Главные вкладки

    Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

    Екибаева Галина Григорьевна

    Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пестушки, заклички, считалки), песни, танцы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ

    (младшая группа)

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

    через устное народное творчество.

      Раннее детство, от одного года до трех лет - возраст, который является одним из важных в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот период жизни ребенка во многом зависит от педагогов. Мы должны наполнить жизнь ребенка новыми знаниями, впечатлениями, духовно обогатить среду, в которой он растет. Для ребенка речь является незаменимым средством общения, но также играет большую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.

      Работая во второй группе раннего возраста, я пришла к выводу, что успешнее всего развивать речь детей через использование устного народного творчества. Ведь многие фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи – это не может не отразиться на речи ребенка. Знакомясь с устным народным творчеством, ребёнок раньше станет говорить, раньше научится выражать свои мысли. Также познает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения не только улучшает речь ребенка, но и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

    Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пестушки, заклички, считалки), песни, танцы.

      Устное народное творчество создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

    Для работы над данной темой мною были поставлены цель и задачи:

    Цель: Способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с  устным народным творчеством.

    Задачи:

    - продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, изобразительным и прикладным искусством России;

    - развивать связную речь, познавательный интерес, творческие способности, мелкую моторику рук дошкольников. Расширять игровой опыт через народные подвижные и пальчиковые игры;

    - воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.

      Используемые  методы и приемы: 

    - словесные: беседа, рассказ, вопросы к детям, чтение потешек, песенок, загадок;

    - наглядные: мультимедийные пособия, рассматривание игрушек, иллюстраций в книгах;

    - практические: игровые (народные подвижные игры), настольный и пальчиковый театры, выполнение раскрасок.

    Работа с детьми:

    - занятия, досуги, развлечения;

    - народные подвижные, пальчиковые и сюжетно-ролевые игры;

    - индивидуальная работа.

      В течение учебного года в группу поступают новые дети. Для них очень важен период адаптации к новой среде, ведь дети раннего возраста очень ранимы. И чтобы малыши легче освоились в новой обстановке, важно использовать разные формы фольклора: потешки, песенки, пестушки, пальчиковые игры и др. Ведь ценность фольклора заключается в том, что с его помощью можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции, симпатию к педагогам и детям.

      Организация  развивающей предметно-пространственной среды:

    - Составлены картотеки на основе детского фольклора:  «Подвижные народные игры», «Потешки в режимные моменты», «Пальчиковые игры для детей раннего возраста».

    - Пополнен «Книжный уголок»: книги большого формата, книги-игрушки, книжки-малышки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам, песенкам.

     - Изготовлены настольные театры: «Теремок»«Колобок» и театры на фланелеграфе«Три медведя», «Репка»«Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», пальчиковый театр «Колобок». 

    - Изготовлены маски животных для подвижных игр.

             - В группе пополняется «Уголок ряженья».

       Работа над темой дала следующие результаты: 

    - дети знакомились с устным народным творчеством, изобразительным и прикладным искусством России;

    - речь детей удалось развить (по результатам мониторинга): обогатился и активизировался словарь, улучшилось качество связной речи.

    - развивался познавательный интерес, творческие способности, двигательная активность, мелкая моторика рук дошкольников;

    - фольклор эффективно повлиял на духовное и эмоциональное развитие детей.

      Вывод: Использование устного народного творчества в образовательно-воспитательной деятельности развивает детей раннего возраста: познавательный интерес, мышление, воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает к народной культуре. С помощью малых форм фольклора (потешки, считалки, заклички, пестушки и др.) можно решать практически все задачи методики развития речи дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

    В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....

    Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

    Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

    Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»

    В даном проекте предпринята попытка использовать фольклор, как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста. Ведь на данном жизненном этапе ребенка э...

    Педагогический проект "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

    Цель проекта - использование малых форм устного народного творчества для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста....

    Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество» 2014 год

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаим...