ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
статья

ФУНДУКЧИЕВА ДИЛЯРА ЗИКИРИЯЕВНА

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природе.

Появление самостоятельной художественно-эстетической деятельности – надежный показатель состоявшегося художественного развития детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Фундукчиева Д.В.

воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№ 54 «Слоненок», г. Симферополь, Республика Крым

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природе.

Появление самостоятельной художественно-эстетической деятельности – надежный показатель состоявшегося художественного развития детей.

Изобразительная деятельность может быть подлинно творческой деятельностью, развивающей личность ребенка-дошкольника и развивающейся по своим внутренним законам. Детское изобразительное творчество развивается на основе продуктивного мышления и воображения в процессе становления самостоятельного экспериментирования с различными материалами, овладения обобщенными способами создания образов, развертывания самостоятельной художественно-поисковой деятельности при решении творческих задач:

  • продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут учитывать несколько различных признаков;
  • развивается образное мышление;
  • продолжают развиваться навыки общения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации;
  • продолжает развиваться воображение.

Работа по развитию продуктивной деятельности направлена на:

  • совершенствование умений изображать предметы по памяти и с натуры;
  • на развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка;
  • на совершенствование техники изображения;
  • на расширение набора материалов, которые дети могут использовать в рисовании;
  • на соединение в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа;
  • на развитие представлений о разнообразии цветов и оттенков;
  • на развитие цветового восприятия в целях обогащения колористической гаммы рисунка;
  • на закрепление умения детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке.

  Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

   Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Применение нетрадиционных техник рисования становится все частым и востребованным методом работы в системе работы ДОУ по осуществлению формирования и развития изобразительной деятельности детей.

В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Это связано с тем, что они не требуют хороших технических умений, провоцируют на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами.

Одним из важных, но недостаточно раскрытых вопросов в области развития детского творчества является поиск новых продуктивных средств, позволяющих сделать этот процесс более эффективным и целенаправленным.

До настоящего времени обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При этом многообразие графических, в том числе печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения развития творческих способностей, выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования. Т.С. Комарова утверждает, что определение художественной техники, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка.    

 Следовательно, в художественную технику  в детском творчестве следует включить:

  • технику исполнения,
  •  манеру ведения работы,
  • способы использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, темперы, масляных красок и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

 Экспериментирование  - это  способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей.

В основе творческого экспериментирования дошкольников лежит понятие творчества как  пространства свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.       Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

 Нетрадиционные приемы рисования - вот приемы, которые не требуют от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Предметы получаются более приближенными к реальным, рисунки получаются объемными  и живыми (напримере метода тычка), у детей появляется возможность создавать различные цветосочетания (так как гуашь высыхает быстро), появляется возможность почувствовать многоцветие  изображаемого предмета.

     На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается:

  • ориентировочно – исследовательская деятельность,
  •  фантазия,
  • память,
  •  эстетический вкус,
  •  познавательные способности,
  • самостоятельность.

Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

-личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

-коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

-игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

-педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

  Все это доказывает актуальность выбранной мною темой.

Развитие экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста осуществляется успешно в специально организованном учебно-воспитательном процессе, построенной с учетом комплекса следующих педагогических условий :

  1. создание соответствующей образовательной среды, компоненты которой должны обеспечивать возможность организации разнообразных видов детской деятельности по экспериментированию в сочетании с возможностью уединения; развивающую предметно-пространственную среду, нужно рассматривать и как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы ее достижения, делает собственные умозаключения,    личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта;
  2. совокупность отношений участников образовательного процесса: активизация детского познания, самостоятельности, инициативы посредством использования разнообразных методов и приемов, развивающего диалога, образовательных и проблемных ситуаций и т.п.;
  3. наличие дидактических условий, необходимых для адекватного протекания процесса экспериментирования:

-подбор или разработка специальных объектов для экспериментирования (доступных, безопасных, наглядно представляющих основные явления и закономерности мира, интересных современным дошкольникам,  облагающих представления в «зоне ближайшего развития»);

- содержательная связь с практической деятельностью , которая находится в прямой зависимости от знания и учета тех или иных особенностей предметов и материалов, выбираемых ребенком для практического преобразования;

4. активизация позиции ребенка как субъекта экспериментальной деятельности: усиление субъективной позиции ребенка познавательной деятельности это достигается тем, что ребенок ставится в позицию учителя, учащегося и другого (игрового персонажа)

Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста О.В. Афанасьевой включает несколько этапов:

  1. установление эмоционально – положительного контакта между членами группы и пробуждение интереса дошкольников к самостоятельному и совместному с партнерами экспериментированию;
  2. обогащение опыта использования детьми различных разновидностей экспериментирования:  с водой, цветом, светом, воздухом, статическим электричеством, техническими приспособлениями и т.д.;

 3. приведение содержания экспериментирования в соответствие с развивающимися интересами детей (взрослый, как полноправный член нескольких групп, поддерживает интерес детей к экспериментированию при помощи вопросов проблемно-поискового характера, ответственен за пополнение центра экспериментирования новыми материалами, соответствующими изменяющимся интересам дошкольника).  

       Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия:

  • пространственной ориентировки на листе бумаги;
  • глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности;
  • эстетического восприятия;
  • эмоциональной отзывчивости;
  • формируются навыки контроля и самоконтроля.

На занятиях по изобразительной деятельности по экспериментированию с нетрадиционными материалами  и использованием нетрадиционных техник дети получают  не только знания и навыки, но и радость  и удовольствие. В процессе экспериментирования с различными материалами дошкольники познают свойства различных материалов, возможности  их преобразования и использования в различных композициях. В процессе  создания  рисунков у детей:

  • закрепляются знания эталонов формы и цвета;
  • формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

  Для лучшего результата я использую дополнительные стимулы:

  • сюрпризный момент – любой герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает детей отправиться в путешествие;
  • нравственный аспект – просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • музыкальное сопровождение и т. д.

Нетрадиционные техники, используемые в моей работе :

  • доступны детям с точки зрения понимания и их особенностей и овладения ими;
  • содержат изобразительно –выразительные средства создания художественного образа;
  • знакомят с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. д);
  • развивают ручную умелость;
  • соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

Использование разнообразных нетрадиционных техник рисования способствуют повышению уровня сформированности изобразительных умений и навыков у дошкольников.

Реализуя поставленные цель и задачи, пришли к выводу, что рисование нетрадиционными техниками эффективно влияет на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения.

     Были изучены различные нетрадиционные техники рисования, разработаны рекомендации по организации работ, перспективное планирование, конспекты образовательной деятельности, консультации для родителей.

     Рисование нетрадиционными техниками способствует развитию творческих способностей детей, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, повышает интерес к художественной деятельности, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

     О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за всей группой. Прослеживается положительная динамика в развитии у детей творческих способностей. Повысился интерес к данному виду деятельности.

    В дальнейшей работе планируется:

  • познакомить детей с другими нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: восковые мелки + акварель,  пальцеграфия по трафарету, рисование зубной пастой, рисование на мокрой бумаге, декоративное рисование, оттиск листьями салата, набрызг, ;
  • разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты образовательной деятельности;
  • подготовить консультации для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

   Актуальность данной  темы  заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природ...

Презентация из опыта работы " Пластилинография как средство развития детского изобразительного творчества"

Организация с детьми работы по интересам в технике пластилинография "Волшебный пластилин"...

Мастер - класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества»

Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А ...

МАСТЕР –КЛАСС «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества»

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводя...

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать ...