Календарно-тематическое планирование « Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Ватрашкина Татьяна Николаевна

Вид (разновидности) деятельности детей: коммуникативно-познавательная (поисковая, моделирование), коммуникативно-игровая (игра с правилами), коммуникативно-изобразительная (рисование), коммуникативно-музыкальная (слушание – восприятие музыки), коммуникативно-литературная (декламация).        

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

тема:  « Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

                                        в логике в ФГОС ДО».

Выполнила:

Воспитатель:  Ватрашкина Т.Н. МБУ №162 «Олимпия»

Тольятти-2015

Введение

В связи с внедрением ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ изменились принципы и подходы к организации воспитательно-образовательной деятельности ( п 1.4 ФГОС ДО ). В группах раннего и дошкольного возраста  социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к изменяющимся условиям.

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимый опыт, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат ( п 1.2  ФГОС ДО ) . Известно, что именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта,  эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, реализации  потребности воздействия на мир ( п 4.6 ФГОС ДО ) .

Хочется начать со слов Л. С.  Выгодского:

«Игра ребенка не есть  простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их  и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Но почему же дети перестали играть?  Или их игры скудны и носят характер однообразных действий?

В чем же причины:

1. Сюжетно-ролевая игра – отображение жизни взрослых людей. Играя, ребенок подражает им. Усложнилось производство, стал непонятным и недоступным труд взрослых, многие дошкольники не знают, где и кем работают их родители, кто они по профессии. Родители не могут внятно объяснить, чем они занимаются.

2.  Не играют взрослые. Сюжетно-ролевой игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

3. Но отношение к детской игре у взрослых разное. Одни считают ее несерьезной деятельностью, и старательно замещают ее другими, более значимыми, по их мнению, видами деятельности: занятиями в спортивных секциях, уроками иностранного языка и т.п. Другие имеют представление, что все, чем занимается ребенок — это игра. Недооценка родителей значения сюжетно-ролевой игры отрицательно сказывается на развитии детей не только на этапе дошкольного детства, но и на последующем становлении их личности.
4. Игра стала носить обучающий прикладной характер, утрачивая свою значимость как творческий вид деятельности.

  1. Стремление педагогов выполнить «социальный заказ» родителей :  больше времени уделялось подготовке к школе, а не самой творческой игре.
  2. Строгое зонирование игрового пространства.

В этом случае трудности испытывают и родители и педагоги: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей профессиональной деятельности педагоги, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.

Однако между современной практикой и теоретическими поисками сложился ряд противоречий:

- между потребностями ребенка к игровой деятельности и недооценкой родителями значения сюжетно-ролевой игры, которая отрицательно сказывается на развитии детей не только на этапе дошкольного детства, но и на последующем становлении их личности

- между требованиями к построению образовательного процесса в логике ФГОС ДО и не разработанностью методических материалов.

Выделенные противоречия позволили следующим образом сформулировать цель:

  • Устранить вышеперечисленные противоречия и поддержать интерес детей к игровой деятельности в условиях ФГОС ДО.

-    Разработать модель по созданию условий для проведения сюжетно-ролевых игр, поддержки самостоятельности и инициативы .

Задачи

1. Исследовать и проанализировать методическую литературу.

2. Изучить нормативный документ ФГОС  ДО.

3.Разработать проект сюжетно-ролевых игр, как средство                                                                                   приобщения детей   дошкольного возраста к социальной действительности

4. Разработать модель  организации сюжетно-ролевой игры.


МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Компоненты

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

ОД

Режимные моменты

Целеполагание

  1. Поддерживать самостоятельность и инициативу детей в развертывании сюжетно-ролевых игр.
  2. Обогащать игровой опыт детей.
  3. Формировать умение развивать сюжет на основе полученного опыта.

Содержательно-процессуальный

ОД 1 Художественно-эстетическое развитие.

Ручной труд из бумаги.

Вид детской деятельности: Продуктивная, трудовая.

Цель:

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой  игры (градусники из картона; медицинские карты из листов бумаги, сложенных пополам; и др.).

Методы и приемы.

Моделирование по схеме, рассматривание иллюстраций,

чтение худ.литер.

Интеграция образовательных областей:

1. «Познавательное развитие»,

2. «Социально-коммуникативное»,

3. «Речевое развитие»,

4. «Чтение художественной литературы»

ОД 2     Чтение

Художественной литературы.  И.Туричина « Человек заболел».

Виды детской деятельности:

коммуникативная, познавательная.

Цель:  расширения представления детей о работе доктора.

Обогащать тематику игры.

Вызвать эмоциональный отклик на произведение.

Методы  и приемы.

Беседа по содержанию.

Пересказ по схеме.,

Интеграция образовательных областей:

1. «Познание»,

2. «Социализация»,

3. «Коммуникация»,

4. «Музыка»,

5. «Чтение художественной литературы»,

6. «Художественное творчество».

Утро

Тема

Экскурсия в медицинский пункт.  

