«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольников с помощью народной игры
учебно-методический материал

Лапшина Ирина Васильевна

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольников с помощью народной игры»  (слайд 1)

Иванушки, Аленушки!

Храни вас Бог, храни!

Вы золотые зернышки моей

Всея Руси.

Молчанием иль голосом

За вас тревожусь впредь:

Пустым иль полным колосом

Вы будете шуметь?

М. Сухорукова

 

Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни.(слайд2)

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Неоценимым богатством являются народные игры.

В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были  и остаются непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Народные игры уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

В играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Педагоги  нашего детского сада широко используют народные игры в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях,но основной формой работы остается НОД.В подборе игр принимают участие не только воспитатели, но и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.

В раннем детстве ребёнок ещё не способен к разнообразной деятельности, и поэтому на первом этапе в младших группах  самым доступным средством являются пальчиковые игры.(слайд 3) В любой такой игре, помимо тренировки кистей рук происходит развитие речевых центров, т.к. игра обязательно сопровождается проговариванием и пропеванием рифмованного текста. Происходит первое знакомство с мелодикой речи.

 Воспитатели используют такие пальчиковые игры, как: «Сорока- белобока», «Мальчик с пальчик», «Ай, туки-туки-туки…». Ребята охотно включаются в игру, стараются запомнить и выразительно прочитать слова потешек и приговорок.(слайд 4).

 В группах  ДОУ создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству, народным играм.Организованмини-музей народной старины «Русская изба». Педагогом группы дано занимательное занятие «Славянский быт и традиции Древней Руси», одной из частиц занятия являлась русская народная игра «Долгая Арина».(слайд 5)Воспитателем другой группы был проведен досуг «Тульский самовар», частью которого явился хоровод под р.н. песню «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять».Используемая игра в этом хороводе  основана  на соединении песни с движением. Действие осуществляется в ритме, словах и тексте, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне.

Во второй младшей группе №1 создан мини – музей народной игрушки матрёшки. Педагоги используют  словесные игры малой подвижности в качестве закрепления полученных знаний.(слайд 6-7)

На праздниках  и развлечениях также используем народные игры. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Коза- дереза»; детям очень нравится простое инсценирование сюжета в хороводах: любимой игрой наших ребят, является «карусель». ».(слайд 8).Для этого  воспитатели из обруча и лент сделали «карусель», каждый выбирает себе ленту и с удовольствием и задором выполняют движения и говорят текст; также с интересом проводится игра -забава – «Заря- зарница ».(слайд 9); руководитель по физвоспитанию использует игры-состязания – перетягивание каната, в такие игры вовлекаются не только дети, но и родители.

Детей старшей и подготовительной групп мы знакомим с обрядовыми праздниками и играми.Самым весёлым и желанным  праздником наших детей  является Масленица. В нём с удовольствием принимают участие не только ребята, но и воспитатели. Из рассказов педагогов дети узнают о том, в какие игры играют в эти дни, что раньше молодёжь любила прыгать через костёр, а блин являлся знаком богатства.

Праздник проводим на улице,  педагоги изготавливают куклу Масленицы(слайд 10), а дети играми ,весёлым смехом зовут  Весну.

В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон», «Ручеек».(слайд 11).

Использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей. А нам, взрослым необходимо постоянно помнить, что ребёнок - это наше будущее, он нуждается в постоянной заботе, духовном воспитании и наставлении, ибо легок и прост путь во тьму, а путь к свету тернист и труден.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Духовно- нравственное воспитание детей дошкольников с помощью народной игры»

Слайд 2

Игра «Долгая Арина»

Слайд 3

Подвижная игра «Матрешка»

Слайд 4

«Под платочком»

Слайд 5

Подвижная игра «Карусель»

Слайд 6

Игра-забава «Заря – зарница»

Слайд 7

Игра «Ручеек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»

ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций»   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...

Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной игры. (тема по самообразованию)

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольног возраста средствами народной игры....

консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка....

Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...