Теоретические основы развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Переверзева Татьяна Николаевна

В данной статье расскрывается особенности театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. дается оценка исходных уровней развития творчества. Система работы по развитию творчества в театрализованной деятельности у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Т,Н. Переверзева

МАДОУ ДС №37г. Нижневартовск

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

       Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения в преобразовании окружающего мира с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Поэтому развитие детского творчества – это одна из главных задач дошкольного воспитания.

      Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, поскольку в педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте может способствовать отставанию в развитии некоторых психических процессов, либо недоразвитии, в том числе и детского творчества. Результаты психолого-педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах деятельности, в том числе и в театрализованной деятельности доказывают, что воспитание активности, самостоятельности, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке, возможно, формировать уже в дошкольном возрасте (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.А.Люблинская, Н.Н. Поддьяков, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина).    

 Исходя из этого, нами была сформулирована проблема исследования: какова педагогическая технология развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

      Актуальность данной темы заключается в том, что детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым, прежде всего, для самого ребенка.  Творческое воображение является условием творческого преобразования, имеющегося у детей опыта, которое способствует саморазвитию личности в дошкольном возрасте. И театрализованная деятельность, по мнению отечественных исследователей, является главным условием проявления и развития детского творчества детей. Дети опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки.

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:

  • потребностью общества в творчески активных личностях и недостатком практики в дошкольных учреждениях и в теоретико-методологической литературе;
  • необходимостью  развития детского творчества детей дошкольного возраста и отсутствия технологий развития творчества детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Глава 1. Теоретические основы развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

  1. Особенности театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

       Театрализованная деятельность складывается из таких понятий как деятельность и театр. Деятельность можно определить как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования». Театр – это одно из направлений искусства, в котором «чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актера или группы актеров».

      Театрализованная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.  Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

      Значение театрализованной деятельности для развития творчества дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе. 

      В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально-игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т.д.

      Основой детского творчества является театрализованная игра. Об этом говорил П. Блонский, считая, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой. По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

      Под театрализованными играми понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

     Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие способности, формируется чувство коллективизма, развивается память. Особенностью театрализованных игр являются то, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка предопределена текстом произведения.

       Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

      Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на две основные группы:

  1. режиссерские игры;
  2. игры драматизации.

     К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция. 

  Вторая группа – это игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы на собственных действиях исполнения роли. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ.

     Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

      Ее главными признаками игр-драматизаций являются, во-первых, то, что в отличие от ролевых игр и ранних драматизаций, она обобщенно не отражает действий воображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него. С другой стороны, это и не непосредственное подражание, не непосредственное имитирование: наоборот, мы имеем здесь дело с произвольным творческим построением, руководимым тем или иным исходным творческим построением, руководимым тем или иным исходным представлением ребенка. Вторым главным признаком истинной игры-драматизации является то, что ребенок изображает тот персонаж, роль которого он сам на себя берет, но и то, как он это делает, открывает, на сколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в данной роли.

      Характерным для игр-драматизаций является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных отношений участников совместной игры. Исследования и педагогический опыт убедительно показывает, что эти два вида отношений ребенка нетождественны. При вполне благополучном или, как говорят, положительном сюжете могут появляться (и явно, и открыто) весьма неблагополучные взаимоотношения.

     Развитие проблемы театрализованных игр дошкольников рассматривала Л.В. Артемова, замечая, что все ныне существующие практические рекомендации к театральным играм сводятся в основном к разработке сценариев по литературным произведениям, большинство из которых разыгрывают взрослые. Старших дошкольников привлекают к показам спектаклей, но их творчество состоит лишь в собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли. Автор также считает, что дети редко участвуют в изготовлении атрибутов, декораций для спектаклей. Так как пантомима является ведущим изобразительным средством, а образ рождается из действий персонажа, мимики и содержания реплик, это дает простор для творческого преобразования сюжета.

    По исследованиям Л.С. Фурминой, посвященному формированию театрального творчества, она дает такое определение: «Театральное детское творчество – это создание и раскрытие драматургом, режиссерами, актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных единым замыслом». Она высказывает мысль о том, что если в театрально-игровой деятельности сочетаются три направления - сочинение собственных сценариев, исполнительское и оформительское творчество, то этот случай следует расценивать как высшее достижение в художественно-творческом развитии детей. Именно такое творчество, по мнению автора, и следует развивать.

    Выделяют различные виды театрализованных игр:

      По группам театрализованные игры делятся на: ролевые (драматизации) и режиссерские, каждая из которых в свою очередь, включает несколько видов. В игре-драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Видами игры драматизации являются:

  • игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевой диалог на основе фрагмента текста;
  • инсценирование отрывка или целого произведения;
  • спектакль по одному или нескольким произведениям;
  • игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или соединение нескольких сюжетов без предварительной подготовки.

     В режиссерской игре артистами являются игрушки или их заменители, а ребенок организует деятельность, управляя ими как «сценарист и режиссер». Озвучивая героев и комментируя сюжет, дошкольник так же использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игры определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

      В.Г. Петрова отмечает, что значение театрализованных игр так же является важным для развития творческого воображения, так как в драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в условную действительность.

     Исследователями А.Г.Гогоберидзе и С.Г. Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций детей в играх драматизациях, которые в свою очередь отражают проявление творческого воображения дошкольников:

  • Ребенок - «режиссер» - имеет хорошо развитую память и высокий уровень творческого воображения, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст;
  • Ребенок - «актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности. Данную позицию могут занимать как дети с высоким уровнем творческого воображения, так и с среднем;
  • Ребенок - «зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче участвовать в игре со стороны. Так как ребенок занимает пассивную роль в реализации замысла он обладает чаще низким уровнем творческого воображения;
  • Ребенок - «декоратор» - наделен способностями основой образной интерпретации литературной основы игры, обладает высоким уровнем творческого воображения, которое проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге в наиболее оригинальном виде. Такой ребенок хорошо чувствует цвет, форму в передаче литературных образов, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, атрибутов, реквизитов.

      Таким образом, деятельность можно определить как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования». Театр – это одно из направлений искусства, в котором «чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актера или группы актеров».

      Театрализованная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, способствует развитию детского творчества в целом.

     Развитию творчества как одному из важнейших аспектов развития личности детей старшего дошкольного возраста уделяется внимание в современных вариативных образовательных программах, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста – используются игры, организуются игровые занятия.

В комплексной программе «Радуга» (авторы Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др.) реализуемой в нашем дошкольном учреждении для детей старшего дошкольного возраста развитие творчества в игре и игровой деятельности не является приоритетной задачей и в качестве самостоятельного направления и отдельной задачи работы не выделяется.

      В нашем детском саду наработан обширный материал по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. В связи с этим возникла необходимость разработать систему планирования, позволяющую интегрировать различные области данного вопроса.  

      Решение этой проблемы – в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка. Этому способствуют игровые формы организации деятельности детей.

      Необходимо вести планомерную работу в данном направлении, как с детьми, так и с педагогами. Необходима также совместная работа с родителями детей.  Это побудило меня к  разработке проекта по формированию навыков безопасного поведения дошкольников.

Необходимость решения данной  проблемы определила цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и апробировать технологию развития творчества в игровой деятельности. 

в соответствии с целью были определены следующие задачи: 

  1.    Теоретически изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе;
  2. Определить критериально – уровневые характеристики развития творчества детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать и апробировать педагогическую технологию развития творчества в  театрализованной  деятельности  детей старшего дошкольного возраста детского.

Объект исследования: процесс развития творчества в театрализованной  деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическая технология развития творчества в  театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Проект разработан в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетные направления развития российской образовательной системы, образовательной системы Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, системы образования города Нижневартовска, программы развития МАДОУ ДС №37 на 2018 – 2019 г.  

Проект определяет стратегию развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Он разработан в соответствии с принципами:

- системности – работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года;

 - интеграции – данная программа должна выступать как часть комплексной программы развития дошкольников;

- преемственности – взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

      Основной материал программы должен быть доступным родителям, которые могут самостоятельно выступать активными участниками педагогического процесса. Проект был вынесен на обсуждение на совещании при заведующем МАДОУ, на педагогическом совете дошкольного учреждения.

1.2.   Оценка исходных уровней развития творчества в театрализованной деятельности  у детей старшего дошкольного возраста

Цель – выявление уровней  развития творчества  в  театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить критерии, показатели и характеристики уровней развития творчества в театрализованной  деятельности  детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровни развития творчества в театрализованной  деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Изучить опыт работы воспитателей старших групп по развитию творчества в театрализованной  деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МДОУ ДСКВ №37 «Дружная семейка» г. Нижневартовска с детьми шестого года жизни.

Были определены критерии и показатели развития театрализованно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву (Таблица 1).

 - интерес детей к музыкально-творческой деятельности, желание заниматься ею;

- самостоятельность действий;

- оригинальность творческих проявлений, способность к перевоплощению;

- способность к поиску адекватных выразительных средств для воплощения замысла, «вхождение в образ».

В соответствии с критериями были разработаны уровни развития творчества детей в разных видах музыкальной деятельности.  

                                                                                 

  Таблица 1

Критерии и показатели развития творчества в театрализованной деятельности у старших дошкольников

Критерии

Показатели

Действия по организации театральной игры

Умение предложить игру детям;

Умение обсудить замысел игры (выбор темы инсценировки);

Умения подготовить атрибуты, реквизиты и т.п.

Исполнительские действия

Передача содержания (сохранение последовательности сюжета);

Согласованность ролевых действий по игре.

Ролевые действия

Соответствие игровых действий характеру персонажа;

Разнообразие интонационных средств создания образа;

Выразительность мимики, поз;

Мотивация к театральным играм

Желание и стремление участвовать в театральных играх;

Активность участия в театральных играх

Оригинальность

Способность порождать новые нестандартные идеи; воплощение замысла в индивидуальной манере, творческое использование выразительных средств, подчёркивающих выразительность образов и замысла.

Самостоятельность

Умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.                                  

На основе выделенных критериев и показателей были сформулированы уровни театрализованной деятельности детей старшего возраста.

Высокий уровень развития творчества в театрализованной деятельности детей старшего возраста характеризуется тем, что ребенок проявляет устойчивый интерес к театрализованно-игровой деятельности. Замысел театрализованной игры у ребенка возникает преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый приходит ему на помощь. Ребенок осуществляет выбор ролей, осознает себя в определенной роли, производит соответствующие ролевые действия. Обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации). Воплощается в роли, используя выразительные средства (интонация, мимика, движения), применяя атрибуты, реквизиты. Владеет способами действий с различными игрушками, театральными куклами. Взаимодействует с другими детьми в самостоятельной театрализованной игре. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Воплощает замысел в индивидуальной манере.

Для среднего уровня развития творчества в театрализованной деятельности детей старшего возраста характерно то, что ребенок проявляет интерес к театрально-игровой деятельности. Замысел театрализованной игры появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. Замыслы театрализованных игр неустойчивы. Ребенок проявляет затруднения в самостоятельном выборе роли. Ролевые действия выражены слабо. Атрибуты и реквизиты ребенок подбирает с помощью взрослого. Слабо выражены интонация, мимика, движения. Способами действий с различными игрушками, театральными куклами ребенок владеет недостаточно. Не всегда взаимодействует с другими детьми в самостоятельной театрализованной игре. Участвует в различных видах творческой деятельности. Индивидуальность в  манере передачи образов наблюдается периодично.

Низкий уровень развития творчества в театрализованной деятельности детей старшего возраста характеризуется тем, что ребенок малоэмоционален, проявляет интерес к театрализованно-игровой деятельности только как зритель. Способность к замыслу театрализованной игры у ребенка проявляется слабо. Замыслы неустойчивые. Ребенок затрудняется в самостоятельном выборе роли. Ролевые действия не выражены. Атрибуты и реквизиты ребенок не может подобрать самостоятельно. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя. Интонация, мимика, движения не выражены. Участие в театрализованных играх ребенок принимает редко. Индивидуальность в  манере передачи образов не  наблюдается.

 Для изучения развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего возраста в качестве диагностического инструментария были использованы творческие задания, разработанные Т.С. Комаровой

(  Приложение 1).  

В процессе работы по выявлению уровней развития творчества в  театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста выявились следующие умения: часть детей (46% с экспериментальной группы и 80% с контрольной) проявляет желание и участие в театрализованных играх. Замысел театральных игр появляется по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. Замыслы театральных игр неустойчивы. Дети проявляют затруднения в самостоятельном выборе роли, роль назначает взрослый. Атрибуты и реквизиты дети подбирают также с помощью взрослого. Ролевые действия не всегда согласованы с партнерами по игре. У детей слабо выражена интонация, мимика, движения. Дети владеют способами действий с различными игрушками, театральными куклами, но недостаточно.

Этих детей мы отнесли к среднему уровню развития творчества в театрализованной деятельности.

Также, в процессе работы по выявлению уровней развития творчества в театрализованной деятельности была выявлена часть детей (54% с экспериментальной группы и 13% с контрольной), которые проявляли интерес к театрализованной деятельности как зрители. Способность к замыслу театрализованных игр у детей проявляется слабо. Замыслы неустойчивые. Дети затрудняются в самостоятельном выборе роли. Взрослый сам распределяет роли. Атрибуты и реквизиты к театрализованным играм дети не могут сами подобрать. Эти дети не самостоятельны, все операции выполняют с помощью взрослого. Участие в театрализованных играх дети принимают редко. Этих детей мы отнесли к низкому уровню развития театрализованно-игровой деятельности.

Выявили одного ребенка (7%) в контрольной группе с высоким уровнем развития театрализованной деятельности, который всегда проявляет устойчивый интерес к театрализованным играм. Замысел театрализованной игры у него возникает преимущественно по собственной инициативе. Ребенок самостоятельно осуществляет выбор ролей, осознает себя в определенной роли, используя выразительные средства (интонация, мимика, движения). Применяет атрибуты, реквизиты. Охотно взаимодействует с другими детьми в самостоятельной театрализованной игре, являясь активным организатором деятельности. В экспериментальной группе детей с высоким уровнем не выявлено (Рис.1)

 

Рис. 1. Уровни развития творчества в театрализованной деятельности в ЭГ и КГ (в %) на констатирующем этапе

Итоги эксперимента  показали следующие результаты: в экспериментальной группе средний уровень развития творчества в  театрализованной деятельности имеют 7 детей (46 %), низкий – 8 детей (54 %), высокого уровня не выявлено. В контрольной группе – высокий уровень наблюдается у оного ребенка (7 %), средний – 12 детей (80 %), низкий – два ребенка (13 %).

Таким образом, анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что, в основном, дети контрольной и экспериментальных групп имеют средний и низкий уровень развития творчества в театрализованной деятельности.

Глава 2.  Система работы по развитию творчества в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

  1. Характеристика педагогической технологии развития творчества в театрализованной деятельности у старших дошкольников

На основе анализа и обобщения литературы, опыта практической и педагогической деятельности нами была разработана педагогическая технология развития творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Данная технология состоит из взаимосвязанных компонентов: содержательно-целевого, технологического и контрольно-рефлексивного

( Таблица 2).                                                                                                                                                                              

Таблица 2

Компоненты технологии развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего возраста

Целевой модуль

Цель: развитие творчества в театрализованной деятельности  детей  старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

  1. Обогащать представления детей впечатлениями о театре, работниках театра;
  2. Совершенствовать исполнительские и игровые действия в театрализованной деятельности;
  3. Развивать умения адекватно выбирать и использовать речевые и неречевые средства для создания образов персонажей;
  4. Формировать умения детей готовить и организовывать различные виды театрализованных игр;
  5. Воспитывать интерес к участию в театрализованно-игровой деятельности.

Содержательный модуль

I блок – «Что такое театр?»;

II блок – «Играем в театрализованные игры»;

III блок – «Постановка спектакля».