  • Виды детской деятельности: Познавательно- исследовательская, чтение художественной литературы, коммуникативная.

Цель:

  • познакомить детей с медицинским кабинетом, его работниками, повторить необходимые правила личной гигиены.
  • Расширить и  обогатить тематику игры.

Методы и приемы.

Беседа, чтение стихов, загадки. Наблюдение за работой мед.сестры и врача.

Прогулка

Темы : Сюжетно-ролевая игра « Помощь идет ».

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: Расширение представлений о профессиях (врач, спасатель, моряк, капитан). Способствовать освоению ребёнком социальных ролей: врач, пациент, моряки, капитан, спасатели. 

Методы и приемы: Действия через алгоритм по организации сюжетно-ролевой игры. Создание заинтересовывающего момента. Организация игрового пространства и подбор атрибутов.

Вечер

    Предложить рассмотреть картину «На приеме у врача».

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская,  коммуникативная, игровая.

Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Формирование опыта взаимодействия доктора и пациента.

Методы  и приемы.

Беседа, рассматривание картины, специальное моделирование ситуаций.

Темы : Сюжетно-ролевая игра «На приеме у доктора».

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Цель:  Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогом.

Методы и приемы:

Беседа, распределение ролей, планирование действий согласно выбранным ролям.

Актуальная среда

Предложить детям Дид/игры  

1.  (Я доктор .. Скажи, что делают этими предметами».)

2. Кому что нужно для работы. (Лото).

Цель:

  • Закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача.

Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии. Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Рисование по теме «Важная работа  доктора».

Цель: Развивать воображение, творческий замысел. Воспитывать интерес к деятельности доктора.

Методы и приемы:

Внесение соответствующих материалов и создание условий для реализации творческого замысла. (бумага, краски).

Темы

Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, т.д.) 

Цель: Вовлечение родителей  в процесс сюжетно-ролевой игры «Доктор».

Формы и способы взаимодействия

Продуктивная, трудовая.

Тема: Предложить родителям обратить внимание ребенка

за работой врача в момент приема в поликлинике.

Цель: Знакомство с работой врача.

Формы и способы взаимодействия :

Круглый стол : участники – родители , дети , педагоги и медицинская сестра.

Результативный

Сформированные у детей целевые ориентиры:

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность .
  • Участвует в совместных играх.
  •  Договаривается учитывая  интересы и чувства других, сопереживает неудачам, радуется успехам других, адекватно проявляет свои чувства в том числе чувства веры в себя, старается разрешать конфликты.
  • Обладает развитым воображением.
  • Владеет разными формами и видами игры.
  • Различает условную и реальную ситуацию.
  • Подчиняется разным правилам и социальным нормам.
  • Использует речь для выражения своих мыслей и желаний.
  • Обогащает познавательно- исследовательскую деятельность.

        


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Научно-методические условия

1. Е.В. Зворыгина,  Н. Комарова . «Педагогические условия формирования  сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.

2. А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. «Развитие игровой деятельности дошкольников». - М: Айрис-пресс.

3. С.А. Козлова,   Т.А. Куликова   «Дошкольная   педагогика».    М.:Академия, 2009.

4. Н.В.Коаснощекова, Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного  возраста – Ростов -на -дону,  Феникс, 2008г., 251с.

5. И.Манина. «Наши помощники - игры».// Ребенок в детском саду. -  2007.-№4. -с. 72.

6. Под ред.А.В. Запорожца , А.Л.Усовой «Психология и педагогика игры дошкольника»./ -М., 1966.

7. С.В.Турыгина, А.Н.Кугач. «Игра - понятие многогранное» // Детский досуг. - 2007. - № 2. - с. 83-85.

8.Д.Б.Эльконин   «Основная   единица   развернутой   формы   игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры».// Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. - М., 1981.

9. Д.Б.Эльконин , «Психология игры». - М., 1978.

10.Л.А.Юрова. «Играть - развивая, развивать - играя» // Дошкольная  педагогика. - ноябрь-декабрь 2004. - № 6(21).

11.Л.С.Выготский Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С. 62-76.

12. Н.Ф.Голованова, Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.

2. Материально-технические ресурсы

  • Приобрести и изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
  • Приобрести художественную литературу.
  • Приобрести аудио- и видеоматериалы по теме.
  • Приобрести расходные материалы (цветная бумага, кисти, краски, клей, цветные мелки).

3.Организационные

Разработать конспекты ОД «Экскурсия в медицинский кабинет».

Организовать предметно-развивающую среду «У врача».

Добавить в картотеку сюжетно-ролевых игр «Помощь идет», « На осмотре у врача».

Добавить в картотеку дидактических игр - игру  «Я – доктор, что мне понадобится?».

Создать по алгоритму картотеку проблемных ситуаций.

Подобрать художественную литературу по теме «Поликлинника».

Разместить игры, оборудование, альбомы, художественную литературу в предметно-развивающей среде группы.

Разработать консультации для родителей по данной теме.

Экскурсия в  кабинет медицинский                        Приложение №1                                                                                        

Цели: познакомить детей с медицинским кабинетом, его работниками, повторить необходимые правила личной гигиены.

Ход экскурсии

У меня немало дел,
Если кто-то заболел.
Всех я вылечу, друзья!
Отгадайте, кто же я?
( Доктор)

В: Ребята, сейчас мы совершим экскурсию в наш медицинский кабинет.

А, как вы думаете, зачем в детском саду  нужен медицинский кабинет?

Да, в медицинском кабинете оказывается медицинская помощь детям, которые заболели или поранились, врачи производят профилактические осмотры детей и делают профилактические прививки.

Ребята, во время экскурсии нужно вести себя тихо, без разрешения ничего не трогать, если вы хотите задать вопрос, то нужно поднять руку, задавать вопросы можно только после того, как врач закончит свой рассказ.

(Идем в медицинский кабинет).

В: Ребята, обратите внимание, какой здесь порядок. Все вещи лежат на своих местах. Кругом чистота.

Это для того, чтобы врач и медсестра могли следить за вашим здоровьем и оказать необходимую срочную медицинскую помощь.

Нашу медсестру зовут (______________). Она – помощник врача. Врач устанавливает, чем заболел человек, назначает лечение, а медсестра выдает нужные лекарства, делает прививки, смазывает ссадины и ранки, делает перевязки. (Врач в своей беседе обязательно затрагивает вопросы: о том, как надо заботиться о своем здоровье, что надо делать детям, чтобы быть здоровыми, рассказывает о правилах личной гигиены, которые должны выполнять дети в детском саду и дома (мыть руки перед едой и после туалета, проводить закаливающие процедуры и прочее).

(Производится измерение роста и веса дошкольников).

Гладко, душисто,

Моет все чисто.

Нужно, чтоб у каждого

Непременно было

Для рук и для тела –

Душистое…

(Мыло)

Хвостик из кости,

На спинке – щетина.

Чистят ею зубы

Саша и Нина.

(Зубная щетка)

Лег в карман и караулит

Реву, плаксу и грязнулю,

Им утрет потоки слез,

Не забудет и про нос.              

  (Носовой платок)

                                                                                                       Приложение№ 2

 Сюжетно - ролевая игра «Поликлиника»

 тема «Прием у врача»

виды детской деятельности:  коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

ЦельФормирование представлений о труде взрослых (доктора, медсестры), его роли в обществе и жизни каждого человека. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогом.

Способствовать освоению ребёнком социальных ролей: врач, пациент, спасатель, моряк, капитан.

Формировать умение творчески развивать сюжет игры: самостоятельно и разнообразно комбинировать в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых

Воспитывать уважение к различным профессиям: врач, спасатель, моряк.

Оборудование:

Детские белые медицинские халаты, шапочки; самодельные медицинские карты, листочки для рецептов, направлений на уколы и прививки, таблетки; предметы из набора “Кукольный доктор” (фонендоскоп, пинцеты, шпатели, шприцы, бинты и др.); пустые флакончики, коробочки из-под лекарств, кусочки поролона и др.

Ход игры:

Воспитатель: Внимание, внимание, жители города! В нашем районе, наконец-то, открывается поликлиника. Если вы заболели или решили проверить своё здоровье, вам поможет  наш  доктор.

Воспитатель: Сегодня для всех объявляется всеобщий медицинский осмотр. Спасатели и моряки– это опасная профессия, на море нужны здоровые работники. Кто из вас хотел бы сегодня работать спасателями и моряками? Почему? Ребята, которые выбрали роль спасателей, сядьте, пожалуйста, справа, а те, кто будет работать в море, - слева.

Воспитатель: Через несколько минут в поликлинике начнётся приём посетителей. Медицинские работники начинают готовить свои рабочие места. А спасатели и моряки в это время продолжают готовится к осмотру..

                                                                                                      Приложение №3

Карточки с алгоритмом к выбору сюжета .

               

  1                                        2                                    3                                       4

                                                                         

                                                                                                         

1 – подумайте и придумайте проблему или несколько;

2 – опишите ее  внешние характеристики;

                                   ее местонахождение;

                               ее значение для людей.

3 –   подумайте и придумайте выход из создавшейся ситуации;                            

4 –   опишите чем закончилась история.

Карточки с алгоритмом к сюжетно-ролевой игре.

               

1 –подумайте и придумайте правила игры;

2 –подготовьте место для игры и  атрибуты к игре;

3-   распределите роли.

        2.        3.

1.

                                                                                                                                                   

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».

¢Цель: Формирование представлений о труде взрослых (доктора, медсестры), его роли в обществе и жизни каждого человека. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстник...

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отнош...

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Доклад из опыта работы:  «Особенности  организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...

Особенности организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ». (из опыта работы)

Убедительный факт приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Ко...