«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Миноваева Вера Валентиновна

 

ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе

народных традиций»

   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»

К. Д. Ушинский.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В истории отечественной педагогики этим вопросам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения. «…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л.Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств - главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе

народных традиций»

   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»

К. Д. Ушинский.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В истории отечественной педагогики этим вопросам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения. «…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л.Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств - главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…».

…… В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

        Многие   известные педагоги, психологи, такие, как, Скорлупова О.А., Князева О. Л. , МаханеваМ. Д. , Усова А. П. и многие другие считают, что духовность и нравственность необходимо воспитывать через русские народные традиции, на материале истории нашего народа.

Целью представленной работы является  воспитание моральных, нравственных и духовных ценностей у детей, присущих именно русскому народу.

  Задачи: (Можете  увидеть на слайде)

  • Знакомство детей с культурой и историей своего народа.
  • Формирование чувства сопричастности к культурному наследию.
  • Формирование таких  духовно - нравственных качеств, как сострадание, милосердие,  бескорыстность, трудолюбие, доброта .
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность ДОУ.

Для решения поставленных задач создала в группе предметно – развивающую среду. Приобрели народные игрушки, кружевные салфетки, связанные мною, придали  интерьеру группы уют и теплоту. Театральный уголок пополнился различными видами театра – пальчиковым, театром ложек, приобретены костюмы по русским народным сказкам. Оформлен патриотический уголок с российской символикой «Моя Россия». Приобретены методические пособия   «Русский костюм», «Моя Москва», «Моя родословная».---------------

        В своей работе по данной теме использую формы работы, которые вы видите на слайде.

  • Знакомство с фольклором
  • Народные праздники
  • Работа с народным календарем
  • Чтение художественной литературы
  • Познавательные беседы
  • Творческие продуктивная и игровая деятельности.

Эффективным и доступным для детей средством духовно – нравственного воспитания, на мой взгляд, является устное народное творчество во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, заклички ) .  В  нём сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Ведь только в русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность, выражается забота, нежность, вера в благополучное будущее (стали они жить – поживать, да добра наживать).И именно поэтому работу по данному направлению  начала с широкого использования  фольклора во всех режимных моментах.

        Знакомя воспитанников с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю детей к общечеловеческим нравственным ценностям ненавязчиво, как бы мимоходом учу оценивать жизненные позиции – высмеивать человеческие недостатки,  восхвалять положительные качества (сам погибай, а товарища выручай!).

Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества. Из рассказов педагога,  чтении былин, преданий, видеофильмов,  дети узнают о былинном Илье Муромце. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая,   на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

В группе имеется библиотека и аудиотека сказок.

Особое место в знакомстве с фольклором уделяю вопросу  уважительного отношения к труду, восхищением мастерством человеческих рук. Были проведены беседы: «Умелые руки не знают скуки», «По заслугам и награда» (на примере сказки «Морозко»),  «Почему так говорят – одна мучка, да разные ручки», «Золотые руки» и т.д.Исходя из этого, сделала вывод, что именно фольклор способен передать опыт, накопленный предыдущими поколениями.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре и воспитании духовно - нравственных качеств играют    народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общими  переживаниями,

        Праздники начинаются с осени   и до  Спаса. Здесь хочется вспомнить слова К. Д. Ушинского, который писал: «Для ребёнка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые берёзки, сливающиеся в одно могучее впечатление, святое и полное жизни….».

Перед и после праздника обязательно организую познавательные беседы, такие, как «Как на Святки вечерком девушки гадали», «Широкая Масленица», «Христос Воскрес!» и др. Такие беседы развивают мышление ребёнка, расширяют кругозор.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Они  соответствует содержанию праздника, высокохудожественны, интересны и доступны для ребят.Главным показателем успешности праздника является эмоционально  окрашенная атмосфера. Эту атмосферу определяет естественное  поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями  народных героев. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес  дошкольников, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. 

        В течении года наряду с обычным календарём используем народный. Следует отметить, что такой календарь воплощает в себе многовековой опыт русского народа и отражает особенности его менталитета. Это календарь, по которому человек испокон веку жил, работал, созидал.И это значительно позволяет расширить детский кругозор.

        Как известно, первыми воспитателями ребёнка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду без сотрудничества с  ними,  была бы неэффективной. Именно они должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно – нравственном воспитании детей.

Себастьян Брандт писал:

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом».

        В родительском уголке постоянно помещаю информацию о народных праздниках, об их истории, рецепты народной кухни. Организуем  тематические выставки.  На Пасху – «Пасхальные чудеса», на Рождество –  выставка рисунков и поделок, на Осенины – выставка из плодов  « Дары Осени», «Осенние фантазии». Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведение русских народных праздниках,  в  украшении  группы  к русским народным  гуляниям «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях.

Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.
 Результатами проведенной работы являются:

 В социально коммуникативном развитии

  •  Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.
  • Сформированы такие  духовно-нравственные качества личности как сострадание, милосердие,  доброта  отзывчивость, общительность, дружелюбие .
  • Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.

 В речевом развитии  

  •  Активно используют в речи ,считалки, загадки, пословицы и поговорки ..
  • Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.
  • Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

В познавательном развитии

  • Сформированы представления о духовных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

В художественно – эстетическом развитии

  • Дети охотно передают в рисунках и поделках свои  впечатления.

В физическом развитии

  • Все дети старшего возраста  умеют играть в народные подвижные игры.

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.

 Хотелось бы больше знакомить    дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей, именно как союзников и помощников.

К сожалению условия нашего учреждения таковы, что не позволяют создать мини музей «Русская изба», но планирую с помощью современных технологий знакомить воспитанников с русскими народными традициями.  Были показаны  презентации  по  темам:«История куклы», «Русский народный костюм».
        Надеюсь, что мне удастся обратить внимание родителей и коллег на проблему духовно – нравственного воспитания и сделать окружающий нас мир более добрым и милосердным.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...