Процессуально-деятельностный модуль

Этапы реализации технологии:

1 этап- расширение представлений   детей о театре, развитие интереса к театрализованной деятельности.

II этап- вовлечение детей в самостоятельную театрализованную деятельность, обучение способам передачи характеров, эмоциональных состояний передаваемых образов.

III этап - постановка мини-спектаклей.

Участники образовательного процесса: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Средства: совместная театрализованная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная театрализованная деятельность детей, включение элементов театрализованной деятельности в различные занятия (речевые, по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром), предметно-развивающая среда.

Методы: чтение художественной литературы, просмотр спектаклей (игровых, кукольных), комплексный метод руководства театрализованной  деятельностью.

Последовательность: поэтапная реализация каждого блока (восприятие, исполнение (как развития специальных умений) и творчество).

Контрольно-рефлексивный компонент

Результат: повышение уровня развития театрализованно-игровой деятельности.

Мониторинг развития театрализованно-игровой деятельности: исходный (на начало эксперимента), текущий, итоговый (по завершении экспериментальной работы).

Диагностические методы: наблюдения за театрализованно-игровой деятельностью детей, разыгрывание сказки, создание спектакля по сказке, сочинение и разыгрывания сказки.

Целевой модуль является важнейшим исходным компонентом педагогического процесса, он определяет и направляет процесс  развития творчества в  театрализованной деятельности старшего дошкольника. Главная цель подразделяется на пять задач. Необходимо сформировать у детей шестого года жизни умения: адекватно выбирать и использовать речевые и неречевые средства для создания образов персонажей; готовить и организовывать различные виды театрализованных игр; обогащать представления детей впечатлениями о театре, работниках театра; совершенствовать исполнительские и игровые действия в театрализованной деятельности; воспитывать интерес к участию  в театрализованной деятельности.

Содержательный модуль  включает три блока.

Первый блок «Что такое театр?» предполагает знакомство детей с назначением театра, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный и пр.).

Второй блок «Играем в театрализованные игры» содержит материал, способствующий развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков театрализованной деятельности: игры, этюды, тренинги и упражнения.

Третий блок «Постановка спектакля» предполагает участие детей, как в самостоятельной, так и в организованной взрослым театрализованной деятельности.

Каждый блок предусматривает параллельное решение задач, связанных с развитием театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Процессуально-деятельностный модуль раскрывает с помощью, каких методов и средств будет осуществляться работа по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, а также, кто является участником образовательного процесса, и в какой последовательности будет осуществляться данная работа.

Основным условием развития театрализованной деятельности является ее грамотное педагогическое руководство и планомерное осуществление.

Театрализованная деятельность может быть организованна и как форма совместной деятельности воспитателя с детьми и как форма самостоятельной деятельности детей.

В процессе совместных форм театрализованной деятельности детей с воспитателем можно использовать разные методические приемы:

- чтение художественных произведений и бесед по ним;

- просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;

- игры-драматизации;

- упражнения для развития интонации, мимики, жестов и движений;

- театральные этюды;

- подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок;

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации.

2.2 Содержание работы с родителями и педагогами

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и пр.).

В свободной совместной театрализованной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Детям еще раз хочется пережить заинтересовавшие их сюжеты,  поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре теремок, строго соблюдая правила очередности появления того или иного персонажа. В самостоятельно театрализованной деятельности детей отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.

Немаловажное значение имеет умение педагогов обратить внимание родителей на подготовку и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители будут внимательнее относиться к детской театрализованной деятельности, будут организовывать игры в театр дома.

Для успешного развития театрализованной деятельности детей необходимо создание в группах ДОУ соответствующей предметно-развивающей среды. В групповой комнате отводится место для театрального уголка, в котором предусматривается наличие ширмы, разных видов театра (настольный, бибабо, театр на фланелеграфе и др.), атрибутики (элементы костюмов, шапочки-маски, декорации).

Контрольно-рефлексивный компонент дает возможность предвидеть результат, обозначить диагностические методы, провести мониторинг развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Работа по апробации педагогической технологии развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в три этапа.

1 этап: На данном этапе проводилось расширение представлений   детей о театре.

Рассматривали такие основные темы:

  1. Особенности театрального искусства:

- синтетический характер (театр объединяет другие виды искусства – литературу, живопись, музыку, хореографию;

- коллективное творчество (театральное искусство коллективное, т.к. создается усилиями всех участников творческого коллектива).

  1. Виды театрального искусства:

- драматический театр;

- музыкальный театр;

- кукольный театр.

Беседы проводились после просмотров спектаклей кукольного и драматического театра, видеозаписей отрывков из балетных и оперных спектаклей.

  1. Театр снаружи и изнутри:

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов с изображением театров.

Устройство зрительного зала (партер, балкон, кулисы, сцена и т.д.).

  1. Культура поведения в театре.

Эта тема рассматривалась в практической деятельности детей, использовались театрализованные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «Сегодня мы идем в театр», «О чем рассказала театральная программка» и т.д

II этап: Вовлечение детей в самостоятельную театрализованную деятельность- обучение способам передачи характеров, эмоциональных состояний передаваемых образов.

На этом этапе продолжали работу по углублению представлений о театре в процессе работы над этюдами, упражнениями, пьесами в ходе театральных занятий и репетиций. Этюды – это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка. Так, для тренировки движений рук мы использовали образные сравнения: «Маши руками, как бабочка крылышками; еще мягче, легче».

Для обучения детей средствами речевой выразительности предлагали детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.). Привлекали внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Маша пришла за мной» и т.д.

Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способам их невербального выражения. Детям предлагали задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам). В процессе игр, этюдов, упражнений заботились о развитии интонации, мимики и движении детей. Это достигалось при помощи выразительных показов взрослого с использованием игрового материала. Дети постепенно «считывали» информацию и овладевали выразительными средствами. Некоторые упражнения носили специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне» и др.), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов), на мимику («Я улыбаюсь», «Мне не нравится» и др.). В этюдах также создавали эмоционально-игровые ситуации: «Котенок радостно бежит», «Грустный утенок гуляет по лужам».

В своей работе с детьми использовали мимические этюды (один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говориться). Иногда предлагали изобразить несколько персонажей сразу, например, щенка и кошку, воробья и бабочку: «Щенок лежит на коврике, сладко спит, вот он проснулся, потянулся, зевнул, посмотрел по сторонам, побежал на улицу, там встретил кошку» и т.д. детям нравятся подобные этюды.

Интересны такие упражнения с воображаемыми предметами типа: «Представьте себе мяч, возьмите его». Некоторые дети вначале отказывались от такой игры и оставались лишь наблюдателями: «Как же мы будем играть, если у нас нет мячей?», «Я не хочу прыгать через прыгалку, у меня нет ее в руках». Но постепенно они осваивались и играли с большим удовольствием.

Проводили с детьми игры и такого типа. Все становились в круг и по команде воспитателя начинали делать разные произвольные движения. По сигналу все играющие замирали в разных позах. Затем воспитатель ходил по кругу и спрашивал, что ребенок делал. (Ответы: стирала, танцевала, пела, колол дрова и т.д.). поначалу движения детей были неловкие, неуверенные. Но постепенно дети стали более точно воспроизводить задуманные действия.

Для того чтобы закреплять представления о разных видах театров с детьми ставилась хорошо знакомая сказка «Теремок», использовали такие виды театра как кукольный, драматический, музыкальный. Параллельно шло формирование умений «вхождение в образ», разучивание пьес и отрывков из них, инсценирование коротких стихов и прозаических произведений. Например, предлагали инсценировать русскую народную песню «Как на тоненький ледок». Для этого выделяли главных героев и продумывали общий план хоровода. Исходя из текста песни, дети определили ее основных героев – Ваню и двух его подружек. Дети объяснили характер героев, их эмоциональное состояние в ходе действия, ролевое поведение и взаимодействие. Вот Ваня – добрый молодец, он едет на коне. Кругом зима, морозно, красиво, поэтому у Вани хорошее настроение, он едет и напевает. Вдруг – неудача, упал! Но веселые подружки подоспели вовремя,  и у Вани нет времени огорчаться – он пляшет вместе с ними. Подружки провожают Ваню, машут рукой. Стоящие в кругу дети – свидетели событий – выражают свое отношение в движениях, подбадривают героев пением. Такова общая фабула инсценировки. В ролях Вани и подружек каждый раз предлагали выступать другим  детям.

При разыгрывании инсценировок, каждый раз приветствовали всякое нестандартное решение, самостоятельно выдвинутую идею, оригинальный ответ на поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами свободы. Каждый раз создавали обстановку свободы и раскованности, побуждали детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе имеющегося опыта. Дети учились переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывали новые обстоятельства, в которые попадали герои, вводили в действие новых персонажей.

Большинство творческих заданий направленно на развитие коммуникативных способностей. В данных этюдах разыгрывали ситуации, вызывающие наибольшие затруднения у многих детей. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, мы предлагали детям начинать с кукольных разговоров и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект (куклу). В работе с куклой можно выделить два уровня сложности.

Ребенок действует с куклой. Действуя с ней, идентифицирует себя с куклой, он реализует разные способы поведения. Никаких слов он не заучивает. Каждый ребенок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддерживать инициативу детей высказывать что-либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию.

Ребенок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимоотношения с партнерами.

Задания (в руках у детей куклы):

Куклы встречаются друг с другом и:

- здороваются;

- спрашивают друг у друга о здоровье;

- прощаются;

Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, собственно, извинить.

Кукла празднует день рождения. К ней приехали друзья и:

- поздравляют с днем рождения и дарят подарки;

- кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу;

- один из гостей опоздал – попросить прощения за опоздание;

- один из гостей пролил нечаянно компот на скатерть – разыграть действия хозяев и т.д.

Мы предлагали детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, как ребенок испугался медведя и т.д. мы предлагали изобразить одну и ту же сценку нескольким детям. При этом не обращались с вопросом к детям, у кого лучше получилось. Спрашиваем, у кого получилось, похоже, и почему. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.).

Творческие задания можно придумывать до бесконечности. Важно, чтобы они проводились как совместная деятельность детей и взрослых, где воспитанник и педагог играет каждый свою роль на общих правилах. Такой стиль общения педагога с детьми ведет к важным результатам: развивает творческие и коммуникативные способности, развивает умение сочувствовать, сопереживать и т.д.

III этап: Постановка мини-спектаклей.

На этом этапе представления детей о театре дополнялись сведениями, о театральных профессиях, закреплялись сценические навыки детей и продолжали отрабатываться разные диалогические реплики, правила ведения диалога. Как выяснилось, наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре теремок, строго соблюдая правила очередности появления того или иного персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых.

Для постановки спектакля требуется большой подготовительный период. В своей работе мы использовали игры на развитие внимания, творческого воображения. Очень важно было научить детей внимательно слушать и определить:

- шаги (чьи они могут быть?);

- шум улицы (какой автомобиль проехал?).

Прослушать запись театральных шумов и отгадать, что происходит:

- какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, скорая помощь», пожарная или милицейская машина);

- отгадать, кто пришел (по шагам) и т.д..

Нарисовать что услышали:

- кого встретил Колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку);

- какая погода на улице? (дождь, солнышко, ветер и т.д.).

Изобразить (пантомима) того, кого услышали (кошку, собаку, петуха, комара, лягушку и т.д.).

Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатлении, бурные чувства и переживания толкают детей, как на немедленное, так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Они повторяют сюжеты, разыгранные взрослым на Троицу, на улице плетут венки, обмениваются ими.

Таким образом, яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях способствуют возникновению самостоятельного творчества в  театрализованной деятельности детей. В самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений. Дети с удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму театрализованную деятельность.

На всех трех этапах кроме речевых диалогов в этюдах и спектаклях создавались условия для развития активности детей в диалогическом общении, умений отвечать на обращение взрослых и сверстников и умение общаться с инициативными репликами. Этому способствовало обогащение впечатлений детей содержанием просмотренных спектаклей, сведений о театре.

Кроме того, в процессе работы над этюдами, пьесами дети вовлекались в обсуждение мизансцен, костюмов, жестов, мимики и т.д. подробное обсуждение требовало от детей разнообразных диалогических умений. Параллельно шла работа по коррекции недоразвития речи, обогащали лексико-грамматическую сторону, развивали связную речь.

Особенностью осуществления педагогической технологии является то, что первые три этапа повторяются циклично. Каждый цикл посвящается одному из содержательных блоков, включающих задачи развития театрализованной деятельности детей. Первый цикл предназначается содействию обогащения знаний детей о театральном искусстве. Второй цикл предназначается содействию вовлечения ребенка в самостоятельную театрализованную деятельность, третий цикл – содействию закреплению сценических навыков детей в процессе постановки спектаклей.

В процессе совместных форм театрализованной деятельности детей с воспитателями (музыкальными руководителями и воспитателем театрализованной деятельности), включали разные методические приемы:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры драматизации;

- упражнения для специально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- упражнение на развитие детской пластики;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- отдельные упражнения по этике во время драматизации;

- подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

Но, особое внимание уделили приемам связанных с речью:

- игры драматизации;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- ритмические минутки (логоритмика);

- театральные этюды;

- подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Развитие творчества в театрализованной деятельности предусматривало организационный этап, в который включалось:

- создание театрального коллектива;

- изготовление декораций, ширмы;

- приобретение кукол для театра;

- организация оркестра.

Кроме того, предусматривалась организация творческого взаимодействия взрослых и детей: индивидуальные беседы с родителями, консультации для воспитателей.

Важным условием для развития театрализованной деятельности является наличие достаточного времени для ее протекания. Театрализованная деятельность осуществлялась через театрализованные игры на праздниках и развлечениях; использовались элементы театрализации на музыкальных занятиях, на занятиях изобразительной деятельности, на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже на математических. Словом, она пронизывала всю жизнь детей ДОУ и в семье (посещение театров совместно с родителями, «домашний театр). В самостоятельной театрально-художественной деятельности большое место занимали театрализованные игры в повседневной жизни, особенно режиссерские игры. С воспитателями было проведено анкетирование, анализ планов, анализ предметно-развивающей среды, консультации по теме «Как организовать театрализовано-игровую деятельность детей», а также были рекомендованы разнообразные игры в кукольный театр (использование разных видов театров).

Таким образом, для развития творчества в  театрализованной деятельности отводилось достаточное время. Следующим условием являлось стимулирование проявления творчества в  самостоятельной театрализованной деятельности детей. Для этого мы стремились целесообразно подобрать стимульный материал для предметно-развивающей среды. В групповой комнате было отведено место для театрального уголка. Наличие в уголке ширмы, разных видов театров (настольный, бибабо, теневой, фланелеграф и мн. другие), шапочек-масок, элементов костюмов.

Все это способствовало развитию творчества в самостоятельной театрализованной деятельности.

Для театрализованной деятельности подбирался разнообразный сценический материал: короткие стихи, короткие прозаичные произведения, пьесы, этюды, отрывки из произведений.

Материал подбирался, таким образом, чтоб диалоги, содержащиеся в нем, предусматривали наличие разных инициативных и ответных реплик.

Например, диалог в английской песенке «В гостях у королевы»:

- Где ты была сегодня, киска?

- У королевы у английской.

- Что ты видала при дворе?

- Видала мышку на ковре.

Реализация педагогической технологии развития творчества в театрализованной деятельности требует единства со стороны педагогов и родителей. С этой целью знакомили родителей с работой ДОУ по развитию творчества в театрализованной деятельности. Проводили индивидуальные беседы «Любит ли ваш ребенок театр»  , консультации по темам: «Домашний театр», «Руководство театрализованными играми», провели родительское собрание по теме «Роль театрализованной игры в воспитании детей дошкольного возраста».

2.3 Результаты апробации педагогической технологии

Для определения эффективности педагогической технологии развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста было проведено контрольное обследование детей экспериментальной  и контрольной групп.  Результаты оценки выполнения контрольных заданий в экспериментальной и контрольной группах отражены в таблице №3.       

