Особенности организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ». (из опыта работы)
консультация

Вагапова Анжелика Геннадьевна

Убедительный факт приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами.

Вопрос 1:  Почему мальчики дольше развивали сюжет игры?

Ответ 1: Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_syuzhetno-rolevaya_igra.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ».

(из опыта работы)

Убедительный факт приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами.

Вопрос 1:  Почему мальчики дольше развивали сюжет игры?

Ответ 1: Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.

Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно - ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума.

Педагогу необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с дошкольниками разных возрастов.

.

В настоящее время выделяют четыре этапа или уровня развития сюжетно- ролевой игры.

I этап: Основным содержанием игры являются «Действия с Предметами»

Игры типа "укачивание малыша", "накладывание еды в тарелку", "вождение машины" и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.

Детей младшего дошкольного возраста обеспечиваю умением обыгрывать игрушки. Для этого мною используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения. Обыгрывая игрушки, я пробуждаю ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяю кукле. Я обеспечиваю развитие умения ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем вызвать желание детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого мною проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов. Я обращаю внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.

 использую и провожу   специальные, как занятия, игры, которые носят обучающий характер. Это такие игры как: «Оденем куклу Таню», «Уложим куклу Таню спать», «Маша заболела», «У мишутки день рождения» и другие.

 Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в нашем детском саду широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)

Данную работу планировала и проводила на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности, широко используя для этого настольный театр, театр «Рукавичку». Кроме того, использование театра «Рукавичка» - способствовало развитию у детей способности принимать на себя роль животного. Есть дети, которые охотно берут на себя предложенную роль, а есть дети, которые отказываются. Таких детей я старалась заинтересовать и привлечь, и неоценимую помощь в этом оказал театр «Рукавичка». Рукавички широко использовала практически во всех режимных моментах. Для изготовления театра были привлечены родители, поэтому они были дороги детям ещё и тем, что они изготовлены мамой. Для развития у детей способности принять на себя роль животного в своей практике использовала и такие игры как: «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха» и другие. перед каждой из выше перечисленных игр рассматривала с детьми иллюстрации животных, читала стихи, небольшие рассказы, показывала повадки животных, просматривали с детьми мультипликационные фильмы и сказки о этих животных, слушали песенки.

Организовывала наблюдения за трудом взрослых: предлагала детям понаблюдать дома за мамой, бабушкой, папой, просила рассказать о том, чем любят заниматься родители дома, какую помощь оказывают дети своим родителям. В группе проводила с детьми наблюдение за трудом помощника воспитателя.

Детям нравилось играть в игровых зонах, они с удовольствием принимали на себя различные роли, но несмотря на это в силу возрастных особенностей испытывали трудности в построении сюжета игры. Поэтому я, постоянно включаясь в игру, брала на себя главную роль, показывая на собственном примере правильность построения диалога между играющими.

II этап «Развития сюжетно– ролевой игры»

"Дочки-матери", "посещение врача", "приход гостей", "покупка продуктов в магазине" - разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.

Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса. На этой стадии малыш полностью проецирует себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!»

Основные сюжеты остаются бытовые. Одна и та же игра повторяется многократно. Дети объединяются в небольшие группы, но это объединение кратковременно. Это характерно для детей 4-5 лет.

Работу в данной возрастной группе начала с расширения предметно игровой среды добавив в неё такие игровые зоны как: «Супер маркет», «Пиццерия», что в свою очередь позволило разнообразить сюжеты игр.

Переименовала уже имеющиеся зоны. Например: «Парикмахерскую» в «Салон красоты», что способствовало усложнению сюжета игры. Объяснила детям, чем отличается парикмахерская от салона красоты, познакомила с новыми профессиями: косметолог, визажист, рассказала о виде их деятельности. При знакомстве детей с новой игрой начинала её, брала одну из ролей (например: роль визажиста) на себя, показывая на собственном примере правильность построения диалога между играющими, и знакомя детей с последовательностью его действий.

и только после этого передавала роль ребёнку.

В ходе совместных игр своими вопросами и репликами стараюсь активизировать ролевую речь детей. Если игра начата кем-либо из детей, стараюсь подключиться к ней непринуждённо и не навязчиво. Например: Одна из девочек одиноко сидит и крутит в руках градусник. Предлагаю другому ребёнку: «Лиля давай поиграем вместе с Ксюшей, она сидит в больнице и ждет, когда к ней придут пациенты. Ксюша ты кто? Врач? Можно мы с Настей будем твоими пациентами, разворачиваю диалог, а затем по сюжету уступаю роль второму ребёнку. Причем моё взаимодействие с ребёнком - врачом служит определённой моделью для второго ребёнка.

Так как в этом возрасте дети начинают объединяться в небольшие группы во время игры, то встаёт вопрос о необходимости научить их взаимодействовать друг с другом. Начиная со средней группы, веду работу по предотвращению конфликтных ситуаций, в том числе и в игровой деятельности. Например, Амир и Артур заспорили в игре, кто из них будет шофёром, а кто пассажиром. Ксюша и Лия заспорили, кто из них будет мама, а кто дочка.

Для разрешения подобных споров учу детей пользоваться считалками, устанавливать очерёдность, познакомила детей с таким приёмом как жеребьёвка – это может быть «Чудо спичечка», «Палочка-выручалочка», «Волшебный мешочек».

Для того чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в игре, даю возможность проиграть все роли, которые в ней есть. Таким образом, происходит обмен ролями, накапливается игровой опыт. Возможность попробовать себя в престижной роли способствует активизации познавательно творческого потенциала. Для развития игровых умений у пассивных детей, вовлекаю их в игру, давая им различные поручения. Например, при игре в «Супер маркет» прошу: «Саша, сегодня очень много покупателей, шофёр не успевает привозить товар. Привези, пожалуйста, на своей машине конфет и пряников». Предлагаю детям интересную, но не сложную роль: «Марина, давай ты будешь медсестрой, вместе с Ксюшей – она врач, будешь сидеть в кабинете и выписывать рецепты. А то ей одной очень трудно, она не успевает, посмотри какая очередь».

Третий этап: «Сюжетно-ролевые игры».

От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в "поездку к бабушке " может протекать так: сначала все вместе "едут к бабушке" на "машине" или, затем "папа" копает или поливает грядки, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "кузнечиков", потом все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и так далее.

Такое усложнение структуры игры - это важный признак развития сознания малыша, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое . Сюжеты игры могут браться из жизни, фильмов или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым.

Неоценимую помощь в развертывании сюжетно-ролевой игры оказывают игры драматизации, в которых мы с детьми этого возраста разыгрываем сюжеты различных художественных произведений, с целью переноса полученных знаний в игру.

Так, например: при знакомстве детей с сюжетно-ролевой игрой «Театр», неоднократно были с детьми на спектаклях проводимых в детском саду, проводила с детьми беседы о театре, знакомила с различными театральными профессиями (режиссёр, костюмер, актер, гримёры).

Совместно с родителями оформили уголок ряженья. Изготовили с детьми необходимые атрибуты (билеты, деньги, таблички со словами «Театр», «Касса»). Во время игры знания и умения, приобретённые с помощью игр- драматизаций, дети исполняющие роли актёров использовали в игре, разыгрывая небольшие спектакли на импровизированной сцене.

Ведя работу по развитию игровых умений в старшей группе, я продолжаю расширять предметно-игровую среду и представления детей об окружающем мире.

Начала знакомить детей с такими сюжетно-ролевыми играми как «Школа», «Театр», «Банк», «Дизайнеры». В дальнейшем планирую вести работу по расширению сюжета этих игр используя для этого: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы, просмотр детских научно популярных фильмов,  рассматривание иллюстраций, изготовление новых атрибутов к этим играм вместе с детьми и родителями.

Четвёртый этап: «творческие сюжетные игры».

Игры характерные для детей подготовительной группы 6-7 лет

От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстаёт перед ним как огромное пространство возможностей.

А сейчас я бы хотела предоставить вашему вниманию презентацию игры «Сбербанк»

 1слайд  название

 2 слайд Предварительная работа:
Экскурсия с детьми в банк. Рассказ
родителя о своей работе в банке.
Показ презентации «Что такое кредит»
(на примере игрушек, книг).
Чтение художественной литературы. Изготовление
родителями и детьми книжек, журналов о банке, денег, карточек, «паспорта»,бейджиков, атрибутов

3 слайд Экскурсия в банк к терминалам

4 слайд В нашей группе с помощью родителей создается соответствующая развивающая среда для комфортного и уютного пребывания детей в детском саду. Предлагаем вам макет сюжетно - ролевой игры "Сбербанк": сейф, терминал, операционное окно, касса, машинка для проверки денег на подлинность, галстуки, альбом "Сбербанк", схема-алгоритм "Сбербанк", разные денежные купюры, рекламные брошюры сбербанка,

компьютер, клавиатура, мышь, камера,

телефон.

5 слайд фрагменты игры

6 слайд Цель:
Познакомить детей с работой терминала, банковскими операциями и с профессиями людей, работающих в Сбербанке.
Задачи:
1. Формировать знания о банковских операциях (снятие наличных, перевод денежных средств, оплата разных услуг).
2. Познакомить с профессиями людей работающих в сбербанке (операционист, контролер, кассир, консультант, менеджер, охранник, инкассатор).
3. Обогатить представление о хранении, получении денежных средств.

7слайд фото

 8 слайд  Роли и ролевые действия
Кассир:
кассир берет у клиента сберегательную книжку, отсчитывает, сколько выдать денег, выдает деньги и др.
Инкассатор:
Ездит по банкам и магазинам
и забирает деньги
Директор:
руководит, подписывает
Охранник:
охраняет сбербанк от
хулиганов, следит за монитором,
просматривает видеозаписи

9 слайд фото

10 слайд Описание макета "Сбербанк":
"Терминал" изготовлен из дух коробок,

склееных между собой, и обклеен пленкой. В верхней коробке распечатана и наклеена картинка -выбор операции по банковской карте,и клавиатура для ввода цифр. На нижней коробке наклеена картинка с изображением видов карт и как правильно вставлять банковскую карту. Также на нижней коробке из пенопласта сделали приемник для карты и выдачи чека. Вырезали окно для получения наличных средств.

11 слайд фото

12 слайд "Сейф"изготовлен из коробки,
ее мы покрасили,
вырезали дверь, а на дверь приклеили ручку. В сейф мы положили разные денежные банкноты.
13 слайд Операционное окно. Изготовили мы его из оргстекла. Покрасили в зеленый цвет. Сбоку прикрепили небольшую коробочку от чая и обклеили ее пленкой, для разных брошюрок. К внутренней стороне приклеили ручку

14 слайд фото

15 слайд Для изготовления макета "касса", нам потребовалась коробка из под конфет, мы ее обклеили пленкой, а внутри сделали отделы для купюр и монет.
16.слайд Для макета "Машинка для проверки денег на подлинность", взяли коробку из под обуви, обклеили ее. Внутрь приклеили лампу светодиодную на батарейке.
17 слайд фото

18 слайд фото

19 слайд альбом сбербанка

20 слайд  Схема - алгоритм «Сбербанк».
Вот и все, макет "Сбербанк" готов, можно обыгрывать

21 слайд спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».

¢Цель: Формирование представлений о труде взрослых (доктора, медсестры), его роли в обществе и жизни каждого человека. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстник...

Календарно-тематическое планирование « Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».

Вид (разновидности) деятельности детей: коммуникативно-познавательная (поисковая, моделирование), коммуникативно-игровая (игра с правилами), коммуникативно-изобразительная (рисование), коммуникат...

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отнош...

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Доклад из опыта работы:  «Особенности  организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...