«Горе от ума»: последствия раннего обучения
консультация

Чепрасова Людмила Викторовна

Часто родители, преследуя свои цели и реализуя собственные мечты, стремятся как можно раньше (уже с трех лет!) начать обучать ребен­ка чтению, математике, английскому языку и другим «важным наукам». При этом мало кто из них задается вопросами: а нужно ли ребенку столь раннее приобщение к образованию, что оно даст? А главное - какие последствия несет?

 

 К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ре­бенка, таким как ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение и т. п., относится и слишком раннее обучение. Чтобы разобраться, как оно влияет на дошкольника, обратимся к физиологии и нейро-психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gore_ot_uma_knosultatsiya_dlya_roditeley.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Горе от ума»: последствия раннего обучения

Подготовила

педагог-психолог

МАДОУ ЦРР –д/с №14

Чепрасова Л.В.

Часто родители, преследуя свои цели и реализуя собственные мечты, стремятся как можно раньше (уже с трех лет!) начать обучать ребенка чтению, математике, английскому языку и другим «важным наукам». При этом мало кто из них задается вопросами: а нужно ли ребенку столь раннее приобщение к образованию, что оно даст? А главное - какие последствия несет?

 К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, таким как ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение и т. п., относится и слишком раннее обучение. Чтобы разобраться, как оно влияет на дошкольника, обратимся к физиологии и нейро-психологии.

Биологическое развитие организма в онтогенезе подчиняется строгой закономерности на всех его стадиях. У каждого функционального звена, психической функции своя программа развития, включающая относительную дискретность, гетерохронию, фазовые динамические характеристики процессов формирования.

Смысл  гетерохромного созревания мозга заключается в том, что

корковым, подкорковым и стволовым образованиям необходимо как можно скорее начать функционировать и обеспечивать жизненно важные функции ребенка. Созревание центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой  программой, контролируемой генетически и реализуемой после рождения.

Формирование психики непосредственно связано с темпами роста и созревания головного мозга. Это процесс длительный  и неравномерный по его зонам и уровням на разных возрастных этапах. Развитие идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский.  Старый уровень переходит в новый и существует в нем, создавая его базис. Парная работа мозга в онтогенезе формируется поэтапно.

Раннее обучение существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых мозг созревает еще медленнее, чем у девочек. Установлено, что к школьному обучению не готово около 16% первоклассников, а у 30-50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости.

Этап 1.От внутриутробного периода до 2-3 лет.

В это время закладывается базис - первый функциональный блок  мозга, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования.

Этап 2. От 3 до 7-8 лет.

Указанный период характеризуется активизацией нервных волокон, осуществляющих взаимодействие  между полушариями. Эта зона мозга обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания, на данном отрезке онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии, формируются преобладающая функция полушарий по речи, сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха, функциональной активности. Второй функциональный блок; принимает, перерабатывает и хранит информацию.

Нарушение формирования этого уровня мозга может привести  к возникновению псевдо леворукости.

Этап 3. От 7 до 12-15 лет. 

В таком возрасте происходит становление межполушарного взаимодействия, формируются  транскаллозальные связи, когнитивный стиль личности и закрепляется приоритет лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы  поведения, ставить перед собой цели и контролировать их выполнение рефлексировать, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий функциональный блок организует; сознательную психическую деятельность.

Срок перехода от одного этапа к другому строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, прежде чем чего-либо требовать от ребенка Если предлагаемая задача входит в противоречие с актуальным состоянием мозга ребенка, происходит энергетическое  обкрадывание.

Согласно многочисленным исследованиям российского нейропсихолога  А.В. Семенович, энергетический потенциал мозга в каждый момент времени ограничен. Если энергия тратится на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то ее дефицит возникает в том направлении, на котором в этот период она была актуальна. Соответственно, когда  внешняя среда требует выполнения  определенной задачи, мозг делает это за счет каких-то других структур  психики.

Возраст от 2 до 3 лет - это период активного развития; сенсомоторной и эмоциональной сферы. Когда взрослые перегружают познавательные процессы ребенка преждевременным обучением письму, чтению и счету, происходит изъятие энергии, в частности,  у эмоций, чувственного развития. В связи с этим эмоциональная сфера ребенка остается недоразвитой.

Реакция на раннее обучение может оказаться отсроченной и в дальнейшем проявиться в различных эмоционално-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических проявлениях, логоневрозе (заикании), дизартрии (нарушении речи), тиках и навязчивых движениях. Опережающая нагрузка на одни отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости  истощает другие образования, которые уже завершили развитие; утратив пластичность и ресурсы для восстановления. В этом случае ребенок на фоне высоких достижений в области  литературы и математики демонстрирует отсутствие : навыков (не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы,. резать хлеб и др.), зачитывая «до дыр» энциклопедию, остается  беспомощным в быту.

Ребенок, по словам советского психолога и философа  С.Л. Рубинштейна, развивается, воспитываясь и обучаясь,  а не одновременно развивается, воспитывается и обучается, т.е. воспитание и обучение включаются в процесс его развития, а не надстраиваются  над ним.

Последствия раннего изъятия  психической энергии отчетливо проявляется с поступлением ребенка в школу. Сами того не подозревая, родители в период младшего дошкольного возраста запускают механизм, который вызывают нарушения в его развитии. В дальнейшем таким детям и их родителям рекомендуется консультация нейропсихолога,  а также семейное консультирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее обучение чтению, каприз или дань моде.....???

Первый вопрос, который часто задают родители, это вопрос о возрасте, с которого нужно начинать обучение. Уже давно и ученые и практики, работающие с детьми, пришли к выводу, что качественно мозг...

Авторское перспективное планирование по раннему обучению английского языка педагога дополнительного образования МБДОУ ЦРР №5 Маршалкиной Юлии Владимировны(1 год обучения)

Авторское перспективное планирование по раннему обучению английского языка педагога дополнительного образования МБДОУ ЦРР №5 Маршалкиной Юлии Владимировны(1 год обучения)...

Рабочая программа" Обучение чтению" дополнительной платной услуги "проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению" для детей 6-7 лет

Рабочая программа "Обучение чтению"  дополнительной  платной  услуги «Проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению» для детей 6-7 лет разработана  в соответствии с требо...

"РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА.ЗАДАЧИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11470542","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"271","width":"279"}}]]Задачи индивидуального и коллективного обучения. Центры развит...

"Горе от ума" - последствия раннего обучения.

Факторы отрицательно влияющие на развитие ребенка.Взгляд на раннее обучение физиологов и нейропсихологов.Последствия раннего обучения....

Раннее обучение детей чтению 2 год обучения

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Раннее обучение детей чтению»Муниципальног...