Таблица №3

Сравнительная таблица уровня развития творчества в театрализованной деятельности (в %) у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента (ЭГ и КГ)

Уровни развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

26 %

13 %

Средний

74 %

80 %

Низкий

0 %

7 %

По данным видно, что реализация технологии развития творчества в театрализованной деятельности  в экспериментальной группе дала положительную динамику в развитии творчества в театрализованной деятельности  детей. Отмечается улучшение результатов по всем показателям.

У детей выразительнее проявляются умения предложить игру детям, умения обсудить замысел игры, выбор темы инсценировки. Замыслы игры стали устойчивыми. Дети активно пользуются атрибутами, масками, костюмами. Воспитанники стали лучше понимать главную идею сказки, научились составлять сюжет и разыгрывать его. Дети согласовывают игровые действия с партнерами, сопереживают героям, умеют передать различные эмоциональные состояния, характеры героев, используя интонацию, мимику, движения. Дети стали эмоциональными, более раскованными и выразительными, появилось желание и стремление участвовать в театрализованных играх. Проявляют активность и оригинальность передачи образов  в театрализованных играх.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказали эффективность разработанной педагогической технологии развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

         В системе образовательного процесса дошкольного  учреждения воспитатель является главной движущей силой в развитии творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Именно от него зависит правильный подбор и применение целесообразных педагогических методов и приемов.

Использование технологии развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста выявило её эффективность: у детей экспериментальной группы повысился уровень развития творчества в театрализованной деятельности.

В ходе планомерной и целенаправленной работы с дошкольниками при воздействии всех средств системы воздействия: театрализованных игр  на праздниках и развлечениях; элементов театрализации на музыкальных занятиях, на занятиях изобразительной деятельности, на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже на математических, взаимодействия с родителями стало возможным осуществить эффективно – результативную работу по развитию творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Данная работа позволила рассмотреть выделенную проблему не только теоретической точки зрения, но и с практической, доказав свою действенность и эффективность системы развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, - все это при условии, что работа проводится в системе, соблюдая принципы воздействия.

Перспектива дальнейшего развития

      На следующем этапе моей работы, я планирую организовать кружок «Театральная шкатулка».

      Цель работы кружка: создание оптимальных условий развития творчества в театрализованной деятельности у дошкольников.

      Предполагаю, что работа данного кружка будет способствовать повышению уровня творческих способностей детей, так как спецификой детского творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе. 

Литература

  1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 24-32.
  2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М., 1990. – 126 с.
  4. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – 112 с.
  5. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – С. 192
  6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 203 с.
  7. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1987. – 186 с.
  8. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Ульяновск, 1993.  – С.112-116.
  9. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности [Текст] Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 2. – С. 26-32.
  10. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. – М., 1975. – 116 с.
  11. Зверева, О.Л. Игра-драматизация [Текст]/ О.Л. Зверева // Воспитание детей в игре. – М., 1994. – С. 18-24.
  12. Зимина, И.Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 12-16.
  13. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1996. – 128с.
  14. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова. – М., 1986. – 156 с.
  15. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002. – 120с.
  16. Дыбкина О.В. и др. Развивать, играя: Метод.пособие для воспитателей. – Тольятти, 2002.
  17. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.- С. 69-72.
  18. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание . – 1993. – № 4. – С.58-63.
  19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1975. – с.
  20. Маханева, М. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С. 24-32.
  21. Кайюа Р. Что такое игра / Р. Кайюа // Курьер «ЮНЕСКО», 2010. – № 2. – С.67.
  22. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание . – 1993. – № 4. – С.58-63
  23. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128 с.
  24. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М., 1982. – 324 с.
  25. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
  26. Неменова, Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр [Текст] / Т. Неменова // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 1. – С. 17-19.
  27. Николаичева, А.П. Инсценирование литературных произведений [Текст] / А.П. Николаичева // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 10. – С. 26-28.
  28. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст]: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: / Т.И. петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
  29. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 - 9 лет. – Ярославль, 2002.
  30. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.- метод. пособие;  НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – С.4.  
  31. Рубенок, Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника [Текст] / Е. Рубенок // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 12. – С. 22-24.
  32. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1989. – 112 с.
  33. Сигуткина, С. Рекомендации к организации театрализованных игр [Текст] / С. Сигуткина // Дошкольное воспитание, 1988. - № 8. – С. 18-21.
  34. Силивон, В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций [Текст] / В. Силивон // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 4. – С. 26-29.
  35. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2004. – 124 с.
  36. Степанова, О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. [Текст] / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  37. Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291 с.
  38. Развитие речи и творчества дошкольников.  / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2005.
  39. Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера.

                                                                                                             

 

 

 Приложение 1

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по развитию театрализованной деятельности

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.

  1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
  2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды тетра и объясняют, как эти куклы действуют).

  1. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводиться жеребьвка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
  2. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
  3. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: подобрать персонажи, декорации, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», наборы кукол настольного театра.

Ход проведения.

  1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши, а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, подготовить декорации, подобрать персонажей настольного театра самим и показать сказку малышам.
  2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?». Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
  3. Воспитатель предлагает детям подготовить главных героев и декорации к сказке
  4. Воспитатель организует деятельность по подбору персонажей, декораций, распределению ролей и подготовке спектакля.
  5. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жесты, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

  1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
  2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказку, нужно придумать новый сюжет.
  • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
  • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

  1. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
  2. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
  3. Показ спектакля гостям.

                                                                                                             

Приложение 2

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Из истории театра

Театр появился две с половиной тысячи лет тому назад в 5 веке до нашей эры. В те далекие времена на просторах Центральной и Восточной Европы в лесах и степях жили кочевые и оседлые племена, не было ни Англии, ни Франции, ни Германии, ни Руси. А в восточной части Средиземноморья кипела жизнь в древнегреческих городах. И сейчас в Греции можно увидеть остатки древнегреческих театров, которые поражают своими размерами. Древние греки поняли, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать, разыгрывать. Кстати, словом театр они обозначали прежде всего места для зрителей: театрон в переводе на русский язык означает место для зрелища. Позднее театром стали называть особый вид искусства, а также здание, где демонстрируется это искусство. Древнегреческие актеры выглядели не так, как современные исполнители. На них были особые облачения – костюмы жрецов античных богов, длинные мантии. Чтобы актеры были видны издалека и выделялись из хора, они использовали особую обувь на высоких деревянных или толстых кожаных подошвах – котурнах. В театр приходили зрители всех возрастов и сословий. Заплатив за вход – плата была очень низкая, - зритель получал билет в виде бронзового или свинцового жетона с обозначением места. Представления были продолжительными по времени, и зрители обычно пили и ели во время спектакля. Но слушали внимательно. После представления зрители сами избирали жюри, по решению которого драматургам и актерам присуждались награды.

Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на грозную и загадочную природу, - вот его основа. Постепенно языческие обряды теряли свое первоначальное магическое значение и превращались в игры-представления. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляньями и игрищами, они – то и явились переходом от обряда к народному театру. Особенность таких представлений состояла в том, что в них могли включаться разнообразные выступления – от комических сценок до шуточного разговора и пляски вместе со зрителями. Представления давались на улице или площади, среди толпы, окружающей исполнителей. Скоморошество – высшая форма русского народного театра. Его существование в течение ряда веков и явилось почвой, на которой вырос русский национальный театр. В XVII веке в России появляется еще один вид народного театра – кукольный. Не одно столетие он является неотъемлемой частью театральной культуры. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии – веселый, лукавый и насмешливый Петрушка. Итак, на Руси профессионального театра еще не было, только бродячие скоморохи кукольники ходили по городам и давали свои представления. Но русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о театральных действах.

Золотым веком отечественного театрального искусства по сей день считается период творчества Московского Художественного Академического театра. Его главный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский создал концепцию театра переживания.

Обсуждение с родителями театральных терминов.

Театр – это целый мир особых терминов, слов, которые в обыденной жизни мы не употребляем. Зрительный зал, ряды стульев и кресел… Эти места называют партером, что в переводе с французского означает на земле. Взоры и внимание публики обращены к месту, где будут представлять пьесу, оно называется сценой. Скрывает ее до начала спектакля красивый занавес. Передняя часть сцены – авансцена. Еще в театре есть кулисы – боковая одежда сцены, за ними стоят и ждут своего выхода действующие лица. Аншлаг – это объявление у кассы театра о том, что все билеты проданы. Бутафория – так называют предметы, которые используют в театральных постановках вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения, оружие. Бутафорские предметы изготавливаются обычно из картона, папье-меше, дерева, холста, гипса. Грим – (от французского подкрашивать лицо) – искусство изменения внешности актера специальными жировыми красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанное кремом, и легко снимается. Декорация – оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия. В создании декорационного оформления задействованы архитектура, скульптура, живопись, сценическое освещение.

Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Игроки делятся на две команды, вопросы задаются поочередно каждой команде.

Разминка:

Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

По щучьему веленью, по моему хотенью…

Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Спи, глазок, спи, другой!

Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?

Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…

Несу косу на плечи, хочу лису посечи, пошла, лиса, с печи!

ЗАДАНИЕ 1.

НАЗОВИТЕ АВТОРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Приключения Чипполино (Д. Родари),

Приключения Незнайки и его друзей (Н. Носов),

Волшебник Изумрудного города (А. Волков),

Алиса в стране чудес (Л. Керролл).

ЗАДАНИЕ 2.

Назвать детские художественные произведения, написанные: К. Чуковским («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит» и др.);

С. Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Дядя Степа» и др.).

ЗАДАНИЕ 3.

Определить название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

… Ну как видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько не потужит

Он о братьях, об отце

В государевом дворце…

(П.П. Ершов «Конек – горбунок»).

… Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»).

ЗАДАНИЕ 4.

Назови одним словом:

Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка);

Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня);

Устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);

Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);

Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор);

Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня);

Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения (загадка);

Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица).

Подведение итогов игры.

Рекомендации для родителей.

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности.

По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.

По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.

Когда ваш ребенок собирается в театр, вы должны хорошо представлять, что его ожидает.

Существует несколько правил, которым хорошо было бы следовать, чтобы результаты похода оказались максимально действенными. Точно так же ребенку следует объяснить, что в театре нельзя бегать. По очень простой причине: можно растрясти волшебство сказки, и ни капельки, ни чуточки в тебе не останется! А ведь со сказками ребенок получает жизненные силы!

Играйте с детьми как можно чаще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...

Развитие творчества в дизайн–деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Согласно ФГОС ДО одной из важных задач в развитии современного ребенка является «развитие творческих способностей детей».В современном обществе возрастает потребность в творчески активной,...

Проект по развитию театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театр глазами детей»

Паспорт проектаВид проекта:  информационно-творческий, познавательно-игровой.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидае...