Статья "Формирование у дошкольников этических представлений с помощью подвижной игры"
статья (старшая группа) по теме

Желтова Марина Юрьевна

В статье  представлен опыт  по развитию   у детей этических представлений с помощью  подвижной игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Ю.Желтова  воспитатель муниципального  дошкольного образовательного учреждения детский сад № «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Формирование у дошкольников этических представлений с помощью  подвижной игры

              Раздел «Социальное развитие» включён почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. В них ставится задача формирования  у детей положительного отношения  ко всем людям, независимо от их пола, национальной принадлежности, развития социальных чувств и представлений. Важность задач очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы этики.

     Психолого-педагогические исследования показали, что основные проблемы формирования этических представлений у детей заключаются в следующем: непонимание смысла поступков окружающих их людей, невнимательность к интересам  и ценностям тех, с кем общаются, неуверенность в себе,  отсутствие навыка выражения своей симпатии, участия, расположения, неумение добиваться общего результата, достойно проигрывать, договариваться, и т д.

      Научить ребенка соблюдать разумные правила – это краеугольный камень педагогики, основа, принцип и условие человеческого существования.

    Становление этических представлений у дошкольников представляет собой длительный и сложный процесс от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представлений до полного овладения их содержанием.

  В такой естественной, игровой, художественной форме, как подвижные игры,  ребенок усваивает     необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил (в противном случае, он выпадает из игры, а эта санкция достаточно действенна для него), а также получает возможность, умение и навык совместной деятельности, коллективного взаимодействия в целом.

      Н. К. Крупская, касаясь проблем дошкольного воспи тания, указывала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания».

      Опыт работы детских дошкольных уч реждений подтверждает положение Н. К. Крупской и во оружает наших воспитателей методическими приемами организации жизни и деятельности дошкольников.

     Цель данной статьи заключается в представлении опыта  по развитию   у детей этических представлений с помощью  подвижной игры». 

   Нами будут рассмотрены методы, позволяющие по- новому организовать руководство  подвижной игрой с целью формирования у детей нравственных качеств и привычек, необходимых в коллективе.

     Игры требуют от детей определенной линии поведе ния. Они не только усиливают подвижность ребят, но и создают условия, при которых дети должны проявлять сдержанность, некоторое самоограничение. И если они не умеют контролировать свое поведение, подчинять его пра вилам игры, строй последней будет нарушен, и ее воспита тельная цель не будет достигнута.    Следовательно, нам нужно тренировать ребенка так, чтобы он свое поведение подчинял правилам игры, не забывал этих правил.

 Очень по могает этому чёткая постановка цели, конкретизация правил игры. Прежде, чем играть с детьми даже в зна комую игру,  необходимо напомнить  им самые важные её моменты.

Так, перед проведением игры «Волк и зайцы»  го ворила воспитанникам: «В этой игре надо быть смелым, не бояться волка, быстро убегать». Дети, конечно, по-разно му демонстрируют свою храбрость. Пусть не всегда и не у всех получается как надо, но само стремление поступать по правилам игры имеет большое значение в воспитании навыков организованного поведения детей.

      Опыт показал, что нужно при необходимости вво дить в игры стимулирующие правила. Например, было введено общее правило для всех игр: кто лучше всех вы полнит задания игры, тот будет назначен на главную роль. Новое правило побуждало воспитанников старать ся выполнять игровое задание как можно лучше, правиль но управлять своими движениями, сдерживать их, когда это требуется.  Как-то однажды перед началом одной игры я сказала детям: «Давайте назначим ведущим того, кто в прошлый раз был лучшим «волком». Дети выбрали Гену. Я не согласилась с мнением ребят: «Да, Гена хоро шо играл волка, но отказался играть, когда Саша  был назна чен на эту роль». В ходе диспута  «Главные и второстепенные роли в игре» был сделан вывод, что в игре главное думать о товарищах, достигать общей цели. Такой прием оказался действенным. Вскоре все воспитанники стали охотно выполнять и второстепенные роли.

       Для того, чтобы поведение детей становилось все более осознан ным как в играх, так и в повседневной жизни, неоходимо проводить анализ игры.

После каждой проведённой игры предлагала детям проанализировать, подчиняли ли они своё поведение правилам игры, не забывали ли этих правил, интересна была игра или нет, что хорошего было в игре, а что не получилось. Как можно поиграть в эту же игру по - другому? Анализируя поведение детей на разных этапах про ведения каждой игры, постепенно  привлекала и са мих детей к самостоятельному анализу. Постепенно у воспитанни ков зародились положительные традиции — коллективно оценивать поведение друг друга. Дети научились принимать самостоя тельные решения    

    Многочисленные наблюдения убедили меня в том, что интерес детей к подвижным играм находится в прямой зависимости как от их содержания и доступности, так и от наличия у воспитанников хотя бы элементарных зна ний и представлений о тех образах, которые нужно изо бражать в игре. И если подбор подходящей игры не тре бовал больших усилий и значительного времени, то для расширения и углубления определенных знаний детей нужно было немалое время и свои особые пути. Самым эффективным оказался путь ознакомления ребят со спе циально подобранной для них литературой. Например, я прочитала им рассказ Л. Н. Толстого «Два товари ща». Он вызвал у них живой интерес. Затем правила игры «У медведя во бору» были повторно объяснены де тям. Были строго учтены и их личные желания. Большин ство из них хотело исполнять роль медведя. Игра прохо дила интересно и активно с участием всех воспитанников. Очень занятно исполнялась роль медведя. Дети удачно имитировали сбор ягод. Было ясно, что на детей повлия ли яркие образы рассказа писателя. Правила игры вос принимались теперь каждым играющим как обязанность, которую нужно выполнять.

     Известно, что интерес к игре угасает, если она повто ряется несколько раз подряд без каких-либо изменений. Новизна же привлекает внимание ребенка, заинтересовы вает его. Вот почему я старалась разнообразить игры де тей, вводить в них элементы нового (правило, движение, слова) Так, например, сначала воспитанники играли в самый простой вариант игры «Волк и зайцы». На слова воспитателя дети прыгали и по сигналу убегали от «вол ка». Когда я заметила, что интерес к этой игре стал уга сать, было введено новое правило: каждый «заяц» дол жен был выбегать из своего «домика», а возвращаться в любой. «Волк» теперь должен был уводить к себе в «ло гово» пойманных «зайцев». Они могли и убе гать, когда «волк» уходил на очередную «охоту». Третий вариант игры заключается в том, что каждый «заяц» дол жен возвращаться только в свой домик. И последний вариант — на главную роль назначалось двое детей. Все «зайцы» де лились на четыре группы. Пойманных «зайцев» могли выручать их соседи по «домику».

Все эти усложнения, внесенные в игру постепенно, воз буждали и поддерживали интерес у детей. А при наличии большого интереса у детей к игре можно успешнее осу ществлять воспитательные задачи.

     Успех игры во многом зависит от самого воспитателя. Очень важно, чтобы дети видели и правильно оценивали роль воспитателя в организации игры, чтобы они посте пенно становились их помощниками. Таким образом, они будут приучаться вносить элементы творчества в свою деятельность. Вот как, например, проводилась игра «Совушка». Первый раз я предложила детям по сигналу оста новиться и не двигаться. Во второй раз придумать любую позу, а в третий — фигуру, составленную из трех детей. Такие варианты игры, придуманные воспитателем, за ставляют детей мыслить, быть активными и творческими помощниками воспитателя. Творчество ребят нередко проявляется в самостоятельном придумывании своих ва риантов игр. Воспитателю в этом случае нужно оказы вать необходимую помощь детям, наталкивать их на пра вильное решение.

Так, коллективно нами была создана новая игра «На лугу». В ней ярко отразились наблюдения детей во время их прогулок. Однажды дети побывали на красивом лугу. Лора и Таня бегали друг за другом, одна изображала ба бочку, другая — стрекозу. В игру вступил Саша. «Я буду кузнечиком»,— сказал он. Я предложила детям: «Давай те придумаем вместе интересную игру, чтобы в ней могли принимать участие все дети».

Долго думали, спорили, отвергали и принимали раз ные предложения. Наконец пришли к общему согласию. Новая игра имела несколько вариантов. Были придуманы и нужные слова. Правило заключалось в том, что в со ответствии с этими словами дети выполняли определен ные движения. Игра понравилась всем. В нее охотно игра ли и на участке, и в групповой комнате. Воспитанники часто просили меня: «Давайте поиграем в нашу игру».

Самостоятельное творчество детей особенно проявля ется в организации подвижных игр.

Вот как наши воспитанники придумали концовку к игре «Заюшкина избушка». Они дружно догоняют лису до тех пор, пока она не скажет: »Можно с вами мне играть? Не буду зайку обижать. На это дети отвечают: «Не будешь зайку обижать, Будем мы с тобой играть» Лису принимают в хоровод, и игра продолжается.

     Особенно понравилось детям придумывание новой игры, используя морфологический анализ.

 Предлагала детям: «Давайте придумаем свои игры для того, чтобы поиграть   в свободное время». Задавая детям вопросы, заполняла таблицу.

-Назовите, какие подвижные игры вы знаете

- С чем можно поиграть в подвижные игры?

-Где можно поиграть в подвижные игры?

-Придумайте правила выбранной игры, взяв из каждого столбика по названию.

Название подвижной игры

С чем можно поиграть

Где

«Хитрая лиса»

Мяч

На участке

«Удочка»

Обруч

В группе

«Караси и щука»

Верёвка

В музыкальном зале

«Ловишка»

Скакалка

За столом

«Совушка – сова»

Городки

Под столом

«Гуси – гуси»

Шайба

В спортивном зале

Придуманные детьми игры, проходят весело, без конфликтов, довольно продолжительно.

   К концу года дети научились  подчиняться общепринятым правилам, достойно проигрывать, справедливо оценивать свои действия и действия товарищей, справедливо распределять обязанности до начала игры.

Полученные результаты позволяют утверждать, что подвижные игры, методы, используемые нами в процессе руководства,  являются эффективным средством формирования этических представлений у детей седьмого года жизни.

Список использованной литературы.

1. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992.

2. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: «Просвещение», 1991.

3. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

4. Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М.: «Просвещение», 1991

5. Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.

6. Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» «Просвещение», 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этических представлений с помощью народной игры.

   Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребёнка формой освоения морали....

Физическая культура для дошкольников: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения

Физические упражнения-важное мероприятие для развития ребёнка.Предлагаю вашему вниманию обучение выполнению некоторых элементов упражнений.доступных для проведения с детьми в домашних условиях....

Сценарий театрализованного представления с сюжетными подвижными играми "Колобок"

Сценарий разработан по русской народной сказке "Колобок". Предполагает участие детей 3-7 лет. Старшие дошкольники разучивают сценарий, и проигрывают его с детьми младшего дошкольного возраста. Сценари...

Сценарий театрализованного представления с сюжетными подвижными играми "Теремок"

Сценарий разработан по русской народной сказке "Теремок". Предполагает участие детей 3-7 лет. Старшие дошкольники разучивают сценарий, и проигрывают его с детьми младшего дошкольного возраста. Сценари...

Презентация Приобщение дошкольников к народной культуре через подвижные игры

Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, ...

Приобщение дошкольников к народной культуре через подвижные игры

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии...

Презентация: Приобщение дошкольников к народной культуре через подвижные игры.

Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, ...