обслуживание самого себя. Навыки самообслуживания, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте можно дифференцировать на следующие виды: приема пищи, умывания, пользование индивидуальными предметами, одевание. Учитывая, что развитие навыков имеет длительный и усложняющийся характер, методиках формирования также изменяется с возрастом.Исходя из вышесказанного, педагог должен ориентироваться в особенностях технологии педагогической поддержки формирования навык ов самообслуживания на каждом возрастном этапе. Главное правило, всё, что может ребенок делать сам, он должен делать сам! На наш взгляд, ощутимую помощь педагогу могут оказать технологические карты. Основываясь на определении Википедии, под технологической картой мы понимаем методический документ, содержащий необходимые сведения для педагогического работника, выполняющего процесс педагогического сопровождения формирования конкретного вида навыка самообслуживания в определенный возрастной период. Учитывая структуру образовательного процесса, утвержденного в Основной образовательной программе дошкольного образования учреждения в структуру такой технологической карты должны входить такие элементы, как совместная деятельность педагога с детьми, рекомендации по обогащению развивающей предметно-пространственной среды и по работе с родителями. Рекомендации по работе с родителями мы выделили в отдельную картотеку. Ниже представлены примеры технологических карт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тангина Ольга Петровна, воспитатель,
Аитова Марина Викторовна, воспитатель,
Бронских Светлана Леонидовна, воспитатель,
МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска
Навык самообслуживания понимается, как трудовое действие, доведенное до автоматизма, которое направлено на обслуживание самого себя. Навыки самообслуживания, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте можно дифференцировать на следующие виды: приема пищи, умывания, пользование индивидуальными предметами, одевание. Учитывая, что развитие навыков имеет длительный и усложняющийся характер, методиках формирования также изменяется с возрастом.
Исходя из вышесказанного, педагог должен ориентироваться в особенностях технологии педагогической поддержки формирования навыков самообслуживания на каждом возрастном этапе. Главное правило, всё, что может ребенок делать сам, он должен делать сам! На наш взгляд, ощутимую помощь педагогу могут оказать технологические карты. Основываясь на определении Википедии, под технологической картой мы понимаем методический документ, содержащий необходимые сведения для педагогического работника, выполняющего процесс педагогического сопровождения формирования конкретного вида навыка самообслуживания в определенный возрастной период. Учитывая структуру образовательного процесса, утвержденного в Основной образовательной программе дошкольного образования учреждения в структуру такой технологической карты должны входить такие элементы, как совместная деятельность педагога с детьми, рекомендации по обогащению развивающей предметно-пространственной среды и по работе с родителями. Рекомендации по работе с родителями мы выделили в отдельную картотеку. Ниже представлены примеры технологических карт.
Технологическая карта способов реализации задачи развития навыка приёма пищи в раннем возрасте. | ||
Задачи | Приемы | РППС |
I. Вовремя еды, учить детей правильно держать ложку. II. Учить детей есть первое блюдо большой ложкой, а второе блюдо маленькой ложкой. |
Показываем ребенку, как держать ложку правильно: чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами - большим, указательным и средним. Важно следить, чтобы ребенок держал ложку в «правильной» руке, т. е. если он правша – в правой, а если левша – в левой.
- говорим ребенку, что мы «держим ложку в клювике» (между большим и указательным пальцем); - предложить «сложить пальцы пистолетом» и взять ложку; - предложить взять ложку в «щепотку» - ребенка насмешит это забавное слово.
- дать «чудо салфетку». Отрываем кусочек от обычной салфетки и зажимаем мизинцем и безымянным к ладони, и три оставшихся пальца сами собой правильно берут и ложку, и карандаш.
Кто старается, жует, тот быстрее подрастет. Умница Сашенька ест ложкой кашу сладенькую. Вкусную, пушистую, мягкую, душистую. Час обеда подошел – сели деточки за стол.
*** Это – ложка, Это – чашка, В чашке – гречневая кашка, Ложка в чашке побывала, Кашки гречневой не стало! Как же так? *** Час обеда А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот тарелка, вот еда. Не осталось и следа. *** Ест собачка: ам-ам-ам Я собачке каши дам Ест собачка с плошки, А дочурка с ложки *** Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой Ждет лошадка у ворот - Открывай скорее рот (ложка) Вот девочка Маша. А вот каша. Вкусная каша, ешь, Маша. Ложку - за брата Антошку! Ложку - за Лушку-подружку! Ложку - за рыжую кошку, ложку - за мышку-крошку, ложку - за пса Тимошку, ложку - за уточку-хромоножку! За Машу - последнюю ложку! Вот и вся каша. Молодец, Маша! *** Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу не спеша. Ложка за ложкой, Ели понемножку *** Тили-час, тили-час вот обед у нас сейчас Скушаем за маму ложку, Скушаем за папу ложку, За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко, дайте ложечку и мне... вот и кончился обед. *** Я дружу немножко Со столовой ложкой. Только ротик открываю, Ложка с кашей заезжает, Плюх! Ко мне на язычок, Щёчки дружно чмок-чмок-чмок! Все довольны: я, мой ротик И мой сытенький животик! |
2. Раскраски для детей:
3.Театральный уголок: - костюм повара; - фартуки для дежурного. 4. Дидактические игры:
5.Наборы кухонной посуды. 6. Пазлы:
|
Технологическая карта способов реализации задачи развития навыка умывания в раннем возрасте. | ||
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. |
*** Перед едой мой руки с мылом! Мышка плохо лапки мыла Лишь водичкою смочила, Мылом мылить не старалась – И на лапках грязь осталась. *** Матвей, Захар, Артемка Мойтесь-мойтесь хорошенько Не жалейте мыла-мыла. Таня стол уже накрыла. *** Водичка-водичка Умой мое личико Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки розовели Чтоб кусался зубок И смеялся роток. *** Кран откройся Нос умойся Мойтесь сразу оба глаза Мойтесь уши, мойся шейка Мойтесь дети хорошенько. *** Чистенькой водичкой Умываем личико. Сухо вытираемся Кушать собираемся. *** Теплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру. Будет мыло пениться, Грязь куда-то денется. | 1.Алгоритм последовательности умывания.
- «Полотенчики и носовые платочки».
|
IУчить детей одевать и снимать одежду при помощи взрослого. II Учить детей одеваться и раздеваться последовательно |
Показываем ребенку, как нужно одевать одежу правильно: посмотреть, чтоб с переде была одна полоска, а сзади две полоски.
«Одеваем ревушку: шапку на головушку», «Рукавички-невелички, прилетели словно птички». Стихи: *** Собери носок в гармошку, И надень его на ножку. Ты другой носок возьми Точно так же натяни. А теперь скорей вставай И штанишки надевай. *** Посмотри, на улице Стало холодать. Пришло время кофточку Деткам надевать. *** Мы на пухлые ручонки, Надеваем рубашонку. Повторяй за мной слова: Ручка - раз, и ручка - два! *** Застегнем застежки, На твоей одежке: Пуговки и кнопочки, Разные заклепочки
|
с изображением одежды, потешки.
- Одежда - Обувь
- для мальчиков: кепки, жилетки. - для девочек: косынки, юбочки.
- «Что когда надевать» - «Одеваемся по сезону» - «Одень куклу»
- одежда - обувь
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта Деловая игра «Формирование у дошкольников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приемов»
Будет интересно для старших воспитателей....
Информационно-технологическая карта инновационной работы «Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий"
В технологической карте дается описание работы инновационной площадки «Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий».Даны...
Технологические карты формирования представлений дошкольников о труде
Технологические карты формирования представлений дошкольников о труде...
Технологические карты формирования навыков самообслуживния
Навык самообслуживания понимается, как трудовое действие, доведенное до автоматизма, которое направлено на обслуживание самого себя. Навыки самообслуживания, которые необходимо сформировать в дошкольн...
Технологическая карта «Формирование математических представлений»
Итоговое интегрированное занятия во второй группе раннего возраста «Волшебное путешествие».Цель : Создать радостное настроение от занятия: Выявить уровень усвоения детьми прошедшего м...
Технологическая карта занятия по формированию навыков безопасного поведения вблизи дорог через коммуникативно-игровую деятельность "Дорожные помощники"
Технологическая карта образовательного мероприятия "Дорожные помощники" для детей старшего дошкольного возраста...
Технологическая карта формированию элементарных математических представлений. «Путешествие в страну математики»
Тема: «Путешествие в страну математики». Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально - ко...