Технология «Педагогика сотрудничества»
методическая разработка

Матвеева Марина Викторовна
Пояснительная записка

Актуальность и значение выбранного направления.

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход 
к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее 
интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий,
 открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.
 Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что дети уверены, они всегда 
смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ педагога глубоко затрагивает чувства детей, 
стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему 
познанию и саморазвитию ребенка. Развитие личностных качеств и способностей детей дошкольного 
возраста определяется направленностью содержания образования на приобретение воспитанниками 
опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной.

В ходе работы по данной технологии дети должны приобрести умения работать сообща 
(парами, группами), воспитанники приобретают интегративные качества личности. 
Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия
 со взрослыми и сверстниками. Только в условиях коллективно-распределенной формы организации 
деятельности детей появляется деловое сотрудничество и содержательное общение участников
 между собой, происходит реализация и творческое преобразование детьми задаваемых взрослым 
образцов поведения и действия, преодолевается эгоцентризм собственного действия ребенка и 
формируются навыки коллективной работы.

Принципы и методы педагогики сотрудничества:

- Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и
 определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы;

-  Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, 
когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

- Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не 
только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.

-  Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, 
выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, 
т.е. проводится рефлексия.

- Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции 
и саморегуляции нормативного поведения.

Цель - обеспечение индивидуального подхода к личности ребенка, условий развития личности ребёнка, 
реализация её природных потенциалов, приоритет личностных отношений.

Задачи:
  • формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе, на фронтальных занятиях;
  • развивать умение оказывать взаимопомощь, взаимовыручку;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • воспитывать чувство отзывчивости, эмпатии, сопереживания;
  • развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
Поэтапное применение технологии:
  • 1 этап – Начальный;
  • 2 этап – Основной;
  • 3 этап – Заключительный;

Список использованной литературы.

Соловейчик С.Л. "Педагогика для всех".

Берулаева М.Н." Общие дидактические подходы к гуманизация образования ".

Амонашвили Ш.А. "Здравствуйте дети".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_cotrudnichestva.docx35.23 КБ
Файл tehnologiya_pedagogika_sotrudnichestva.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок»

Технология «Педагогика сотрудничества»

Воспитатель первой кв.категории

Матвеева Марина Викторовна

г.о.Химки

Пояснительная записка

Актуальность и значение выбранного направления.

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что дети уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ педагога глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка. Развитие личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста определяется направленностью содержания образования на приобретение воспитанниками опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной.

В ходе работы по данной технологии дети должны приобрести умения работать сообща (парами, группами), воспитанники приобретают интегративные качества личности. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Только в условиях коллективно-распределенной формы организации деятельности детей появляется деловое сотрудничество и содержательное общение участников между собой, происходит реализация и творческое преобразование детьми задаваемых взрослым образцов поведения и действия, преодолевается эгоцентризм собственного действия ребенка и формируются навыки коллективной работы.

Принципы и методы педагогики сотрудничества:

- Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы;

-  Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

- Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.

-  Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.

- Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

Цель - обеспечение индивидуального подхода к личности ребенка, условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов, приоритет личностных отношений.

Задачи:

  • формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе, на фронтальных занятиях;
  • развивать умение оказывать взаимопомощь, взаимовыручку;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • воспитывать чувство отзывчивости, эмпатии, сопереживания;
  • развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Поэтапное применение технологии:

  • 1 этап – Начальный;
  • 2 этап – Основной;
  • 3 этап – Заключительный;

1 этап.

Реализация данного этапа технологии заключается в работе над формированием представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности, поддержании желания и интереса детей во время сотруднической деятельности; проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;  ориентировании детей на развитие понимания эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него; демонстрация образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей, демонстрационного материала, игр;

2 этап.

Для осуществления данного этапа технологии педагог организует взаимодействие детей на занятиях в парах и подгруппах. Систематически организуется деятельность, на которой воспитатель совместно с детьми занимаются изготовлением атрибутов, подарков к праздникам. На ежедневных прогулках уделяется внимание трудовой деятельности, в которой сначала педагог предлагает детям помочь друг другу, затем (в более старшем возрасте) поощряет самостоятельное умение оказывать взаимопомощь. Дошкольники попадают в такие условия, где они должны вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий. Установление с родителями партнерских отношений способствует  совместному и эффективному взаимодействию ребенка с родителями. Увлекаясь совместной игрой или образовательной деятельностью, дети учатся работать в коллективе, избирать лидера, договариваться о правилах, повышают свои коммуникативные навыки.

3 этап.

На данном этапе педагогом предоставляются разнообразные педагогические проблемные ситуации для максимального применения детьми навыков, которые они освоили. Дети могут грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками). Процесс образовательной деятельности проходит более продуктивно, в играх детям не требуется руководство взрослого. Воспитатель нацелен на обучение детей самостоятельному выбору формы организации в организованной образовательной деятельности.

Формы работы по данной технологии

- занятия

- творческая деятельность

- сюжетно-ролевые и дидактические игры

- трудовая деятельность

- досуги, развлечения

- индивидуальная работа

- мастер-классы с родителями

- подготовка с детьми к празникам

- общественные мероприятия ( совместное посещение театра, участие в акциях г.о.Химки «Лес Победы», «Бессмертный полк» и др.)

Вывод

Работая по данной технологии дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками самоконтроля, взаимоконтроля; формируется умение отстаивать своё мнение, находить ошибки и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении. В процессе сотрудничества с родителями воспитанников создается детско-взрослое сообщество, основанное на  взаимном уважении, равноправии, доброжелательности всех участников образовательных отношений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА Перспективный план 2018-2021гг. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок» подготовила педагог Матвеева М.В

Слайд 2

Октябрь Проект "День матери"

Слайд 3

Ноябрь Мастер-класс с родителями "Гирлянда из сердец"

Слайд 4

Декабрь Мастер - класс с родителями "Новогодняя хрюшка"

Слайд 5

Февраль Мероприятие "Папа может"

Слайд 6

Май Заключительный этап проекта "Память поколений

Слайд 8

Перспективный план 2019-2020 Октябрь Заключительный этап проекта приемственности . Мероприятие «Город мастеров»

Слайд 9

Ноябрь Мастер-класс от мамы "Гончарное мастерство"

Слайд 10

Январь Посещение с детьми и родителями театра "Наш дом Химки"

Слайд 11

Февраль Семинар - практикум в рамках гостевого обмена "Сенсорная интеграция". Как способ налаживания контакта с детьми, путем восприятия на сенсорные системы ребенка.

Слайд 12

Март - Май Дистанционные занятия для детей и взаимодействия с родителями

Слайд 14

Перспективный план 2020-2021 Октябрь Обмен опытом с педагогом из Латвии, Педагог: Илуте Вините

Слайд 15

Ноябрь "Капустник для мам "

Слайд 16

Февраль Музыкально спортивное соревнование ,посвящённое 23 февраля.

Слайд 17

Январь Консультация для педагогов :" 5 способов, как определить готовность ребёнка к школе"

Слайд 18

Февраль В рамках проекта «Школьная Пора» Конструирование «По дороге в школу»

Слайд 19

Апрель Тимбилдинг для детей, как формирование коллективного духа. Проведение эстафет

Слайд 20

Май Организация семейного проекта Мой прадедушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ребенок и взрослый: педагогика сотрудничества, диалог с ребенком и родителями»

Дошкольное образовательное учреждение, обладая грамотными педагогическими кадрами, развивающей предметной средой, опытом и желанием может стать тем социокультурным институтом, который объединит усилия...

"Педагогика сотрудничества - путь к преодолению общего недоразвития речи у детей"

Оказание  качественной и эффективной помощи детям с общим недоразвитием речи,  предусматривающей полноценное речевое развитие каждого ребенка является основной задачей логопеда в дошкольном ...

Педагогический проект "Педагогика сотрудничества- путь к преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ"

Оказание  качественной и эффективной помощи детям с общим недоразвитием речи, предусматривающей полноценное речевое развитие каждого ребенка, через реализацию модели сотрудничества педагогов и ро...

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ, РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ, РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА...

Сообщение "Педагогика сотрудничества"

Описание технологии сотрудничества...

Педагогика сотрудничества, как импульс к творческой деятельности педагогов

Педагогика сотрудничества  это технология педагогических идей, являющаяся воплощением нового педагогического мышления и входящая во многие современные педагогические технологии как их составная ч...

Педагогика сотрудничества технология

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группо...