Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Екибаева Галина Григорьевна

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пестушки, заклички, считалки), песни, танцы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ

(младшая группа)

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

через устное народное творчество.

  Раннее детство, от одного года до трех лет - возраст, который является одним из важных в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот период жизни ребенка во многом зависит от педагогов. Мы должны наполнить жизнь ребенка новыми знаниями, впечатлениями, духовно обогатить среду, в которой он растет. Для ребенка речь является незаменимым средством общения, но также играет большую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.

  Работая во второй группе раннего возраста, я пришла к выводу, что успешнее всего развивать речь детей через использование устного народного творчества. Ведь многие фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи – это не может не отразиться на речи ребенка. Знакомясь с устным народным творчеством, ребёнок раньше станет говорить, раньше научится выражать свои мысли. Также познает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения не только улучшает речь ребенка, но и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пестушки, заклички, считалки), песни, танцы.

  Устное народное творчество создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Для работы над данной темой мною были поставлены цель и задачи:

Цель: Способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с  устным народным творчеством.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, изобразительным и прикладным искусством России;

- развивать связную речь, познавательный интерес, творческие способности, мелкую моторику рук дошкольников. Расширять игровой опыт через народные подвижные и пальчиковые игры;

- воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.

  Используемые  методы и приемы: 

- словесные: беседа, рассказ, вопросы к детям, чтение потешек, песенок, загадок;

- наглядные: мультимедийные пособия, рассматривание игрушек, иллюстраций в книгах;

- практические: игровые (народные подвижные игры), настольный и пальчиковый театры, выполнение раскрасок.

Работа с детьми:

- занятия, досуги, развлечения;

- народные подвижные, пальчиковые и сюжетно-ролевые игры;

- индивидуальная работа.

  В течение учебного года в группу поступают новые дети. Для них очень важен период адаптации к новой среде, ведь дети раннего возраста очень ранимы. И чтобы малыши легче освоились в новой обстановке, важно использовать разные формы фольклора: потешки, песенки, пестушки, пальчиковые игры и др. Ведь ценность фольклора заключается в том, что с его помощью можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции, симпатию к педагогам и детям.

  Организация  развивающей предметно-пространственной среды:

- Составлены картотеки на основе детского фольклора:  «Подвижные народные игры», «Потешки в режимные моменты», «Пальчиковые игры для детей раннего возраста».

- Пополнен «Книжный уголок»: книги большого формата, книги-игрушки, книжки-малышки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам, песенкам.

 - Изготовлены настольные театры: «Теремок»«Колобок» и театры на фланелеграфе«Три медведя», «Репка»«Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», пальчиковый театр «Колобок». 

- Изготовлены маски животных для подвижных игр.

         - В группе пополняется «Уголок ряженья».

   Работа над темой дала следующие результаты: 

- дети знакомились с устным народным творчеством, изобразительным и прикладным искусством России;

- речь детей удалось развить (по результатам мониторинга): обогатился и активизировался словарь, улучшилось качество связной речи.

- развивался познавательный интерес, творческие способности, двигательная активность, мелкая моторика рук дошкольников;

- фольклор эффективно повлиял на духовное и эмоциональное развитие детей.

  Вывод: Использование устного народного творчества в образовательно-воспитательной деятельности развивает детей раннего возраста: познавательный интерес, мышление, воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает к народной культуре. С помощью малых форм фольклора (потешки, считалки, заклички, пестушки и др.) можно решать практически все задачи методики развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»

В даном проекте предпринята попытка использовать фольклор, как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста. Ведь на данном жизненном этапе ребенка э...

Педагогический проект "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

Цель проекта - использование малых форм устного народного творчества для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста....

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество» 2014 год

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаим...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоян...