Формирование этических представлений с помощью народной игры.
рабочая программа (младшая группа) по теме

Желтова Марина Юрьевна

     Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребёнка формой освоения морали.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование этических представлений с помощью народной игры.

   

              Раздел «Социальное развитие» включён почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. В них ставится задача формирования  у детей положительного отношения  ко всем людям, независимо от их пола, национальной принадлежности, развитие социальных чувств и представлений. Важность задач очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы этики.

     Психолого – педагогические исследования показали, что основные проблемы в формирования этических представлений у детей связаны с непониманием смысла поступков окружающих их людей, с невнимательностью к интересам  и ценностям тех, с кем общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении, с отсутствием навыка выражения своей симпатии, участия, расположения, желания завязать контакт, неумением добиваться общего результата, достойно проигрывать, договариваться, идти на компромисс, подчиняться общепринятым требованиям, соблюдать дисциплину и т д.

   Научить ребенка соблюдать разумные правила – это краеугольный камень педагогики, основа, принцип и условие человеческого существования.

   Становление этических представлений у дошкольников представляет собой длительный и сложный процесс от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представлений до полного овладения их содержанием.

 В такой естественной, игровой, художественной форме, как народные игры,  ребенок усваивает     необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил (в противном случае, он выпадает из игры, а эта санкция достаточно действенна для него), а также получает возможность, умение и навык совместной деятельности, коллективного взаимодействия в целом.

      По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, источник духовного роста в дошкольном возрасте.

     Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребёнка формой освоения морали.

Народные игры, игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других

играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые).Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствия требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.

Новизна заключается в том, что дети придумывают правила игры или нескольких игр с помощью морфологического  анализа.

     Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

       Я предполагаю, что системное использование в учебно- воспитательном  процессе народных игр  сформирует у  детей шестого года жизни этические представления.

В связи с этим ставлю цель:

1.Создать условия для формирования у  детей шестого года жизни этических представлений на основе системного использования в учебно- воспитательном процессе народных игр.

2. Повысить уровень информационно- коммуникативной и проектной культуры.

Задачи:

 1. Проанализировать имеющийся опыт педагогов- исследователей по изучаемой проблеме.

2. Разработать основные показатели сформированности этических представлений у детей на основе анализа методико -педагогической  литературы.

3. Определить уровень сформированности этических представлений детей.

4.Разработать систему использования народных игр как средство формирования этических представлений.

5. Внедрить в практику систему использования народных игр.

6. Подвести итоги полученных результатов, презентовать их.

7. Распространить опыт использования народных подвижных игр как средство формирования этических представлений.

Методы:  1. Анализ научно- методической литературы по изучаемой проблеме.

                 2. Изучение педагогического передового опыта.

                 3.Педагогические  наблюдения.

                  4. Анализ.

                 5. Диагностирование.

                 6. Разработка системы работы.

Этапы работы над  методической темой.

Этапы

Год

Содержание

месяц

 Результат

  1. Организационный

2007 г.

1. Подобрать литературу по проблеме

Май

Список литературы

2.Составить перечень народных игр для детей от 3 до 7 лет.

Май- сентябрь

Список подвижных игр

3. Получить информацию от родителей об использовании народных игр дома.

Сентябрь

Информация

4. Проинформировать родителей о задачах формирования этических представлений с помощью народной игры.

Сентябрь- октябрь

Сформировано представление о задачах формирования этических представлений

5. Составить игротеку народных подвижных игр для детей 3 -7 лет

Май- декабрь

Картотека

6. Разработать сценарий развлечения с использованием народных игр.

Ноябрь

Сценарий

7. Изготовить атрибуты для  проведения подвижных народных игр.

Октябрь

Атрибуты

8. Составить карты изучения этических представлений.

Сентябрь -декабрь

Карта

2. Этап

Диагностический

2007, 2008,

2009г..

Изучить  уровень   сформированности  этических представлений

Октябрь, май, декабрь

Справка

3 Этап

Практический

2007 г

Разработать  перспективный план использования народных подвижных игр для детей  3 -6 лет

Август- сентябрь

план

2007-2008г

2008-2009

Реализовать перспективный план использования народных подвижных игр в практику работы с детьми 3 – 7лет.

Октябрь- май

Октябрь- декабрь

Внедрение

2007г

2008г

2009

Провести цикл бесед и  консультаций для  родителей.

Декабрь

Январь

октябрь

4. Обобщающий

 2009

Подготовить доклад на  методическом объединении «Значение народных  подвижных игр в формировании этических представлений у детей».

декабрь                     Текст доклада

доклад

5. Внедряющий

 2010г.

Провести дни народных игр для родителей;

    для воспитателей.

март        Сценарии

Сценарии ;

Отзывы.

Перспективное планирование народных игр.

Младшая группа («2007 – 2008 г.г.)

Задачи::

  • Учить проявлять настойчивость в освоении нового действия в игре.
  • Развивать умение действовать по сигналу.
  • Учить видеть правильное выполнение правил игры другими детьми.
  • По показу воспитателя включаться в общую игру.
  • Учить проявлять сочувствие к сверстнику.
  • Учить радоваться общим результатом игры.
  • Учить понимать, какое поведение в игре вызывает одобрение взрослого.
  • Развивать умение спокойно играть со сверстниками в знакомую подвижную игру.
  • Развивать умение охотно откликаться на предложение сверстника поиграть в знакомую подвижную игру.

Месяц

Неделя

Название

Варианты

Ноябрь

1

«Огуречик»

Ввести мышек, которые будут догонять огуречик.

2

3

«Лохматый пёс».

Пёс не ловит детей

4

Вводится пёс и два щенка

Декабрь

1

«Курочка- хохлатка».

Согласовывать слова и движения

2

Ввести коршуна

3

«Воробушки и автомобили»

Автомобиль  ездит  между  препятствиями.

4

Ввести несколько машин

Январь

1

2

«Ай, гугу».

Выбирает воспитатель

3

Дети по желанию выбирают кому помочь «выпрыгнуть из лужи».

4

«Лиса и гуси».

Лиса ловит гусят и уводит к себе.

Февраль

1

Дети выручают попавших в беду гусят.

2

«У медведя во бору».

Выбор ведущего по считалке

3

Кого медведь поймал, выполняет просьбу медведя (спеть, придумать загадку и т. д. )

4

«Смелые мышки».

Игра проводится без ловли мышек

Март

1

Спасаться от кота мышки могут за любой чертой.

2

«Кот мыши»

Дети играют в кругу.

3

Встают парами лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход- нору.

4

«Пчёлки и ласточка»

Ласточку выбираем с помощью жеребьёвки.

Апрель

1

Пчёлки находят себе «цветы», на возвышенности, не касаясь пола.

2

«Салочки- догонялочки»

Чертится дом для салочки и для детей.

3

Пойманные уходят в дом салочки.

4

Придумывание новой игры с помощью морфологического анализа.

Май

1

Башкирская нар. игра «Стрелок.»

Стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним.

2

Выбрать двух стрелков: один в середине, другой за внешним кругом.

3

Литовская нар. игра «Король зверей.»

Король не выходит за черту.

4

Новая игра с помощью морфологического анализа.

Перспективное планирование народных игр.

Средняя группа (2008-2009г)

Цели:

  • Учить быть вежливым в игре.

  • Учить приглашать сверстников в общую подвижную игру.

  • Учить устанавливать связь между поведением  в группе сверстников и ответным отношением к нему детей.

  • Развивать умение самостоятельно организовать игру.

  • Учить  соблюдать  правила игры, чтобы не выбыть из неё.

  • Развивать умение проявлять инициативу.

  • Развивать умения  ориентироваться на позиции других людей.

  • Развивать умение  совместно действовать в игре.

  • Учить выполнять главные и второстепенные роли в игре

  • Учить понимать и принимать поставленную в игре задачу.

Месяц

неделя

Название

Варианты

Октябрь

1

«Мышеловка»

Мышки выбираются с помощью считалки..

2

Дети придумывают варианты игры  с помощью

3

«Гуси- лебеди»

морфологического анализа

4

Гуси улетая, преодолевают препятствия.

Ноябрь

1

«Жмурки»

Жмурку выбирают с помощью жеребьёвки.

2

«Жмурка» отгадывает на ощупь, кого поймал.

3

«Филин и пташки.»

Филин выбирается с помощью считалки

4

Дома птиц и филина расположить на возвышении.

Декабрь

1

«Жмурки с голосом».

Изменить голос, чтобы запутать «жмурку».

2

«Ястреб и утки».

Вводятся «дети- камыши».

3

Латвийская нар. игра «Волк и коза».

Вводится несколько коз.

4

Из двух игр придумывается новая.

Январь

1

2

Молдавская нар. игра «Барашек»

Выбирают с помощью жеребьёвки.

3

Барашек ловит только тех, у кого есть красный цвет в одежде и т. д.

4

Белорусская нар. игра «Колечко.»

Создаётся новая игра с помощью

Февраль

1

Татарская н. и. «Лисички и курочки».

морфологического анализа

2

Салки с домом».

Для убегающих чертится «дом» в котором они могут спасаться от салки, но долго не могут находиться.

3

Башкирская н. и. Липкие пеньки».

Пойманные дети выбывают из игры.

4

Март

1

«Золотые ворота»

Водящие выбираются с помощью жеребьёвки.

2

«Уголки»

Разновидность « уголков»: «Ключи», «Море волнуется.»

3

Белорусская нар. игра «Ёжик и мышки».

Вводится два ёжика

4

Из двух игр с помощью морфологического анализа придумывается новая игра.

Месяц

неделя

Название

Варианты

Апрель

1

«Краски»

Краска убегает, покупатель догоняет.

2

«Дедушка Мазай».

3

«Ловишки с ленточками»

Если игрок присел ловишка его не ловит.

4

«Совушка»

Придумать фигуру, составленную из трёх человек.

Май

1

«Прятки»

«Палочка- выручалочка»

2

«Классики»

Первоначальный вариант с бросанием камешка или стёклышка.

3

Салки с именем».

Играющие выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал.

4

Перспективное планирование народных игр.

Старшая группа (2009- 2010г)

Задачи:

  • Развивать умение достойно проигрывать.
  • Учить справедливо оценивать свои действия и действия других играющих
  • Развивать  умение добиваться результата, стремление к победе.
  • Развивать умение радоваться победе товарищей.
  • Учить справедливо распределять обязанности до начала игры
  • Учить оценивай свои действия и поступки как бы со стороны, глазами людей.
  • Развивать умение подчиняться общепринятым правилам.
  • Учить самостоятельно анализировать результат игры
  • Учить замечать положительное и недостатки в процессе игры.
  • Учить самостоятельно придумывать варианты игры

Месяц

Неделя

Название

Варианты

Октябрь

1

«Переправа»

Делятся на две команды с помощью жеребьёвки.

2

Вводится гимнастическая скамейка, дуги, кегли и т.д.

3

«Круговая лапта»

Ввести два мяча.

4

Разновидность игры «Жмурки».

Завязывают глаза Яше и Маше. Все дети образуют круг, а Маша и Яша внутри круга.

Ноябрь

1

«Волки зайцы»

Каждый «заяц» выбегает из своего «домика», а возвращается в любой. «Зайцы могут убегать из «логова», когда волк уходит на охоту.

2

Пойманных «зайцев» могут выручать соседи по «домику».

3

«Охотник»

Вместо зверей ввести птиц, насекомых.

4

Соединить игры “Охотник» и «Волк и зайцы» и придумать новую игру.

Декабрь

1

Два Мороза».

На обратном пути, дети спасают «замороженных», задев их рукой..

2

«Пчёлы»

Сторожа и пчёлы выбираются с помощью жеребьёвки.

3

«Коршун и цыплята»

Коршун ловит только последнего цыплёнка.

4

Цыплята перепрыгивают через препятствия

Январь

1

2

Белорусская н. и. «Лиски».

Дети выбирают лиса по договорённости.

3

«Салки «Давай руку».

Если кто-то из товарищей подаст руку, то водящий не имеет права их осалить.

4

С помощью морфологического анализа придумывается новая игра.

Февраль

1

«Горелки»

Две колонны и два горельщика

2

«Жабка»

3

«Фанты»

Место действия выбирается любой(бал, магазин, транспорт…)

4

Грузинская н. и. «Защитник»

С помощью морфологического анализа дети

придумывают новую игру на основе игр «Защитник»

и «Птицелов»

Март

1

«Третий лишний»

2

«Птицелов»

3

«Король и молодцы».

У пойманных «король» забирает фанты, в конце игры придумывает им задания.

4

Составление игры с помощью морфологического  анализа.

Апрель

1

Армянская н. и. «Отгадай кто?»

Изображают животных, птиц.

2

«Баба Яга»

Заколдованные заходят в круг и замирают, расколдовать их игроки могут, задев рукой.

3

«Иван-косарь и звери».

Иван выбирается по песне- считалке.

4

Игра придуманная с помощью морфологического анализа.

Май

1

«Шлёпанки» ( с мячом)

Отбивать мяч, стоя на одном месте.

2

«Я знаю…(с мячом)

Называть можно любые предметы (цветы, животных, имена.)

3

«Десяты» (с мячом об стенку)

Первоначальный вариант.

4

«Классики»

Ввести задания: пройти «классы» с закрытыми глазами, с камешком на носке и т. д.  

Перспективное планирование народных игр.

Подготовительная группа

Задачи:

  • Развивать умение сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других.
  • Развивать умение помогать товарищу достичь победы
  • Учить  быстро принимать решение и приводить его в исполнение.
  • Учить находить выход из критического положения
  • Учить  приспосабливаться к изменяющимся условиям игры.
  • Учить  тактично высказывать свою точку зрения .
  • Умей терпеливо выслушивать предложения товарищей по игре.
  • Учить проявлять сдержанность, некоторое самоограничение.

Учить не зазнаваться, если одержал победу.

  • Воспитывать уважение к русской культуре.

Месяц

Неделя

Название

Варианты

Октябрь

1

Башкирская н. и. «Жмурки в кругах»

Дети перепрыгивают из круга в круг, кто оступится  выбывает из игры.

2

Бурятская н. и. «Верблюжонка верблюд ловит»

Участвуют два верблюда и два  верблюжонка.

3

Из двух игр дети придумывают новую игру.

4

Бурятская нар. игра «Иголка, нитка, узелок.»

Нитка и узелок не держатся за иголку.

Ноябрь

1

Татарская н. и. «Хромая лиса»

Вводятся две лисы, если лиса устала она может поменять ноги.

2

Удмуртская н. и. «Водяной»

Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

3

Эстонская н. и. «Птицы»

Пойманные птицы отдают свои фанты, которые разыгрываются в конце.

4

«Лапта»

Играют до определённого количества очков.

Декабрь

1

«Почта»

Разновидность игры «Фанты»

2

«Невод»

Игры объединяются с помощью морфологического

анализа и придумываются новые правила.

3

Литовская н. и. «Ловля рыб»

4

«Салки со снежками»

Разновидность игры «Салки»

Январь

1

2

Татарская н. и. «Продаём горшки»

Водящий начинает бег в любом направлении.

3

«Вышибалы»

Игрок может поймать мяч и вернуть в игру выбывшего игрока.

4

«Перстни»

Если голящий отгадал у кого перстень, они обегают стульчики или лавку. Кто первым займёт место, тот и голит.

Февраль

1

Эстонская н. и. «Черное и белое»

Команды выбираются с помощью жеребьёвки.

2

Киргизская н. и. «Клади платок»

           Разновидность игры «Пустое место»

3

Латвийская н. и. «Птица без гнезда»

Пока птицы летают, гнёзда меняются местами. Каждая птица ищет своё гнездо.

4

Составление новой игры с помощью морфологического анализа.

Месяц

Неделя

Название

Варианты

Март

1

Литовская н. и. «Птичка».

Разновидность игры «Фанты»

2

Казахская  н. и. «Ястребы и ласточки»

Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.

3

Белорусская н. и. «Иванка»

Вводится два лесовика, а лебеди могут спасать пойманных, коснувшись рукой.

4

Новая игра с помощью морфологического анализа.

Апрель

1

Украинская  н. и. «Колдун»

Ввести двух колдунов.

2

Игры народов Сибири и Дальнего Востока «Охота на куропаток».

Убегая, куропатки преодолевают препятствия (перепрыгивают через скамейку, подлезают под дугу и т. д. )

3

Якутская  н. и. «Один лишний».

Разновидность игры «Уголки"

4

Новая игра придуманная с помощью морфологического анализа.

Май

1

«Школа мяча»

Игра проводится с маленьким мячом.

2

«12 палочек»

Команды делятся с помощью жеребьёвки.

3

4

Показатели динамики развития воспитанников по годам обучения в межаттестационный (доаттестационный) период

Параметры оценки

(на выбор в зависимости от содержания программы)

Возрастная группа

Учебный год

Высокий уровень развития

(кол-во, %)

Средний уровень развития

(кол-во, %)

Низкий уровень развития

(кол-во, %)

динамика

Развитие игровой деятельности

2 млад. гр.

2007-2008

42%

58%

-

Средний

Уровень

+2

Средн.гр.

2008-2009

40%

60%

-

Старш. гр.

2009

40%

60%

-

Речевое развитие

2 млад. гр.

2007-2008

30%

50%

20%

+5%

Средн.гр.

2008-2009

20%

60%

20%

Старш. гр.

2009

35%

50%

15%

Развитие элементарных математических представлений

2 млад. гр.

2007-2008

30%

42%

28%

+10

Средн.гр.

2008-2009

35%

50%

15%

Старш. гр.

2009

30%

60%

15%

Развитие элементарных естественнонаучных представлений

2 млад. гр.

2007-2008

30%

50%

20%

Высокий

Уровень+10

Средн.гр.

2008-2009

25%

55%

20%

Старш. гр.

2009

40%

40%

20%

Физическое развитие

2 млад. гр.

2007-2008

35%

51%

14%

+ 14

Средн.гр.

2008-2009

45%

66%

-

Старш. гр.

2009

45%

55%

-

Здоровье

2 млад. гр.

2007-2008

24,1

+7,6

Средн.гр.

2008-2009

11,8

Старш. гр.

2009

6,5

Карта изучения  уровня сформированности этических представление у детей четвёртого года жизни

Параметры изучения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение проявлять настойчивость в освоении нового действия в игре.

 Умение действовать по сигналу.

Учить видеть правильное выполнение правил игры другими детьми.

По показу воспитателя включаться в общую игру.

Учить проявлять сочувствие к сверстнику.

Учить проявлять настойчивость в освоении нового действия в игре.

Учить радоваться общим результатом игры.

Учить понимать, какое поведение в игре вызывает одобрение взрослого.

Развивать умение спокойно играть со сверстниками в знакомую подвижную игру.

Развивать умение охотно откликаться на предложение сверстника поиграть в знакомую подвижную игру.

Карта изучения уровня сформированности этических представлений у детей пятого года жизни.

Параметры изучения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Учить быть вежливым в игре.

Учить приглашать сверстников в общую подвижную игру.

Учить устанавливать связь между поведением  в группе сверстников и ответным отношением к нему детей.

Развивать умение самостоятельно организовать игру.

Учить  соблюдать  правила игры, чтобы не выбыть из неё.

Развивать умение проявлять инициативу.

Развивать умения  ориентироваться на позиции других людей.

Развивать умение  совместно действовать в игре.

Учить выполнять главные и второстепенные роли в игре

Учить понимать и принимать поставленную в игре задачу.

Карта изучения  уровня сформированности этических представлений у детей шестого года жизни.

Параметры изучения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Развивать умение достойно проигрывать.

Учить справедливо оценивать свои действия и действия других играющих

Развивать  умение добиваться результата, стремление к победе.

Развивать умение радоваться победе товарищей.

Учить справедливо распределять обязанности до начала игры

Учить оценивай свои действия и поступки как бы со стороны, глазами людей.

Развивать умение подчиняться общепринятым правилам.

Учить самостоятельно анализировать результат игры

Учить замечать положительное и недостатки в процессе игры.

Учить самостоятельно придумывать варианты игры

Карта изучения уровня сформированности этических представлений у детей седьмого года жизни.

Параметры изучения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Развивать умение сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других.

Развивать умение помогать товарищу достичь победы

Учить  быстро принимать решение и приводить его в исполнение.

Учить находить выход из критического положения

Учить  приспосабливаться к изменяющимся условиям игры.

Учить  тактично высказывать свою точку зрения .

Умей терпеливо выслушивать предложения товарищей по игре.

Учить проявлять сдержанность, некоторое самоограничение.

Учить не зазнаваться, если одержал победу.

Воспитывать уважение к русской культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование у дошкольников этических представлений с помощью подвижной игры"

В статье  представлен опыт  по развитию   у детей этических представлений с помощью  подвижной игры....

Формирование этических представлений и воспитание гуманных чувств у дошкольников

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия,Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее,кто прилагает усилия, чтобы она стала еще к...

Формирование этических представлений дошкольников об отношении к окружающей природе

Для выступления на педагогическом совете и для оформления информационного уголка...

Конспект НОД по формированию этических представлений «Путешествие по сказке Золушка» в подготовительной группе

 Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относится правила учтивости и вежливости, принятые в обществе....

Формирование этических представлений у детей младшего и среднего возраста, через сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры дадут ребёнку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения или нарушения норм общественного поведения, а также помогут воспитанию культурно-гигиенических навыков и фор...