Главные вкладки

    Учебно-методический материал (младшая группа) по теме:
    "РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА.ЗАДАЧИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ"

    СУРИКОВА ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

    Задачи индивидуального и коллективного обучения. Центры развития

    В детском саду ребенку важно не только хорошо проводить время, оставаясь здоровым и бодрым. В возрасте трех лет малыш впервые знакомится с понятием коллективного обучения. Этот вид получения знаний значительно отличается от индивидуальной работы тет-а-тет. Учитель-воспитатель индивидуально не проверяет понимание инструкции у каждого воспитанника, не контролирует ход его работы, а в основном только констатирует результат. Другими словами, малыш должен быть предельно внимателен на занятиях, а также заинтересован в выполнении заданий настолько, чтобы уточнить инструкцию в случае необходимости и постараться исполнить ее верно.

    Воспитатель не будет, как мама, носиться за каждым учеником, ученик сам должен иметь желание усвоить новые знания и иметь некоторый набор средств для реализации задуманного. Под средствами подразумеваются возможности коммуникации, работы по инструкции, способность к концентрации внимания, самостоятельной работе и т. д.

    Сложно? Не волнуйтесь. За 4-5 лет пребывания в стенах детского сада ребенку предстоит научиться познавать мир именно в новом режиме, таким образом подготавливаясь к поступлению в общеобразовательную школу. А для того, чтобы в группе детского сада ваш малыш легко адаптировался к нововведениям, родителям следует постараться, заложив базу, которая обеспечит возможность работы по инструкции в коллективе сверстников.

    Индивидуальное обучение ребенка

    На каждом этапе своего развития, малыш решает определенные задачи. Индивидуальное домашнее воспитание и развитие никогда не сможет заменить коллективное (даже построенное на базе профессионального центра развития), равно как в свое время родительское общение не сможет удовлетворить растущие потребности ребенка в коллективном взаимодействии. Поэтому в обучении малыша необходимо соблюдать определенную последовательность.

    Малышу до года необходимо испытать максимум эмоций, тактильных контактов, при этом удовлетворяя потребность в безопасности. Соответственно раннее коллективное обучение может принести крохе только вред. Коллектив годовалого кроху только отвлечет от занятий, а разлука с мамой может нанести травму. В ран­нем возрасте полноценное обучение строится лишь на работе в паре, когда ребенок в прямом смысле смотрит в рот своему родителю, который помогает прочувствовать каждый сантиметр этой жизни.

    Первый год после рождения крохи мама и малыш практически существуют как один организм. Но постепенно родитель должен стремиться к развитию «своего Альтер-эго» в самостоятельную личность, действуя по следующим направлениям:

    ■ Развивать эмоциональную сферу ребенка и его рече­вые возможности. Эмоции и речь всегда работают в паре. Сначала появляется эмоция, связанная с объектом, по­том происходит «опредмечивание» символа, как вызывающего определенный интерес, эмоции. Таким образом, если родитель не будет стимулировать эмоциональную сферу ребенка, вряд ли раскроется его природное любопытство в полной мере. Эмоциональная составляющая «обучения» особенно важна в первые годы жизни малыша, поскольку только она способна стимулировать интерес ребенка, мотивируя его к развитию своих способностей. Малыш прежде всего стремится испытать новые для себя ощущения, а взрослый дает им оценку, обозначая их вербально. Работая с малышом в режиме постоянного диалога, родителю вполне под силу к трем годам ребенка научить его свободно излагать свои мысли, развернуто описывать эмоции, желания и события, облекая в слова все многообразие впечатлений. Помните, что «молчание— золото», только при общении со взрослыми. При контакте с малышом молчание — попусту потраченное время, удлиняющее путь развития ребенка.

    ■ Расширять палитру сенсорного восприятия ребенка. Если в течение первого года жизни все эмоции, реакции на события ребенок копирует с мамы и папы, таким образом реагируя на происходящие события, то впоследствии сформированный аппарат сенсорного восприятия помогает сделать собственные выводы, проанализировать ситуацию, дать ей оценку. В возрасте до трех лет очень важно познакомить ребенка с различными способами восприятия, а также навыками анализа и синтеза. Таким образом, имея опыт работы с различными формами и материалами, ребенок имеет возможность создать собственную «базу данных» для анализа свойств и реакций окружающих объектов. А чтобы «база» была работоспособной, ее необходимо постоянно дополнять, обновляя и проверяя, продолжают ли работать горизонтальные и вертикальные цепочки, ее формирующие.

    ■ Расширять поведенческий репертуар ребенка. Постепенно происходит социализация малыша: малыш учится «вписывать» свое поведение в определенные рамки, грамотно реагировать на происходящие события, разре­шать конфликты, удовлетворяя свои потребности в социуме.

    ■ Развивать самостоятельность, возможность самообслуживания. Процесс осознания себя как самостоятельной личности, отдельной от родителей, начинается у ребенка еще в возрасте около года и растягивается на несколько лет. Это не самый простой период в жизни ребенка и его родителей, это время принято считать временем необоснованных капризов. Ребенок ищет себя в новом качестве, при этом очень важно дать ему понять в этот период, что жизнь состоит не только из понятий «я хочу», но в том числе и из таких категорий, как «надо». При этом понимание этого факта должно прийти к ребенку постепенно, самостоятельно, родителю необходимо лишь создавать благоприятные для это­го условия. Принятие на себя первых обязательств, в том числе обязательств самостоятельно заботиться о себе и своих потребностях, при этом уважая потребности и интересы других людей, очень важно для развития ребенка в этот период. Поскольку вовремя не усвоенные, они могут не укорениться в сознании малыша в дальнейшем.

    ■ Расширять коммуникативные способности. Речь — это не только передатчик эмоций, мыслей, впечатлений, но и способ получения информации. К такому выводу малыш приходит не сразу, а постепенно расширяя свои речевые возможности и круг общения. Оказывается, с помощью речи можно решить многие вопросы: поделить игрушку, познакомиться, попросить об одолжении, уточнить вопрос.

    Общение — объединяющий фактор. С его помощью вполне возможно получить желаемое не соперничая, а соучаствуя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Задачи индивидуального и коллективного обучения. Центры развития

    В детском саду ребенку важно не только хорошо проводить время, оставаясь здоровым и бодрым. В возрасте трех лет малыш впервые знакомится с понятием коллективного обучения. Этот вид получения знаний значительно отличается от индивидуальной работы тет-а-тет. Учитель-воспитатель индивидуально не проверяет понимание инструкции у каждого воспитанника, не контролирует ход его работы, а в основном только констатирует результат. Другими словами, малыш должен быть предельно внимателен на занятиях, а также заинтересован в выполнении заданий настолько, чтобы уточнить инструкцию в случае необходимости и постараться исполнить ее верно.

    Воспитатель не будет, как мама, носиться за каждым учеником, ученик сам должен иметь желание усвоить новые знания и иметь некоторый набор средств для реализации задуманного. Под средствами подразумеваются возможности коммуникации, работы по инструкции, способность к концентрации внимания, самостоятельной работе и т. д.

    Сложно? Не волнуйтесь. За 4-5 лет пребывания в стенах детского сада ребенку предстоит научиться познавать мир именно в новом режиме, таким образом подготавливаясь к поступлению в общеобразовательную школу. А для того, чтобы в группе детского сада ваш малыш легко адаптировался к нововведениям, родителям следует постараться, заложив базу, которая обеспечит возможность работы по инструкции в коллективе сверстников.

    Индивидуальное обучение ребенка

    На каждом этапе своего развития, малыш решает определенные задачи. Индивидуальное домашнее воспитание и развитие никогда не сможет заменить коллективное (даже построенное на базе профессионального центра развития), равно как в свое время родительское общение не сможет удовлетворить растущие потребности ребенка в коллективном взаимодействии. Поэтому в обучении малыша необходимо соблюдать определенную последовательность.

    Малышу до года необходимо испытать максимум эмоций, тактильных контактов, при этом удовлетворяя потребность в безопасности. Соответственно раннее коллективное обучение может принести крохе только вред. Коллектив годовалого кроху только отвлечет от занятий, а разлука с мамой может нанести травму. В раннем возрасте полноценное обучение строится лишь на работе в паре, когда ребенок в прямом смысле смотрит в рот своему родителю, который помогает прочувствовать каждый сантиметр этой жизни.

    Первый год после рождения крохи мама и малыш практически существуют как один организм. Но постепенно родитель должен стремиться к развитию «своего Альтер-эго» в самостоятельную личность, действуя по следующим направлениям:

    ■ Развивать эмоциональную сферу ребенка и его речевые возможности. Эмоции и речь всегда работают в паре. . Таким образом, если родитель не будет стимулировать эмоциональную сферу ребенка, вряд ли раскроется его природное любопытство в полной мере. Эмоциональная составляющая «обучения» особенно важна в первые годы жизни малыша, поскольку только она способна стимулировать интерес ребенка, мотивируя его к развитию своих способностей. Малыш прежде всего стремится испытать новые для себя ощущения, а взрослый дает им оценку, обозначая их вербально. Работая с малышом в режиме постоянного диалога, родителю вполне под силу к трем годам ребенка научить его свободно излагать свои мысли, развернуто описывать эмоции, желания и события, облекая в слова все многообразие впечатлений. Помните, что «молчание— золото», только при общении со взрослыми. При контакте с малышом молчание — попусту потраченное время, удлиняющее путь развития ребенка.

    ■ Расширять палитру сенсорного восприятия ребенка. Если в течение первого года жизни все эмоции, реакции на события ребенок копирует с мамы и папы, таким образом реагируя на происходящие события, то впоследствии сформированный аппарат сенсорного восприятия помогает сделать собственные выводы, проанализировать ситуацию, дать ей оценку. В возрасте до трех лет очень важно познакомить ребенка с различными способами восприятия, а также навыками анализа и синтеза. Таким образом, имея опыт работы с различными формами и материалами, ребенок имеет возможность создать собственную «базу данных» для анализа свойств и реакций окружающих объектов. А чтобы «база» была работоспособной, ее необходимо постоянно дополнять, обновляя и проверяя, продолжают ли работать горизонтальные и вертикальные цепочки, ее формирующие.

    ■ Расширять поведенческий репертуар ребенка. Постепенно происходит социализация малыша: малыш учится «вписывать» свое поведение в определенные рамки, грамотно реагировать на происходящие события, разрешать конфликты, удовлетворяя свои потребности в социуме.

    ■ Развивать самостоятельность, возможность самообслуживания. Процесс осознания себя как самостоятельной личности, отдельной от родителей, начинается у ребенка еще в возрасте около года и растягивается на несколько лет. Это не самый простой период в жизни ребенка и его родителей, это время принято считать временем необоснованных капризов. Ребенок ищет себя в новом качестве, при этом очень важно дать ему понять в этот период, что жизнь состоит не только из понятий «я хочу», но в том числе и из таких категорий, как «надо». При этом понимание этого факта должно прийти к ребенку постепенно, самостоятельно, родителю необходимо лишь создавать благоприятные для этого условия. Принятие на себя первых обязательств, в том числе обязательств самостоятельно заботиться о себе и своих потребностях, при этом уважая потребности и интересы других людей, очень важно для развития ребенка в этот период. Поскольку вовремя не усвоенные, они могут не укорениться в сознании малыша в дальнейшем.

    ■ Расширять коммуникативные способности. Речь — это не только передатчик эмоций, мыслей, впечатлений, но и способ получения информации. К такому выводу малыш приходит не сразу, а постепенно расширяя свои речевые возможности и круг общения. Оказывается, с помощью речи можно решить многие вопросы: поделить игрушку, познакомиться, попросить об одолжении, уточнить вопрос.

    Общение — объединяющий фактор. С его помощью вполне возможно получить желаемое не соперничая, а соучаствуя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение чтению с раннего возраста

     В этой статье я хочу рассказать о системе американского учёного Глена Домана, в частности, о его методике обучения чтению....

    Методика обучения лепки детей раннего возраста в детском саду.

    Данный материал будет полезен воспитателям работающимим с детьми первой младшей группы....

    Авторское пособие по обучению чтению с раннего возраста

    Уважаемые коллеги! Имею честь представить  пособие по обучению чтению детей в игровой форме.Оно собиралось в течение многих лет практической деятельности, несколько раз менялись материалы, картин...

    Обучение математике детей раннего возраста по методике Л.Г.Петерсон.

    В статье освещена эффктивная методика Л.Г.Петерсон обучения математики детей раннего дошкольного возраста,успешно применяемая в моей работе....

    ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

    ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД  ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.Одной из основных задач обучения детей с нарушением слуха является формирование у них у...

    Рекомендации к коррекционно-развивающему обучению детей в раннем дошкольном возрасте

    Исследование детей раннего возраста показывает, что различия  состоят в основном в характере познавательной деятельности и в её составляющих. В соответствии с этим, детей можно разделить на четыр...