Главные вкладки

    Развитие связной и образной речи у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество (отчёт о проделанной работе)
    занимательные факты по развитию речи (старшая группа)

    Цветкова Наталия Борисовна

    Благодаря речи, ребёнок развивается всесторонне, потому что она является основным средством общения. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развития речи, мышления и мотивации поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchyot_po_rabote.docx22.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие связной и образной речи у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество

       Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно благодаря речи, ребенок развивается всесторонне, потому что она является основным средством общения. Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве,  поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

    На основании  вышеизложенного,  мною был составлен проект, цель которого: использование  произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного  возраста

    Задачи:

    1.Развитие связной и образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества

    2.Формирование творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей в процессе приобщения к русскому фольклору

    3.Воспитание любви к народному искусству и народным традициям

       При общении с детьми своей группы я  заметила у них интерес к русскому фольклору. Проведя диагностику, сделала вывод, что монологическая (связная) речь недостаточно развита у большинства детей, и нужно над этим работать. Поставила себе задачу, как легче подойти к этой проблеме, чтобы детям было интересно. Словарный запас детей мал, примитивен, происходит оскудение русского языка, исчезает его красота, образность. Моей задачей было показывать детям красоту русского языка через устное народное творчеств, сформировать у детей интерес к фольклору и, как следствие, развивать монологическую и образную речь детей. В процессе работы старалась обогатить детей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову, внести настроение непринуждённости на занятиях, постепенно раскрывая содержание произведений. Применяла  принцип наглядности, используя методический приём «обыгрывание» действий. Использовала приём «вхождения» в произведение – частичной драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия с детьми. Мною был разработан и внедрён алгоритм принятия ролевого образа, состоящий из семи ступенек:

    1-выбор произведения,  

    2- чтение (рассказывание),  просмотр, рассматривание иллюстраций

    3- беседа-обсуждение

    4- пересказ произведения с использованием различных видов театров (произвольное запоминание слов)

    5- пересказ по ролям с использованием масок

    6 - выбор роли ребёнком

    7- принятие ролевого образа (использование мимических упражнений, пластических этюдов, музыкально-сценических движений для передачи его выразительности)

    Наглядный материал,  мнемотаблицы,  мнемодорожки помогали  детям лучше усвоить данный материал или тему. Увлекала детей содержанием художественного произведения, ходом разворачивающихся событий в тексте. Использовала игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу. В процессе обыгрывания потешки, сказки, дети учились сочинять свои сказки, менять концовки к сказкам. Чтобы развить у детей умение рассуждать логически и  выражать свою мысль я использовала приём сочинения небылиц, который очень нравятся детям. Все занятия проходили в игровой форме, использовала игры на чувства, «минутки смеха». Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в своей работе  скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами. Элементы фольклора включала во все занятия, учитывая интересы детей. По моему мнению, такой приём пробуждают интерес к новым словообразованиям, удовлетворяет  возникшую у ребенка потребность в художественном слове, расширяет словарный запас,  развивает воображение. В процессе работы над проектом в группе были оформлены выставки детских работ по изодеятельности: «Золотая хохлома», «Весёлый городец», «Сине-голубая гжель», «Дымковская игрушка». Совместно с  музыкальным руководителем были подготовлены и проведены фольклорные  праздники: «Рябинник», «Шалуны-балуны», «Ярмарка», «Осенины»; музыкальные сказки: «Гуси-лебеди», «Приключения Колобка».  Кроме того, я вела работу с родителями. Они были примером для своих детей, жили жизнью группы. У родителей я заметила интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Они с удовольствием разучивали с детьми потешки, загадки, считалки, подбирали пословицы и поговорки, объясняли их смысл.

       Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Результатами является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Ребята используют в активной речи потешки, считалки, загадки, имеют запас знаний сказок и сказочных героев, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности, принимают активное участие в народных праздниках. Дети научились видеть красоту русского народного слова через игры, беседы, занятия. Постоянно расширяют свой кругозор, речь становится грамотной, используют народные слова и понимают их смысл. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

    1.У большинства детей  увеличился словарный запас

    2.Повысилась общая звуковая культура речи

    3.Улучшилась связная (монологическая) речь

    Таким образом, целенаправленное и систематическое использование фольклора в работе  с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый и вечный. Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития связной  речи и всех сторон личности ребенка,  позволяют детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

    Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

    Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

    В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

    Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей....

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

    Планомерное,систематическое использование устного народного творчества в работе ДОУ воспитателями, будет являться эффективным  средством в развитии речи детей  старшего дошкольного возраста....

    Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

    Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, п...