Главные вкладки

    Сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста через устное народное творчество
    презентация к занятию (развитие речи, младшая группа) по теме

    из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensomotornoe_razvitie_doshkolnika.docx22.94 КБ

    Предварительный просмотр:

              Сенсомоторное   развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

              Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление и воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания  дошкольников.

    Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у детей  остается недостаточно времени.

    Работая с детьми,  мы заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. И мы пришли к выводу, что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном, так и в воспитательном процессе.

    В работе с детьми мы используем следующие виды фольклора:

    - пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;

    - потешки - игры взрослого с ребенком ( с его пальчиками, ручками);

    - заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю…)

    -приговорки –обращения к насекомым, птицам, животным;

    -считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх;

    -скороговорки и частоговорки- незаметно обучающие детей правильной и чистой речи;

    -дразнилки- веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения;

    -прибаутки, шутки, перевертыши- забавные песенки, веселящие детей;

    -докучные сказочки- у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

    В своей работе мы используем детский фольклор в разных видах деятельности:

    • В обучении правильному произношению.
    • В приобщении детей к русской национальной и татарской культуре.
    • В непосредственно-образовательной деятельности.
    • В беседах.
    • В наблюдениях.
    • В народных подвижных играх.
    • В играх на развитие мелкой моторики.
    • В театрализованной деятельности.
    • В инсценировках.

     Сегодня мы хотели бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом детской деятельности детей. Игры дают нам возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

    Самые любимые игры у детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

    Пастушок, пастушок,

    Заиграй во рожок!

    Травка мягкая, роса гладкая.

    Гони стадо в поле,

    Погулять на воле!

    И таких игр множество, дети любят играть в них, так как в играх они самореализовываются, показывают себя. А для нас такие игры ценны еще и тем, что помогают развивать речь детей.

    Следующий вид игр, в которых мы используем детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

    • Самомассаж;
    •  Шевеление пальчиками;
    • Поочередное пригибание пальчиков к ладони сначала с помощью, а затем и без помощи другой руки;
    • Разведение пальцев и их сведение;
    • Хлопки;
    • Сжимание пальцев в кулак и разжимание;
    • Помахивание кистями сверху вниз, к себе и от себя;
    • Вращение кистей – «фонарики».

    Вместе с движениями произносим, к примеру, такие слова:

    У бабы Фроси пяток внучат,

    У бабы Фроси пяток внучат,

    (Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом – другую.)

    Все каши просят,

     Все криком кричат

    (Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею.)

    Акулька – в люльке,

    Аленка – в пеленке,

    Аринка – в перинке,

    Степан – в печке,

    Иван – на крылечке.

    ( Пригибают пальчики, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

    Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руки детей, мы учим их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже  ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на инструментах и т.д. Свой показ дети пытаются сопроводить выразительными пантомимическими движениями, жестами. Так при проговаривании и обыгрывании потешки:

    Я – рыжая лисица,

    Я – бегать мастерица,

    Я по лесу бежала,

    Я зайку догоняла,

     И в ямку – бух!

    Дети бегают, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

    Большое место в работе отводим шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

    - Где ты, брат Иван?

    - В горнице.

    - А что делаешь?

    - Помогаю Петру.

    - А что Петр делает?

    - Да на печи лежит!

    Планируя игры, детский фольклор подбираем разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

    На материале детского фольклора составляем различные игры инсценировки с использованием пальчикового театра (ручной работы), например сказка «Репка», « Колобок», «Теремок»…

    Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завели папку «Учите вместе с нами». В нее мы записывали поговорки, потешки, считалки, и родители могли дома повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России, а это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который мы могли бы использовать в играх, мы давали родителям творческие задания : « отправиться в фольклорную энциклопедию той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами…

    Таким образом у нас появились новые игры народов Поволжья: народная башкирская игра «Юрта», чувашская игра «Хищник в море», русская народная игра «Горелки с платочком», татарская народная игра «Горшки», мордовская игра «Раю-раю», марийская народная игра «Биляша», а так же множество потешек, поговорок, дразнилок.

    Заканчивая свое  выступление, хотела бы обратить ваше внимание на то, что детский фольклор очень помогает во время адаптации детей в установлении контакта ребенка и взрослого, в создании благоприятной обстановки. В процессе работы мы выяснили, что детям фольклор близок и интересен. А мы, педагоги, должны им помогать приобщаться к фольклору, играть и играть, набираясь ума-разума, приобщать детей к национальной культуре, что так важно на сегодняшний день.

    Используемая и рекомендуемая литература:

    1. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Творческий центр. Москва, 2004г

    2.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Просвещение, 1957.

    3.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». Москва, 1994г.

    4. Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996г.

    5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

    6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986.

    7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.

    7. Микляева Н.В., Микляева М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006

    8. Петров В.М., Гришина Г.Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г

    9. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. — М.: Юнвес, 2000.

    10. Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007.

    11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1972.

    12. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

    В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....

    Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»

    В даном проекте предпринята попытка использовать фольклор, как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста. Ведь на данном жизненном этапе ребенка э...

    Педагогический проект "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

    Цель проекта - использование малых форм устного народного творчества для повышения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста....

    Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество» 2014 год

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаим...

    Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

    Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, п...

    Развитие связной и образной речи у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество (отчёт о проделанной работе)

    Благодаря речи, ребёнок развивается всесторонне, потому что она является основным средством общения. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развити...

    Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество

    Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоян...