Воспитание с помощью народных игр
статья

Зоркова Анастасия Даниловна

Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Белинский

Игры сопровождали людей на протяжении всей истории человечества. И совсем не всегда безраздельными хозяевами в игровом царстве были дети. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы мироздания и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Проигрывая в календарных и семейных обрядах важнейшие события и состояния человеческой жизни (свадьба, рождение ребенка, трудовая деятельность, старость), люди психологически подготавливались к ним. Так облегчался переход от одного жизненного цикла к другому.

Очень давно игра отделилась от обрядовых действий и начала самостоятельную жизнь. Она присутствует в самых разных областях человеческой деятельности. По ее законам строятся театральные представления и спортивные состязания. Даже общение между людьми зачастую подчиняется игровым правилам.

И конечно, без игры немыслим мир детства. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют о том, насколько многообразна была еще в XIX — начале XX века игровая деятельность и крестьянского, и городского ребенка. На памяти старших наших соотечественников непременное присутствие настольных, подвижных, ролевых игр в семейной жизни. Они помогали преодолевать монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали теплую атмосферу семейного очага.

К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества, так как, по мнению психологов, здоровым может быть назван только тот человек, кто умеет работать, любить и играть.

Однако  дети всегда остаются детьми, и жить для ребенка — означает играть. Как и много лет назад, именно через игру дети познают окружающий мир и самих себя, учатся общению, освобождаются от переполняющих их эмоций, и положительных, и негативных, зачастую даже неосознаваемых.

Но детское сообщество не может существовать совершенно независимо от процессов, характерных для мира взрослых. И в настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей сейчас довольно однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. В этой ситуации обращение к народным играм — основе игровой культуры в целом — реально поможет педагогу в работе с детьми.

Мир ребенка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто - другой. Долгое время малыш не владеет в достаточной мере способами общения и разрешения проблемных ситуаций, предлагаемых ему взрослыми. Он просто к ним не готов. А вот через игру ребенок наиболее полно выражает свои чувства и переживания. Игра - естественная форма детского существования. Следовательно, самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с малышом — значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Неверным было бы представление, что вступающий в игру взрослый опускается на более низкий уровень общения. Скорее наоборот: игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. Хорошо владеющий игровыми навыками педагог может достичь с их помощью самых разнообразных целей:

активизировать память, внимание, мышление детей;

подготовить их к определенному виду деятельности;

решить сугубо психокоррекционные задачи (отыгрывание конфликтных ситуаций, работа с агрессией, страхами, замкнутостью, гиперактивностью, сложностями в общении; налаживание внутригрупповых отношений);

в предельно естественных условиях выявить особенности межличностных отношений в группе и их динамику.

Конечно, чаще всего игра начинается ради нее самой, «для удовольствия», без обдуманных заранее методических целей. Но,  и в таком случае она несет в себе мощный потенциал, способствующий установлению здоровых,  открытых отношений между детьми и взрослыми, побуждает к творчеству, помогает играющим лучше понимать друг друга. При этом исподволь решаются многие вопросы межличностного общения и достигаются вышеупомянутые цели.

К настоящему времени накоплен огромный массив игр, служащих самым разнообразным практическим целям. Есть среди них и игры, разработанные в наши дни на базе новейших психологических знаний.

И все же игры, самостоятельно живущие в детском обществе, и тем более игры традиционные, занимают особое место в процессе воспитания. Они проверены временем, в их основе интуитивно-правильный подход к реализации потребностей ребенка. Потому-то они столь органично и непринужденно входят в жизнь детей. С педагогической точки зрения их отличает широкая направленность, так как в каждой совершенно естественно решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, укореняются полезные навыки общения и неписаные законы существования отдельного человека в группе.

Ведущей деятельностью человека в дошкольном возрасте является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. 

Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Сопровождающая народные игры речь — это настоящая сокровищница для педагога. Как уже было сказано, в последнее время репертуар игр, существующих внутри детского сообщества, значительно уменьшился. А из сохранившихся практически исчезли традиционные игровые тексты. Это лишило игру одного из самых важных ее звеньев. Считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ведь малыш, произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником. В зависимости от интонации и громкости, с которыми игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать мощное эмоциональное и психокоррекционное воздействие на играющих.

Дошкольное детство — период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки. Произнося веселые, часто «тарабарские» слова, ребенок получает власть над языком. Благодаря этому он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этических представлений с помощью народной игры.

   Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребёнка формой освоения морали....

Статья "Развиваем речь ребенка с помощью народного творчества"

Многие ученые говорят, что ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. В этом возрасте у детей интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, возникает речь, жизнь ре...

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью народных игр и забав»

Обогащение двигательного опыта детей через                  народные подвижные игры и забавы....

нравственное воспитание при помощи русской народной сказки

В мире много сказок -  грустных и смешныхи прожить на свете нам нельзя без нихГлавное назначение сказок - воспитание добрых чувств....

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольников с помощью народной игры

laquo;Духовно – нравственное воспитание детей дошкольников с помощью народной игры»  (слайд 1)Иванушки, Аленушки!Храни вас Бог, храни!Вы золотые зернышки моейВсея Руси.Молчанием иль ...

Сценарий литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и их родителей «Нравственное воспитание при помощи русских народных сказок»

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка; развитие совместного творчества родителей и детей; развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, обсуждать с ним предстоящую...

Воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью народных сказок

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...