Развитие творчества в дизайн–деятельности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Согласно ФГОС ДО одной из важных задач в развитии современного ребенка является «развитие творческих способностей детей».

В современном обществе возрастает потребность в творчески активной, свободно мыслящей личности. Воспитание такой личности возможно через дизайнерскую-деятельность в дошкольном возрасте. Данный вид деятельности позволяет ребенку проявлять не только художественные способности, а так же фантазию и воображение, нестандартное мышление, умение сочетать цвета и форму предметов. Данная деятельность способствует развитию творчества и эстетического мировоззрения (элементы) дошкольников.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творчества в дизайн–деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Левенкова Надежда Андреевна

Воспитатель ГБДОУ №76 Приморского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2021

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития творчества в дизайн-деятельности старших дошкольников

1.1         Психолого-педагогические основы развития дизайн-деятельности старших дошкольников………………………………………………………………...5

1.2. Проблема развития творчества в дошкольном возрасте………………..12

Глава 2. Педагогическая технология поддержки дизайн творчества детей подготовительной группы

2.1 Цель, задачи, методики………………………………….………………...20

Заключение……………………………………………………………..…….…29

Библиография…………………………………………………………………...31


Введение

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из важных задач в развитии современного ребенка является «развитие творческих способностей детей».

Творческие способности выступают одним из элементов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка. Уделять внимания проблеме развития творческих способностей крайне важно именно на ступени дошкольного детства, в связи с тем, что данный период является сензитивным для развития творческих способностей. Необходимо специально развивать данные способности, в случае их игнорирования, наступает быстрое снижение творческой активности. Что ведет за собой снижение возможности мышления, угасание интереса ко всякой творческой деятельности. Так же в настоящее время существует большой выбор готовой продукции для детей, различных стилей, цветов. Постоянное нахождение ребенка в среде полной разнообразных по цвету и форме вещей, способствует угасанию желания ребенка творить самостоятельно. Поэтому необходимо развивать творческое воображение ребенка.

Основываясь на этом можно сделать вывод, что начиная с дошкольного возраста необходимо искать новые виды деятельности, пути развития собственного творчества ребенка. Знакомство детей с таким видом художественного творчества как дизайн способствует развитию восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов, так же данная деятельность помогает ребенку познать действительность. Участвуя в создании привлекательных объектов, благоустройстве окружающей среды дети начинают чувствовать себя творцами, а не только исполнителями. Дизайнерская-деятельность удовлетворяет потребность старших дошкольников в создании личностно или социально значимого продукта творческой деятельности.

Изучением детского дизайна и внедрением его в практику занимались такие педагоги как О.В. Кузнецова, И.А. Лыкова, Г.Н. Пантелеев, А.И. Ярыгина.

Занимаясь дизайном, ребенок проявляет не только художественные способности, а так же фантазию и воображение, нестандартное мышление, умение сочетать цвета и форму предметов. Данная деятельность способствует развитию творчества и эстетического мировоззрения (элементы) дошкольников.

Итак, в современном обществе возрастает потребность в творчески активной, свободно мыслящей личности. Воспитание такой личности возможно через дизайнерскую-деятельность в дошкольном возрасте.


Глава 1. Теоретические основы развития творчества в дизайн-деятельности старших дошкольников

1.1         Психолого-педагогические основы развития дизайн-деятельности старших дошкольников

В исследованиях Г.Н. Давыдова, И.А. Лыковой, Г.Н. Пантелеева, Л.В. Пантелеевой, обсуждается проблема приобщения детей к дизайн-деятельности.

Термин «дизайн» появился достаточно давно и первоначально в Оксфордском словаре его интерпретировали, как замысел или план чего-то, что будет осуществляться, первый эскиз будущего произведения искусства. С течением времени понятие «дизайн» приобрело новый, более обширный смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. В нашей стране синонимичным слову «дизайн» является словосочетание «художественное конструирование» [27].

В современном мире существует несколько точек зрения на толкование понятия «дизайн», рассмотрим наиболее типичные из них. Т.А. Писаренко и Н.Н. Ставнистый в своем определении говорят, что дизайн является одним из вариантов художественно-проектной деятельности, которая сочетает в себе такие компоненты, как удобство, экономичность и красота. Л.Н. Конышева пишет: «Исходя из этого, мы можем определить дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтение человека» [16].

Л.П. Малиновская трактует дизайн, как разработка и создание людьми красивых, удобных вещей и всего окружения [23].

На сегодняшний день специалисты сходятся во мнении, что дизайн является видом искусства, потому что он сочетает в себе как эстетическую, так и художественную ценность, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ. Так же Г.Н. Пантелеев писал, что дизайн находиться в единстве с архитектурой, изобразительным и декоративным искусством [26].

 Между декоративно-прикладным искусством и дизайном существует тесная взаимосвязь, творческие методы используемые в дизайне формируются за счет накопления знаний и приемов декоративно-прикладного искусства. В отличие от дизайна декоративно-прикладное искусство основано на ручном художественном труде [7].

Особенностью дизайн является то, что каждый предмет рассматривается не только с позиции пользы и эстетической привлекательности, но и с точки зрения его функционирования. М.П. Ермаков пишет, что в дизайн-деятельности при создании определенных объектов есть свои критерии и правила.

1) Композиционная целостность, то есть согласованность и единство отдельных частей друг другу и соответствие части целому. В первую очередь данный критерий говорит о единстве стиля, что добивается согласованием форм, размеров, материала, технологий и т. д.

2) Максимальное выявление в изделии всех возможных материалов, из которого оно сделано. Под этим требованием понимается, что подделка одного материала под другой возможна и целесообразна, когда их внешние свойства похожи, если они очень отличаются, получившийся объект будет лишен художественной выразительности.

3) Учет декоративных, психологических, физиологических и прочих возможностей цвета при разработке изделия. При создании предмета необходимо учитывать влияние цвета на психофизическое состояние человека, т.к. одни оттенки могут расслаблять, успокаивать, в то время как другие вызывать раздражение и страх.

4) Уместность украшений на предмете. Данное требование означает, что отделка предмета должна соответствовать форме и поверхности предмета, быть пропорционально с ним. Украшение не должно скрывать сам предмет, а лишь его подчеркивать [10].

 Подводя итог краткой характеристики основных принципов дизайн-деятельности, следует почеркнуть, что внешняя привлекательность изделия никогда не должна препятствовать его оптимальному функционированию [10].

При создании дизайнерских вещей используются общие для пластических искусств изобразительно-выразительные средства: точка, линия, тон, цвет, фактура, текстура, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Так же в дизайне активно использую и такие средства как пропорция золотого сечения. Эти составляющие соединяться на основе принципов композиции: контраст, нюанс, симметрия, асимметрия, модульность, пропорциональность, ритм и т.д. [29].

Как утверждалось ранее, дизайн влияет практически на все области жизни человека, и этим объясняется существование таких разновидностей дизайна, как средовой, графический, ландшафтный, промышленный.

Продукты дизайн-деятельности классифицируют на инженерно-техническую, архитектурно-художественную, ландшафтную, предметную, торгово-промышленную, графическую, экспозиционно-зрелищную, компьютерную, информационную. Г.Н. Пантелеев классифицировал дизайн на следующие типы: плоскостной (аппликативно-графический), объёмный (предметно-декоративный) и пространственный (архитектурно-декоративный), смешанный (оформление празднеств).

Изучив понятие дизайна в современной литературе, мы переходим к изучению «детского дизайна». Активным изучением детского дизайна занимался Г. Н. Пантелеев в своей книге «Детский дизайн» он представил основной задачей дизайн-деятельности использование детьми своего художественного опыта в благоустройстве своей жизни. Так же педагогом были выделены два направления: 1) «дизайн для детей» — деятельность взрослых направленная на создание уютной, материальной среды окружающей ребенка; 2) «детский дизайн» - декоративная деятельность ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Интеграция  данных направлений формирует эстетику пространства, побуждает ребенка заниматься творчеством.

В зарубежных странах (Италия, США, Франция и др.) детский дизайн называют дизайн-рукоделием из-за его схожести с рукоделием. Г.Н. Пантелеев в содержание понятия «детский дизайн» включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». К первому относятся созданные самостоятельно и одномоментно небольшие украшения-аранжировки. «Дизайн-проект» является долгосрочной, коллективной работой с более сложным видом деятельности. По мнению зарубежных педагогов, в дошкольном возрасте в основном дети занимаются декоративным рукоделием. Специалисты считают деятельность по созданию детских рукоделий, предметов народного творчества близкой к «протодизайну» [26].

Детский дизайн может быть направленна как на эстетическую организацию пространства, так и на разработку визуально привлекательных, практичных предметов наполняющих среду окружающее ребенка. Созданные детьми дизайнерские объекты могут быть задействованы детьми сразу в играх. Использование детьми в играх и в быту собственных дизайнерских объектов позволяет ребенку полнее ощутить себя творцом, увидеть уровень своих умений, сравнить свой продукт с работами сверстников.

Е.Е. Игнатенко, А.Е. Янковская писали, что в первую очередь, создавая дизайнерский продукт, следует подключать воображение, нестандартно мыслить, используя цвет и форму предмета. Детский дизайн способствует развитию эстетического мировоззрения и творчества. В основу детского дизайна заложен опыт изобразительной деятельности и творческого конструирования, основываясь на этом можно говорить о сохранении этапов творческого процесса: накопление впечатлений, замысел, поиск средств его воплощения, процесс работы и результат [26].

М.С. Шошолина исследуя дизайн деятельность, написала основные положения, на которые ориентируется детский дизайн:

-принцип эстетизации предметно-пространственной среды и быта;

-принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

-принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

-принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

-принцип организации тематического пространства [37].

Г. Н. Пантелеев выделяет следующие направления детского дизайна, основываясь на возможностях, интересах ребенка:

1) «Аранжировки» - детское рукоделие, направленное на украшение одежда и интерьера. В плоскостном дизайне, аранжировка содержит в себе рисунки, мозаики, силуэты, гербарии, аппликации, выполненные и используемые детьми в играх, украшениях одежды и окружающего пространства. Объёмный дизайн предполагает создание и использование игрушек-самоделок, бумажной пластики, произведений флористики, коллажей для декорирования.

2) «Дизайн одежды» - данное направление направлено на знакомство детей с культурой одежды и отдельными понятными дошкольникам методами создания рисунков. Указанное направление способствует развитию внимания и интереса ребенка к своему внешнему виду, игровому гардеробу.

3) Декоративно пространственный дизайн - обращает внимание детей на декоративное оформление не только помещений группы, игровых построек, но и на облик зданий и ландшафтов. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

Как можно увидеть, детский дизайн многообразен: дошкольники пробую себя в  рисовании, лепке, изготовлении аппликаций и коллажей, в конструировании и моделировании, в декоративно прикладном искусстве.

Изучая дизайн дети становятся творцами, а не только исполнителями. Знакомство и приобщение дошкольников к дизайн-деятельности может происходить в режимных моментах, образовательной деятельности. Педагог создает комфортную эстетически привлекательную среду, обращает внимание детей на красоту, свойства объектов окружающих ребенка, знакомит с различными художественными приемами, материалами, способами создания изделий, собирает с детьми материал необходимый для деятельности. Изучая дизайн-деятельность дети начинают с организации комфортного кукольного игрового пространства,  далее они создают «детский интерьер» и после этого переходят к дизайну групповых помещений.

Приобщение к дизайну происходит легче у старших дошкольников, в связи с тем, что они уже  способны с помощью взрослого реализовывать свой проектный замысел и имеют опыт изобразительной деятельности. Так же в этом возрасте активно развивается художественное восприятие, творческие способности, дети стремятся к самостоятельному творчеству, у них появляется оценочное отношение к окружающему. Дошкольники могут при поддержке взрослого рисовать и конструировать по образцам и по воображению макеты зданий, ландшафтные ансамбли. Основываясь на этом, для исследования были выбраны дети данной возрастной группы.

Игра является основным видом деятельности дошкольников, поэтому не удивительно, что именно в ней дети чаще всего выступают дизайнерами. Дети наблюдают и оценивают интерьер посещаемых ими мест и могут перенести полученные ими принципы эстетического единства в свою игру, декорируя окружающее пространство, основываясь не только на назначении комнаты (кухня, спальня), но и на её эстетической привлекательности. В сюжетно-ролевых играх, театральной деятельности старшие дошкольники украшают обстановку, подбирают гардероб для себя и для кукол, они уже оценивают внешний вид окружающих и могут по внешнему виду определить профессию человека, еще дети стараются нарядно одеваться, быть аккуратными. Педагог может создавать художественно-игровые ситуации, в которых ребенок выступает модельером, что позволяет познакомить детей с таким направлением как дизайн одежды.

Дошкольники с удовольствие выполняют задания по изготовлению элементарных открыток, игрушек, им нравится выполнять аппликации. Старшие дошкольники с удовольствием выполняют задания по декорированию своего быта с  выраженной социальной мотивацией [27]. Так же дети проявляют интерес к «занятия» квиллингом, оригами, использование разнообразных изобразительных техник и материалов [3].

Рассматривая практику детских садов, Кузнецова О.В. говорит о том, что на практике зачастую смешивают понятия: «детский дизайн», «изобразительная деятельность», «творческое конструирование». Получающиеся продукты не используются в дальнейшем детьми, а складываются в папки и коробки, так что эту деятельность нельзя полноправно называть дизайнерской

Рассмотрев современные образовательные программы, мы увидели, что только в программе «Истоки» говориться о необходимости приобщить детей к искусству дизайна. В таких программах как «Радуга», «Детство», «От рождения до школы», присутствует задача по овладению некоторыми выразительными средствами в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, которые присуще дизайн-деятельности.

И.А Лыкова выделила основные задачи занятий дизайн-деятельностью в детском саду:

•        Ознакомить с дизайном как творческой деятельностью человека.

•        Помочь раскрыть специфику дизайна и его результата — единство пользы и красоты

•        Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему предметному миру и дизайну как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней

•        Расширение представлений о видах художественно-творческой деятельности человека

•        Развитие эстетического восприятия, творческого воображения и мышления, универсальных художественных способностей

•        Обогащение опыта дизайн-деятельности.

•        Создание условий для полноценного личностного роста каждого ребенка с учетом его индивидуальности [22].

Анализ 5 конспектов показал, что в рамках детского сада дети в основном занимаются дизайном одежды, реже аранжировкой и почти никогда декоративно-пространственным. Но в процессе непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками часто используют не только традиционные техники (лепка, рисование, аппликация), но и нетрадиционные (квиллинг, папье-маше, декупаж и т.п) [1,2,5,17,34].

Выводы 1.1.

Дизайн понимается как творческая деятельность, направленная на создание эстетически привлекательной, удобной и функциональной окружающей среды. Актуальна проблема развития детского дизайна, так как обучение дизайну способствует развитию детского творчества, способствует обогащению творческого замысла.

Становление дизайн-деятельности в дошкольном возрасте происходит в процессе развития декоративного рисования, лепки, аппликации; дети знакомиться с народными промыслами, изобразительными техниками подражающим росписям.

Старший дошкольный возраст благоприятен для начала изучения дизайн-деятельности в связи с тем, что они уже имеют опыт изобразительной деятельности.

1.2. Проблема развития творчества в дошкольном возрасте

Изучением творчества занимались в философы (Н.А. Бердяев, И. Кант, З. Фрейд),  психологи (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарева) и педагоги (О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе).

Понятие «творчество» изучается уже давно в философских, психологических, педагогических исследованиях. Философ Л.Н. Столович определил творчество как процесс создание качественно новых материальных и духовных ценностей. Л.С. Выготский писал, что творчество это деятельность по созданию новых образов или действий. В педагогике творчество – «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [29].

М. Арнаудов, К. Юнга говорили о том, что одним из признаков творчества является бессознательность. В связи с этим в психологии творчество рассматривают как процесс неконтролируемый сознанием и волей. В. Н. Дружинин писал, что творчество спонтанно.

Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. В исследованиях Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е.В. Алфеевой: негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ фактов семейных отношений позволил В.Н. Дружинину сделать вывод: семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка [8].

Существуют такие виды творчества как научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами [12].

Дж. Гилфорд представил основные факторы творческого проявления личности: оригинальность; чувственность; интеграцию [15].

Понятие творчество нераздельно связано с термином креативность, так как оно выступает в качестве творческой способности. Под ней понимается способность создавать оригинальный продукт, адаптированный к условиям в которых находиться человек [21]. Е.И. Николаева определила креативность, как творческую способность человека, которая проявляется в мышлении, чувствах, в отдельных видах деятельности. Е. Торренс понимал креативность как общую способность, которая строится на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Он выделил следующие этапы творческого процесса: восприятие проблемы, поиск решения, рождение и формулировка гипотез, проверка гипотез, их преобразование и нахождение результата [32].

В.Н. Дружинин выделили условия способствующие формированию креативности: отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения [8].

Л.С. Выготский писал, что воображение является основой творческой деятельности. С. Л. Рубинштейн говорил о том, что в процессе творческой деятельности формируется воображение и оно связано со способностью и необходимостью создавать новое [36].

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления [18].

Воображение может быть пассивным и активным, в свою очередь  активное делиться на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение состоит в проектировании объектов, событий, явлений по словесному описанию, условному изображению.

Творческое воображение – это создание в творческой деятельности новых объектов.

Творческая деятельность развивается постепенно из более простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение [25]. 

С психологической точки зрения дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, поскольку дети стремятся  познавать окружающий мир. Опыт и знания, который они накапливают в этот период, является необходимой предпосылкой для становления будущей эффективной творческой деятельности.

Детское творчество – форма самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой дошкольник отходит от известных ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и организовывает что-то новое для себя и других [33].

Отличительными чертами детского творчества являются: субъективная новизна результата, неосознанность цели деятельности, обобщённый характер и эмоциональная насыщенность процесса. Выделяют особенности детского творчества: высокую познавательность, отсутствие стойких стереотипов, преобладание, образ мысли.

Детское творчество в отличие от взрослого заключается в ограниченности опыта детей. Несмотря на это дети имеют больше элементов для комбинации, они  легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат [25].

В старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности – творческий. Особенность данного типа заключается в том, что теперь творческая деятельность идет от мысли к ситуации. В этом возрасте ребенок уже способен создавать новые, оригинальные рисунки и конструкции. Л.С. Выготский писал, что ценность детского творчества выступает процесс такой деятельности, а не получившийся результат [6].

Г.А. Урунтаева писала, что в дошкольном возрасте воображение является особой интеллектуальной деятельностью направленной на изменение окружающего мира. Развитие воображения детей зависит от взрослых, так как в общении с ними ребенок осваивает средства создания новых образов. Старшие дошкольники придумывают образ, основываясь не только на реальных объектах, но и на словесных рассказах. Воображение становиться произвольным, что проявляется в развитии способности создавать замысел, планировать его реализацию до начала деятельности.

Творчество детей зависит от тех способов преобразования впечатлений, которыми они овладели в игре и художественной деятельности. Изначально в изобразительном творчестве дети создают воображаемые образы, преобразовывая цвет или  необычно располагают объекты по отношению друг к другу. Дети не придумывают ни чего нового, а лишь изменяют известные образы. Постепенно в рисунках детей появляется конкретное содержание и к старшему дошкольному возрасту произведения детей становятся все более оригинальными.  

Г.А. Урунтаева выделила особенности развития воображения дошкольников:

  • воображение постепенно становиться произвольным;
  • оно превращается в фантазирование;
  • ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  • воображение переходит во внутренний план, ребенку больше не нужна наглядная опора для создания образа [35].

О.М. Дьяченко занималась изучением развития творческих способностей дошкольников и предложила разделить их на две группы:

Первая группа – способности к познанию действительности, позволяющие ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, обобщить свой познавательный опыт.

Вторая группа – способности, позволяющие ребенку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами смысла ситуации. Данные средства позволяют обобщить и выразить дошкольнику свой эмоционально-познавательный опыт [9].

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой [4].

Н.А. Рыжова писала, что для развития детского творчества важна:

  • развивающая среда поддерживающая детскую инициативу;
  • Поддержка взрослым познавательного интереса, нестандартных решений, предоставление ребенку возможности принимать самостоятельные решения;
  • поддержка творчества ребенка в семье;
  • творчество самих взрослых [30].

Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова в своем методическом пособии выделили следующие принципы способствующие развитию творческих способностей:

  • свобода выбора: в любом деятельности следует предоставлять ребенку выбор;
  • открытость: воспитывать в ребенке жажду знаний и саморазвития, а не только обучать;
  • деятельностный подход: формировать умение самостоятельно применять знания в разных областях, дополнять знания, находить новые простейшие связи;
  • обратная связь, заключается в рефлексии педагогической деятельности и деятельности детей;
  • амплификация развития: максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей [18].

Программа «ТРИЗ для дошкольников» способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, развивает способность решению нестандартных задач в различных областях действительности. Отличительной особенностью данной программы  является педагогические условия, направленные на осуществление поставленных задач:

  • взаимодействие со взрослыми и сверстника;
  • субъективная позиция ребенка в деятельности;
  • деятельность устремлена на познание окружающего мира;
  • создание свободной, комфортной среды, способствующей активной творческой деятельности при обучении дошкольников;
  • введение в структуру занятий игровых элементов, дидактических игр,
  • творческих, импровизационных и проблемных задач;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • связь детского сада с семьёй по развитию у детей творческих способностей.

Большой потенциал для развития детского творчества заключен в дизайн-деятельности, так как она стимулирует собственное творчество ребенка, способствует разрушению шаблонов и стереотипов в творчестве детей. Данный вид деятельность помогает развитию восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Выводы 1.2

Творчество является процессом деятельности, направленным на изучение и преобразование действительности, создающей новые оригинальные, ранее не существующие материальные и духовные ценности. Важнейшими элементами творческой деятельности выступают воображение и креативность. Под воображение понимается способностью человека представлять отсутствующий или несуществующий объект. Креативность – способность придумывать оригинальные идеи, быстро решать проблемные ситуации.

В старшем дошкольном возрасте воображение становится произвольным, дети способны создавать замысел и до начала его реализации планировать свой действия, подбирать необходимые средства. В художественной деятельности работы становятся все более оригинальными.

Развитие творческих способностей требует исполнение определенных педагогических условий и принципов во время работы с детьми.

Развитие творчества это целенаправленный процесс обучение, в котором взрослый передает детям свои знания, умения, способы деятельности. В повседневной жизни ребенка должны организовываться игры, задания способствующие развитию творчества. Поэтому, для развития творчества дошкольников было выбрано новое направление – детский дизайн.

Дизайн-деятельность позволяет ребенку проявить себя и свой творческий потенциал. Разнообразные материалы, используемые в процессе деятельности развивает детское воображение и фантазию, побуждают на создание новых, оригинальных образов.

Выводы по 1 главе

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современного мира, в связи с тем, что творчество играет важную роль в развитии личности ребенка. Под детским творчеством понимается самостоятельная деятельность ребенка, в процессе которой он экспериментирует, создает нечто новое.

Анализ литературы показывает, что для развития творчества детям необходимы определенные знания, умения и навыки, способы деятельности, которые дети могут, получит только во время взаимодействия со взрослыми. Творческая активность в различных видах деятельности является важнейшим условием развития творчества старших дошкольников и развития ребенка в целом. В связи с этим, актуальным становиться внедрение такого нового вида деятельности как дизайн.

Дизайн – вид деятельности, представляющий особый интерес для дошкольников и направленный на создание красивых, функциональных объектов окружающей среды. В процессе дизайн-деятельности воспитатель строит работу с детьми таким образом, чтобы они научились видеть и понимать красоту, получали яркие впечатления и стремились их выразить с помощью художественно выразительных средств, приобретали опыт художественно эстетической деятельности и использовали его в своей жизни. Занимаясь дизайном, у детей формируется устойчивый замысел, они учатся планировать свои действия, отбирать необходимые художественные средства. С помощью специально организованной пространственной среды, игр, занятий, детей учат нестандартно мыслить, подключать воображение для создания дизайнерского объекта.

Можно сделать вывод, что в процессе дизайн-деятельно развивается творчество, так как в данной деятельности ребенку необходимо задействовать основные компоненты творческой деятельности.

В целом, изученный материал показал, что работа по развитию дизайнерских умений ведётся систематически. Однако не проводится работа по знакомству детей с дизайном как видом деятельности.

 Выявленные педагогические условия указывают на необходимость их совершенствования


Глава 2. Педагогическая технология поддержки дизайн творчества детей подготовительной группы

2.1 Цель, задачи, методики

Цель: разработать педагогическую технологию развития творчества в дизайн-деятельности детей подготовительной группы.

Задачи:

1. Определить содержание развития дизайн-деятельности у старших дошкольников.

2. Разработать методы и приемы развития творчества в дизайне.

Проект по развитию творчества посредствам плоскостного дизайна «Волшебная школа дизайна»

Актуальность: Одним из весомых критерий становления творчества считается организация увлекательной, содержательной жизни ребёнка в учреждении дошкольного образования. Как известно, для развития творчества детям необходимо целенаправленное взаимодействие ребенка со взрослым в процессе которого дошкольником приобретаются определенные представления, осваиваются навыки и умения, способы творческой деятельности. В связи с этим для развития творчества старших дошкольников был создан проект по дизайн-деятельности.

Цель: развитие творчества детей средствами дизайн-деятельности.

Задачи: 

•        Развить у детей интерес к дизайн-деятельности.

•        Знакомить со способами плоскостного дизайна.

•        Развивать творческое воображение детей в процессе занятий детским дизайном.

•        Развивать художественно-изобразительные и выразительные умения.

•        Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь-апрель)

Участники: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста.

Обоснование выбора тем: выбор темы продиктован календарно-тематическим планированием воспитателя.

Проблемная ситуация: Детям предлагается побывать в волшебной школе дизайна.

 «Ребята, к нам сегодня пришла в гости волшебница Елена. Она приглашает нас в свою волшебную студию дизайна. Вы знаете кто такие дизайнеры? Волшебница нам про них не только расскажет, но и приглашает нас попробовать себя в роли дизайнера, пройти испытание и украсить волшебный зонтик».

Детям выдается: стаканчики с краской (10 цветов), одноразовые бумажные тарелки, клей, пластилин, трубочки для коктейля.


Месяц

Тема

Содержание

Ход деятельности

Сентябрь

Волшебная школа «Дизайна» (Приложение №5)

Цель: дать детям начальные представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера 

Задачи:

Заинтересовать детей дизайн-деятельностью

Учить детей самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира;

Развивать умение использовать разнообразные предметы с фактурным основанием в работе с неклассической техникой «Эстамп»;

Развивать творческие способности;

Воспитывать интерес к художественному творчеству.

Оборудование: стаканчики с краской (10 цветов), одноразовые бумажные тарелки, клей, пластилин, трубочки для коктейля.

 Дети знакомятся с «Волшебной школой дизайна», создается проблемная ситуация.

Приемы:

Прогулка

Цель: стимулировать детей к поисковой деятельности, научить собирать растения и изготавливать из них гербарий, для последующей работы с ними.

 «Ваза с листьями».

Детям предлагается создать украсить вазу используя засушенных листьев.

Вопросы для активизации: «Как еще мы можем использовать листья, чтобы украсить вазу?» (сделать оттиск листа на пластилине, использовать листья как штампы).

«Дизайнерское бюро нарядной одежды»

(Приложение №5)

Цель: создать условия для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста посредствам приобщения к дизайну одежды, используя пластилинографию.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с техниками рисования - пластилинография.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей; совершенствовать диалогическую форму речи.

Способствовать развитию творческой активности, авторской индивидуальности.

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое до конца.

Оборудование: пластилин, доски для пластилина, стеки, стразы, бусы, модель платья, шаблон платья, образцы элементов украшения.

Вариант задания для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности:

Воспитатель предлагает придумать детям наряд к празднику осени и украсить эскиз.

Организуется обсуждение способов украшения, крепления.

Октябрь

«Мы дизайнеры»

Цель: познакомить детей с различными материалами.

Задачи:

закрепить умение работать в технике в аппликации, приклеивание на липкую ленту

развитие мелкой моторики;

развитие внимания, наблюдательности, фантазии.

воспитывать желание работать сообща;

воспитывать самостоятельность, уверенность;

Оборудование: карточки с разными образцами тканей; бумажная кукольная одежда без отдельных фрагментов; большая бумажная кукла, прикреплённая на мольберте (стене); письмо, сундучок; выкройки кукольной одежды, бусины, блёстки, обёрточная бумага, нарезанные нити цветной пряжи, конфетные фантики, атласные ленты различной длины и цвета, клубок желтой пряжи, тесьма; двухсторонний скотч, клей, ножницы, разные пуговицы.

Дети изучают разные ткани, придумывают наряд для бумажной куклы.

Примеры воспросов: Какую бы  оригинальную (праздничную, нарядную, строгую) прическу вы сделали кукле? Что мы можем использовать для этого? (приклеить нитки, полоски из бумаги).  

Ноябрь

«Открытка маме»

(Приложение №5)

Цель: познакомить детей с новой технике обработки бумаги – квиллинг.

Задачи:

познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом;

научить изготавливать основные формы: «свободная спираль», «капля» и составлять из них композиции (от простых к сложным);

повысить уровень развития мелкой моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.

воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, интерес.

Оборудование: полоски для квиллинга, белые салфетки (фон, салфетки, бумажные полоски для квиллинга (ширина 10 мм, клеёнки для аппликации, инструмент для квиллинга.

Дети знакомятся с техникой «квиллинг», создают открытку для мам.

Приемы:

Игра «Укрась», детям предлагается украсить заготовку (осеннее дерево, божья коровка)   используя технику квиллинг;

Придумай, как сделать: гусеницу, дожди, яблоко, рыбку, зайца.

Декабрь

«Новогодний сувенир»

Цель: развитие творческих способностей через занятие декупажем.

Задачи:

Развивать дизайнерские умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать технические навыки - умение вырезать рисунок или вырывать его, расслаивать салфетку, составлять композицию, а также внимательность и аккуратность.

Развивать фантазию, воображение, пространственное мышление.

Формировать умения различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их;

формирование умения ориентироваться на плоскости.

Оборудование: салфетки с новогодним рисунком, ножницы, клей пва, одноразовые картонные тарелки, кисточки для клея.

Детям предлагается украсить бумажную тарелку техникой декупаж, обращая внимание на размещение объектов  в соответствии с особенностями их формы.

Получившийся сувенир дарим родителям.

Приемы:

В среду группы помещаются различные основы (круг, квадрат, доска, ромб, восьмиугольник для украшения элементами, модель со способами украшения для выбора и  заготовки для создания собственных вариантов);

Вариативные темы предлагаемы для украшения: тарелка для Снежной королевы, Фиксиков.

Январь

«Дизайнерский столик»

Цель: познакомить детей с новым способом рисования – рисование на воде.

Задачи:

учить составлять узор с помощью нетрадиционной техники рисования на нетрадиционной поверхности – столе.

закрепить имеющийся художественный опыт детей, развивать творчество, воображение, художественный вкус.

Оборудование: бумага белая размером А5, наборы для рисования в технике эбру, одежда для творчества по количеству детей.

Воспитатель знакомит детей с техникой рисования на воде, обращает внимание на контраст цветовой гаммы. Дети рисуют и переносят свой рисунок на бумагу. Все получившиеся работы переносятся на стол, так чтобы не было свободного места.

Февраль

«Валентинка»

Цель: закрепить изготовление основных элементов квиллинга  - спираль, свободная спираль, «капля», «глаз».

• Расширить возможности составления композиции

• Развивать воображение чувство формы и цвета

• Воспитывать аккуратность в работе

Оборудование: шаблоны, в виде сердца; наборы для квиллинга; клей, кисточки, ножницы, зубочистки.

Детям предлагается украсить валентинку для разных персонажей: Человека-паука, Принцессы Елены, медведя.

Март

«Необычная закладка».

Цель: совершенствовать умение создавать плоскостные сувениры.

Задачи:

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать аккуратность в работе.

Развивать пространственное воображение.

Оборудование: Цветной картон, цветная бумага, шаблоны, ножницы, клей, кисточка для клея, образцы закладок, книга.

Воспитатель предлагает создать красивые закладки для книг группы.

Задания:

Украсить закладку используя только ромбы, только круги, необычные элементы.

Апрель

Мастер-класс для родителей: «Корзина с пасхальными яйцами»

Цель: изготовление коллективной работы «Корзина с пасхальными яйцами».

Задачи:

Продолжать развивать умения декорирования изделий в технике «декупажа», «квиллинг».

Развивать способность анализировать, планировать, формировать умение действовать в соответствие со словесными инструкциями воспитателя.

Воспитывают усидчивость и аккуратность.

Детям предлагается научить родителей, украшать картонную заготовку, используя понравившийся материал, технику, пофантазировать.

Примеры игр и заданий для развития воображения, художественных способностей (используются в ОС и  совместной с детьми деятельности).

Дидактическая игра «Витражи»

Цель: формировать навыки композиционного мышления.

Оборудование: листы с изображением окна, фантики, цветная бумага, клей, кисточки.

Ход: ребёнку предлагается создать симметричные витражные узоры.

Дидактическая игра «Мозаика»

Цель: упражнять детей в определении тёплой или холодной цветовой гаммы, поиск грамотного сочетания цветов.

Оборудование: цветной картон, обрезки картона, клей, кисточки.

Ход: детям предлагается создать картину, используя «симметричные» обрезки (ваза, замок), обращая внимание на сочетание цветов.

Дидактическая игра «Укрась»

Цель: отработать приемы композиционного построения узора и принципа симметрии.

Оборудование: шаблон платьев, машин, цветная бумага.

Ход: детям предлагается украсить по их желанию платье либо машину.

Методические рекомендации по организации дизайн-деятельности:

Создавать условия для самостоятельного творчества детей (предоставлять ребенку свободу выбора материалов и действий с ними, не давать прямых инструкций относительности их действий);

Воспитывать критическое отношение ребенка к своей работе;

Поощрять желание ребенка выполнить задание по-своему;

Использование         детских         работ         для         оформления группы.

Ожидаемые результаты:

  • Дети проявляют интерес к эстетической стороне окружающей действительности;
  • Дошкольники имеют представления о дизайн-культуре;
  • способны самостоятельно передавать свои впечатления такими художественно-выразительными средствами как цвет, форма, композиция;
  • стали заниматься самостоятельной творческой деятельностью в области «дизайна», самостоятельно подбирают материал и техники изготовления творческих работ; проявляют творчество;
  • Работы, создаваемые старшими дошкольниками стали более оригинальными, детализированными;
  • Дошкольники способны критически оценивать свои и чужие изделия;  
  • Научились планировать поэтапность своих работ;
  • Дети используют свои дизайнерские продукты в среде детского сада, дом.        

Заключение

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современного мира, в связи с тем, что творчество играет важную роль в развитии личности человека. Развитие творческих способностей крайне важно именно на ступени дошкольного детства, в связи с тем, что данный период является сензитивным для их развития. Необходимо специально развивать данные способности в случае их игнорирования наступает быстрое снижение творческой активности. Что ведет за собой снижение интереса ко всей творческой деятельности. Для решения данной проблемы необходимо развивать творческую активность в различных видах деятельности. В связи с этим, актуальным становиться внедрение такого нового вида деятельности как дизайн.

Занимаясь дизайн-деятельностью, ребенок проявляет не только художественные способности, а так же фантазию и воображение, нестандартное мышление, умение сочетать цвета и форму предметов. Данная деятельность способствует развитию творчества и эстетического мировоззрения дошкольников.

Изученный материал, что работа по развитию дизайнерских умений ведётся систематически. Однако не проводится работа по знакомству детей с дизайном как видом деятельности, упоминается, что работы не используются детьми в преобразовании своего окружения. В связи с этим деятельность детей нельзя назвать полноправно дизайнерской, так как дизайн-деятельность подразумевает использование объектов в быту.

Полученные данные показывают необходимость развивать творческих способностей в дизайн-деятельности. Данная работа осуществляется в долгосрочном проекте. В результате, которого планируется дать детям представление о дизайн-культуре; научить планировать поэтапность своих работ; способствовать развитию воображения и самостоятельного творчества.

Выбор тем проекта продиктован интересами детей и календарно-тематическим планированием воспитателя. В проекте используются разнообразные материалы и техники, которые способствуют возникновению интереса детей к творческой деятельности. Так же применяются специальные приемы поддержки творчества: детям предлагается украсить и изменить образец, перебрать способы украшения и др.


Библиография

  1. Ананьева О. Ю. Конспект «Детский дизайн». Электронный ресурс: http://a2b2.ru/methods/2816_konspekt__detskiy_dizayn Дата обращения: 09.05.2019.
  2. Богинь. Е. Конспект занятия по детскому дизайну для детей старшей группы. Электронный ресурс: https://vscolu.ru/konspekty-zanyatij/konspekt-zanyatiya-po-detskomu-dizajnu-dlya-detej-starshej-gruppy-5-6-let.html Дата обращения: 15.02.2021.
  3. Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенка Е.Е. Особенности и условия развития дизайн-деятельности старших дошкольников//Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 10. - С. 50-69.
  4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: Монография. — М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
  5. Ветрова Е. «Дизайн поздравительной открытки». Развитие дизайнерских способностей воспитанников. Электронный ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/-dizain-pozdravitelnoi-otkrytki-razvitie-dizainerskih-sposobnostei-vospitanikov.html Дата обращения: 09.05.2019.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  7. Демарчек К.В. Декоративно-прикладное искусство и дизайн: различия и сходства//Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(17). — М.: Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-8.
  8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: «Питер», 2007.
  9. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.
  10. Ермаков М. Основы дизайна. Художественная обработка металла. Учебное пособие. - М.: ЛитераФорте, 2014. - 600с.
  11. Игнатенко Е.Е., Янковская А.Е. Дизайн–деятельность как средство формирования художественных умений и навыков детей среднего дошкольного возраста. Электронный ресурс:  http://xn--50-6kcpbe8fh.xn--p1ai/opytno-eksperimentalnaya-rabota/nauchno-prakticheskaya-konferentsiya Дата обращения: 15.02.2021.
  12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - Спб: «Питер», 2012. - 448с.
  13. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
  14. Катханова Ю.Ф. Дизайн: Учебное пособие для младших школьников: ВЛАДОС, 1994. – 190с.
  15. Коломиец Е. Ф. Основные направления изучения феномена креативности //Вестник СПбГУ. - 2008. - №3.
  16. Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999).
  17. Кондратьева О. Конспект интегрированного занятия по декоративной аппликации для детей старшей группы «Превращение старого чемодана». https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-po-dekorativnoi-aplikaci-dlja-detei-starshei-grupy-tema-prevraschenie-starogo-chemodana-169836.html Дата обращения: 14.02.2021.
  18. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  19. Кочеткова Л. Конспект образовательной деятельности «Дизайнерское бюро нарядной одежды». Электронный ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-tema-dizainerskoe-byuro-narjadnoi-odezhdy-vozrastnaja-grupa-podgotovitelnaja.html Дата обращения: 09.05.2019.
  20. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. Электронный ресурс: https://urok.1sept.ru/articles/419196 Дата обращения: 15.02.2021.
  21. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. – М. «Когито-Центр», 2009. - 216с.
  22. Лыкова И.А. Дизайн в образовательном пространстве детского сада (Проектируем программу художественного развития)//Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2015. – № 2. - 100-107 с.
  23. Малиновская Л. П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. – Тернополь, 1993.
  24. Малышева В. Конспект НОД по художественному творчеству «Школа дизайна волшебницы Анойи». Электронный ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-hudozhestvenomu-tvorchestvu-shkola-dizaina-volshebnicy-anoii.html Дата обращения: 09.05.2019.
  25. Николаева Е.И. Психология детского творчества: учеб. пособие. – СПб: «Питер», 2017.
  26. Пантелеев Г. Детский дизайн. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192с.
  27. Писаренко Т.А., Ставнистый Н.Н. Основы дизайна. - Владивосток: Дальневосточный государственный университет, 2005. — 113 с.
  28. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./председатель научно-ред. совета А. М. Прохоров. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.
  29. Рыбаков С.Г. Порядок расположения элементов, связей, отношений в освоении ремесла художника. Скульптура, живопись, рисунок, их структура в учебном аспекте. Электронный ресурс:  http://conf.tsu.tula.ru/index.php?did=114 Дата обращения: 09.05.2019.
  30. Рыжова Н.А. Развитие творчества у детей и взрослых как условие образования для устойчивого развития//Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http://www.art-education.ru/AE-magazine. – 2012. - №1.
  31. Сычева Е. Конспект НОД в старшей группе детского сада «Цветы для мамы» в технике квиллинг. Электронный ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-starshei-grupe-detskogo-sada-cvety-dlja-mamy-v-tehnike-kviling.html Дата обращения: 09.05.2019.
  32. Туник Е.Е. Диагностика креативности Тест: Торренса Е. — СПб.: ИМАТОН, 1998. — 171 c.
  33. Уварова Л.Н., Хасанова Д.З. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста//Наука и образование в глобальных процессах. - 2016. -№1. – 41-43 с.
  34. Умерова З.А. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и аппликации «Дизайн-мастерская». Электронный ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspek-zanjatija-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-i-aplikaci-na-temu-dizain-masterskaja.html Дата обращения: 09.05.2019.
  35. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с.
  36. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст]//Молодой ученый – 2015 – №24 – 1053-1055 с.
  37. Шошолина М.С. Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста. Электронный ресурс:  https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2016/03/23/aktualnyy-pedagogicheskiy-opyt-dizaynerskaya Дата обращения: 09.05.2019.
  38. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов//Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 65.